Трудовая миграция и миграционная политика в современном российском обществе

(Гришанова А. Г., Красинец Е. С.) («Миграционное право», 2014, N 1)

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ <*>

А. Г. ГРИШАНОВА, Е. С. КРАСИНЕЦ

——————————— <*> Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ, проект N 12-02-00231 и проект N 13-02-18002.

Гришанова Александра Георгиевна, старший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук.

Красинец Евгений Семенович, заведующий лабораторией миграционных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук.

В статье освещаются проблемы сбалансированности на российском рынке труда. Анализируются тенденции и особенности динамики трудовой миграции в условиях посткризисного развития Российской Федерации. Затрагиваются острые вопросы в сфере регулирования трудовой миграции. Обсуждаются концептуальные аспекты совершенствования миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, международная миграция, трудовая миграция, рынок труда, иностранная рабочая сила, нелегальная миграция, миграционная политика.

Labour migration and migration policy in modern Russian society A. G. Grishanova, E. S. Krasinets

Grishanova Aleksandra Georgievna, Senior research associate at the ISESP RAS, Ph. D. in Economics.

Krasinets Evgenij Semenovich, Head Laboratory of Migration Studies at the ISESP RAS, Ph. D. in Economics.

The article highlights the problems of balance on the Russian labor market, analyses the trends and the features of the dynamics of labor migration in conditions of the post-crisis development of the Russian Federation, affects critical issues in the field of regulation of labor migration, discusses the conceptual aspects of improvement of migration policy.

Key words: migration, international migration, labor migration, labor market, foreign labor, illegal migration, migration policy.

В условиях глобализации отмечается возрастание роли трудовой миграции в мировой экономике. Практически все страны мира в той или иной мере участвуют в международном обмене трудовыми ресурсами либо в качестве импортеров, либо в качестве экспортеров рабочей силы. Российская Федерация, которая активно включилась в международные миграционные потоки в 90-х гг. прошлого века, — не исключение. В современном Российском государстве трудовая миграция является одной из важнейших подсистем народонаселения и экономики. Как на уровне страны, так и большинства ее регионов она существенно влияет на изменение количественных и качественных показателей трудовых ресурсов, воздействует на процессы формирования рынка труда в местах выхода и вселения. В период демографического спада переселение мигрантов на постоянное место жительства из-за рубежа является одним из источников увеличения демографического потенциала, а привлечение и использование иностранных работников — необходимостью для дальнейшего поступательного развития национальной экономики. В результате притока мигрантов решаются многие экономические проблемы страны, улучшается сбалансированность отечественного рынка труда, компенсируется недостаток рабочей силы. Благодаря трудовым мигрантам усиливается ресурсный потенциал экономического роста, стимулируется рост инвестиций, реализуются инвестиционные проекты, в том числе с участием иностранного капитала, развиваются новые виды бизнеса, обеспечивается стабильное функционирование важнейших секторов экономики. Оказывая влияние на расселение населения, миграция является фактором развития регионов и поддержания территориальной целостности России. В общей цепи причин и следствий развития в России трудовой миграции наиболее важными и базисными являются процессы в сфере занятости и рынка труда. В российском обществе, как и в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой, ситуация в сфере занятости населения развивается в условиях количественного дисбаланса и структурных диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением. В регионах и отраслях состав рабочей силы и структура рабочих мест плохо «стыкуются» между собой. Для широкого круга лиц весьма актуальным является поиск подходящей работы. По данным официальной статистики, в середине 2013 г. в целом по России в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано около 1,0 млн. человек. При этом общая численность безработных, оцениваемая по методике Международной организации труда, которые не имели работы и находились в ее поиске, составила 4,0 млн. человек, или 5,3% экономически активного населения <1>. И если в Москве и ряде крупных городов уровень занятости населения в трудоспособном возрасте является достаточно высоким и безработица не вызывает серьезной озабоченности, то в ряде региональных рынков труда, сотнях моногородов и населенных пунктов с монопрофильной структурой экономики, сельской местности и на Северном Кавказе проблемы поиска рабочего места, трудоустройства и занятости населения ощущаются довольно остро и являются болезненными как с индивидуальной, так и общественной точки зрения. ——————————— <1> Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России — 2013 г. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ b13_01/lssWWW. exe/Stg/d07/3-2.htm.

В условиях высокого уровня занятости в неформальном секторе наряду с безработицей на рынке труда сохраняется большое количество вакантных рабочих мест и наблюдается неудовлетворенный спрос на труд по территориям, отраслям, видам деятельности и занятий. Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости, имеет длительную тенденцию к увеличению с волнообразно-циклическими колебаниями ее динамики, обусловленную чередованиями подъема и спада экономической активности населения. До кризисного периода 2008 — 2009 гг. в сравнении с периодом середины 90-х гг. дополнительная потребность предприятий в рабочей силе возросла в 3,4 раза и к середине 2013 г. в целом по РФ достигла 2,0 млн. человек. На фоне демографического спада последних лет в российской экономике все более ощутимой становится проблема недостатка квалифицированных кадров, отсутствие которых становится тормозом развития производства на многих предприятиях. В экономике России дефицит в рабочей силе существенен и носит не только количественный, но и качественный характер. Несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привело к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. Существующая в настоящее время на российском рынке труда структура вакансий в первую очередь ориентирована на рабочих и занятых физическим трудом, а не на представителей так называемых белых воротничков. В условиях неоднородности спроса на рабочую силу и ее предложения по регионам и секторам экономики самая острая нехватка кадров наблюдается в квалифицированных рабочих специальностях, а также среди рабочих по профессиям с большим количеством непривлекательных и тяжелых видов работ. В отечественной экономике сложилась ситуация, когда при наличии хорошо образованной рабочей силы не хватает квалифицированных и опытных работников, прежде всего специалистов рабочих специальностей, высококвалифицированных кадров, умеющих работать на современном оборудовании, современных станках и овладевать современными технологиями. В настоящее время с проблемой недостатка квалифицированных кадров сталкивается большинство руководителей предприятий и организаций. Дефицит квалифицированной рабочей силы связан с нехваткой рабочих основного технологического профиля, а также рабочих, занятых ремонтом и техническим обслуживанием. Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности (особенно машиностроения и металлообработки), строительства и транспорта. Дефицит этих кадров образовался из-за развала системы ПТУ, восстановление которой пока никак не происходит. В странах, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов, никаких ПТУ тоже не существует. По имеющимся оценкам, при нынешних тенденциях в развитии системы профессионального образования к 2015 г. дефицит некоторых рабочих профессий будет достигать 90% <2>. ——————————— <2> Итоги деятельности ФМС России в 2011 г. // Сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы / Под общ. ред. директора ФМС России К. О. Ромодановского. М.: ФМС России, 2012. С. 19.

При оценке несоответствий между спросом на труд и предложением рабочей силы необходимо учитывать современное распределение производительных сил в стране в сочетании со сложившимися территориальными диспропорциями спроса и предложения и локализацией региональных рынков труда. В настоящее время распределение производительных сил характеризуется концентрацией спроса и предложения рабочей силы в центральных регионах страны, масштабной миграцией трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока, значительным превышением предложения рабочей силы над спросом на нее в республиках Северного Кавказа. Наибольшую потребность в дополнительной рабочей силе испытывают крупные и крупнейшие города, в первую очередь Московский регион, Санкт-Петербург, а также восточные территории, откуда уже длительное время идет интенсивный миграционный отток населения. Следует учесть, что проблема диспропорций между рабочими местами и трудовыми ресурсами в отраслевом и территориальном разрезах усиливается из-за низкой трудовой мобильности населения. Даже в условиях кризиса среди безработных и лиц, ищущих работу, крайне низкой оставалась доля желавших переехать или переехавших на работу в другую местность. В 2010 г. только 7,0 тыс. человек воспользовались помощью государства и сменили место жительства, чтобы трудоустроиться в других регионах страны. Можно утверждать, что в последние годы спрос на рабочую силу и дефицит трудовых ресурсов возрастали. Увеличивается количество вакансий, которые предлагаются гражданам, ищущим работу. Так, в июле 2013 г. заявленная работодателями потребность в дополнительной рабочей силе была на 6,3% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и в 1,4 раза выше в сравнении с потребностью июля 2010 г. <3>. ——————————— <3> Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России — 2010 г., 2013 г. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ b10_01/IssWWW. exe/Stg/d12/3-2.htm; URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ b13_01/lssWWW. exe/Stg/d07/3-2.htm.

В долгосрочной перспективе проблемы дефицита рабочей силы будут усугубляться в связи с сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте и в результате процесса старения населения, в том числе его экономически активной части. Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, сокращение численности трудоспособного населения в России в перспективном периоде до 2030 г. превысит 11 млн. человек. Причем в ближайшее десятилетие сокращение будет особенно резким — темпом около 1,0 млн. человек в год. Россия вступила в период, когда основные параметры ее демографического развития и формирования трудового потенциала будут крайне неблагоприятными. Рыночная экономика будет предъявлять все большие требования к обеспечению сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, развитию кадрового потенциала, повышению качества рабочей силы, ее образовательного, профессионального и квалификационного уровня. Важное значение приобретает решение вопросов регулирования трудовой миграции, оптимизации привлечения и использования зарубежных трудовых мигрантов. В последние годы в масштабах, тенденциях и направлениях трудовой иммиграции в Россию наблюдаются существенные перемены, которые на современном этапе развития страны требуют не только всестороннего анализа произошедших изменений, но и осмысления проблем, связанных с политикой приема и использования иностранной рабочей силы. Под воздействием спроса на рынке труда общая численность легально работающих на территории Российской Федерации иностранных работников постоянно менялась. В период нулевых годов трудовая миграция в Россию имела устойчивую нарастающую тенденцию к росту вплоть до кризисного 2008 г. За десятилетний период, предшествующий кризису (1998 — 2007 гг.), зарегистрированное число иностранных работников увеличилось в России более чем в 10 раз. В период мирового финансово-экономического кризиса 2008 — 2009 гг. в использовании потенциала этого миграционного процесса произошли существенные перемены. Рецессия сократила количество свободных рабочих мест, привела к массовым увольнениям среди работающих, снизила потребность в привлечении иностранной рабочей силы, особенно в строительстве, а также в малом бизнесе. В результате сокращения квот и снижения потребности предприятий и организаций в иностранных работниках произошло заметное уменьшение численности официально привлекаемых на работу в России трудовых мигрантов — с 2,4 млн. человек до 2,2 млн. человек, или на 8,3%. К 2011 г. в сравнении с кризисным 2008 г. квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы была сокращена вдвое. В результате на конец 2011 г. в российской экономике действующие разрешения на работу имели немногим более 1,0 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не считая граждан Белоруссии и иностранных граждан, имевших разрешение на работу сроком до трех месяцев и не продливших их в дальнейшем. Дополнительно к этому в среднем за 2011 г. еще свыше 190 тыс. иностранных граждан имели патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц <4>. ——————————— <4> Россия в цифрах — 2012 г. Федеральная служба государственной статистики. М., 2012. URL: http://www. gks. ru/bgd/ regl/b12_11/Main. htm.

Следует иметь в виду, что трудовая миграция в современную Россию характеризуется большим разнообразием миграционных потоков по странам выезда. При этом необходимо учитывать, что основной поток трудовых мигрантов в Россию идет из стран СНГ. С середины 2000-х гг. все большую активность в формировании государственной политики экспорта трудовых ресурсов в Российскую Федерацию проявляют страны Центральной Азии. В настоящее время по объемам трудовой эмиграции в Россию Узбекистан и Таджикистан занимают первое и второе места, сменив Китай и Украину, лидировавшие в середине нулевых годов в списке основных стран — экспортеров иностранной рабочей силы. Несмотря на постепенную нормализацию в Российской Федерации миграционной обстановки, в этой сфере сохраняется ряд острых проблем. В межгосударственной миграции масштабы миграционных потоков, их направления и структура, а также качественный состав мигрантов не отвечают текущим и стратегическим национальным интересам России. Количество и качество прибывающих в страну трудовых мигрантов не соответствуют потребностям инновационного развития экономики. Доступность дешевой иностранной рабочей силы ослабляет стимулы для инвестиций, обеспечивающих рост производительности труда. В страну в поисках работы по большей части едут люди без высшего, среднего профессионального, а иной раз — и без общего среднего образования. В условиях безвизового въезда граждан стран СНГ происходит наполнение отечественного рынка труда неквалифицированной рабочей силой, что приводит к маргинализации населения и снижению качества трудового потенциала страны. Основная масса мигрантов прибывает из бедных стран и регионов, заполняет ниши в нижнем сегменте рынка труда, сосредоточивается в нижней части социальной пирамиды. Большая часть прибывающих в Россию мигрантов новых, постсоветских поколений из государств Центральной Азии и Закавказья в целом отличается более низким уровнем образования, знания русского языка, профессионально-квалификационной подготовки по сравнению со старшими поколениями. Масштабное использование малоквалифицированного труда работников-мигрантов в экономике тормозит процессы ее модернизации. С ростом доли мусульманских стран Центральной Азии в экспорте трудовых ресурсов в РФ возрастает культурная дистанция между приезжающими мигрантами и российским населением. В своей основной массе трудовые мигранты из азиатских стран являются представителями бедных слоев населения и плохо знают русский язык. Четверть из них не умеет говорить по-русски и общается исключительно на своем языке <5>. Поэтому оказываются наиболее проблемными группами с точки зрения адаптации к российским условиям жизни. К этому следует добавить, что большинство мигрантов приезжают из небольших городов и сельской местности. По имеющимся оценкам, половина из них не имеет профессионального образования и может заниматься только неквалифицированным трудом <6>. Это также создает дополнительные трудности для их доступа на рынок труда и интеграции в российское общество. Культурно более далекие и менее адаптивные мигранты — серьезный вызов миграционной политике России, которая должна учитывать происходящие изменения. ——————————— <5> Красинец Е. С. Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России // Народонаселение. 2012. N 2(56). С. 32. <6> Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж. А. Зайончковской и Г. С. Витковской; Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. С. 32 — 33.

Ряд проблем возникает в связи со значительными масштабами нелегальной миграции и незаконной занятости иностранных граждан, которые формируются в основном за счет стихийно прибывающих в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ и усиливают давление на национальный рынок труда низкоквалифицированной рабочей силы. Основная масса трудовых мигрантов сосредоточена в теневом секторе экономики либо работает с нарушением трудового, налогового и прочего законодательства РФ. Незаконная миграция способствует распространению нелегитимных видов занятости, усилению напряженности на рынке труда, приводит к существенным потерям для бюджета из-за недополучения платы за использование иностранной рабочей силы, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Применение дешевого неформального труда мигрантов из стран с более низким уровнем жизни снижает социальные стандарты занятости, уровень оплаты труда и темпы модернизации в отдельных отраслях, порождает огромный оборот теневых отношений, способствует распространению нечестной конкуренции, что подрывает рыночные механизмы экономики. Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг и искажая систему взаимоотношений между субъектами рынка и государством, нелегалы тормозят создание в стране эффективного цивилизованного рынка труда. Использование труда незаконных мигрантов создает условия для развития масштабной латентной инфраструктуры, обслуживающей трудовую миграцию и сферу незаконного трудоустройства, включая институт частного посредничества при организации переезда и занятости, различные сервисы по продаже миграционных карт, регистрации, вплоть до российского гражданства. Сотни тысяч нелегальных мигрантов оказываются вовлеченными в незаконный бизнес, криминальную экономическую деятельность. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности оказывает избыточная концентрация незаконных мигрантов в столичных и крупных городах, ускоренное формирование в них национальных диаспор из зарубежных стран, нарушение сложившегося этнодемографического баланса в ряде территорий страны. В результате масштабной незаконной миграции и высокого уровня заболеваемости мигрантов инфекционными заболеваниями (СПИД, туберкулез, сифилис, гепатит и др.) возрастают риски осложнения в стране санитарно-эпидемиологической обстановки. Оказывая дестабилизирующее воздействие на межэтнические отношения, незаконная миграция является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации, роста антимигрантских настроений и возникновения на этой почве конфликтных ситуаций. Неурегулированность правового статуса большого количества мигрантов и их нарастающая изоляция от принимающего социума ведут к усилению мигрантофобии среди местного населения и создают условия к росту социальной напряженности в российском обществе. Латентная миграция и незаконная занятость иностранных работников оказывают существенное воздействие на экономическую ситуацию, социальную сферу и криминогенную обстановку в стране, являются важным фактором снижения управляемости и повышения непредсказуемости процессов в обществе. К числу актуальнейших проблем, связанных с территориальным развитием страны, относятся тенденции в сфере внутренней миграции. Во внутрироссийских миграциях идет масштабный миграционный отток населения с севера и востока на запад страны, прежде всего в центр. При этом практически весь миграционный прирост, получаемый Центральным федеральным округом, аккумулируют Москва и Московская область. Вместе с тем во все российские регионы отдает население важный геополитический и стратегический регион РФ — Дальневосточный федеральный округ. Западный дрейф во внутренних миграциях подрывает демографический и трудовой потенциал на востоке страны, углубляет диспропорции регионального развития, усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации <7>. ——————————— <7> Гришанова А. Г., Макарова Л. В. Актуальность изучения миграционных процессов в России в целом и в координатах Евразийской транспортной системы // Миграционное право. 2012. N 3. С. 4 — 5.

Проблемы в сфере миграции, с которыми сталкивается российское общество, свидетельствуют о том, что проводимая государственная миграционная политика не в полной мере соответствует потребностям экономического, социального и демографического развития страны, решению задач обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов Российской Федерации. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, необходимо усиление регулирующей роли государства в данной сфере. От принятия продуманных решений по вопросам миграционной политики во многом зависит позитивное влияние международной и внутренней миграции на рост экономики, развитие демографической ситуации и обеспечение безопасности страны. Совершенно очевидно, что в корректировке нуждается Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., целевые установки которой должны быть сопряжены и увязаны с целями концепций демографической политики и политики занятости. В ней, в частности, должны быть четко определены на перспективу количественные параметры долгосрочных миграций, характеристики учебной и трудовой миграции, приоритеты стран выхода и качественных характеристик мигрантов, условия приема переселенцев, схема их расселения по территории России в контексте геополитических, экономических и демографических интересов страны. Другой проблемой, непосредственно связанной с совершенствованием миграционной политики, является приведение всех законодательных актов о миграции в единую систему путем разработки Миграционного кодекса Российской Федерации. Одной из важных задач в области управления миграционными процессами является обеспечение устойчивого миграционного прироста населения Российской Федерации. В ближайшие годы на этом пути предстоит расширить возможности для переселения в Россию на постоянное жительство соотечественников, проживающих за рубежом, в первую очередь граждан государств — участников СНГ. Большое внимание должно быть уделено в этой связи Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению на историческую родину соотечественников, проживающих за рубежом, которая, на наш взгляд, нуждается в радикальной переработке. В целях реализации социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, выделяемые на реализацию госпрограммы средства федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели надо переориентировать на наиболее важные в геополитическом отношении районы России, в первую очередь перенаправить их на программные мероприятия по переселению соотечественников в приграничные дальневосточные регионы страны. С учетом стратегических задач стабилизации и роста демографического потенциала, а также обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами должен быть предпринят также целый ряд мер, касающихся стимулирования миграции в РФ молодежи, имеющей особо востребованные на отечественном рынке труда профессии и специальности, включая обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам российских образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан. Миграционная политика в сфере международного трудового обмена должна быть основана на понимании необходимости интеграции Российской Федерации в международный рынок труда. Деятельность в этом направлении должна опираться на разработку эффективных механизмов регулирования трудовой миграции. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития ключевой задачей становится разработка процедур, которые поощряют въезд в Россию нужных для страны мигрантов и ограничивают доступ на отечественный рынок труда тех, в ком нет нужды. В повестке дня должен быть переход к внедрению дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы в зависимости от образовательных и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов. В ближайшие годы целесообразно перейти к программам организованного приема востребованных экономикой трудовых мигрантов из-за рубежа. Для использования в национальной экономике высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников из-за рубежа по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда, необходимо внедрить на практике балльную систему отбора мигрантов при получении ими вида на жительство, а также существенно расширить перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, на которые квоты не распространяются. Необходимо расширить перечень оснований для отказа иностранным гражданам в выдаче патента и его аннулирования (судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и внесенных в список опасных для населения Российской Федерации). Целесообразно создать систему обязательного медицинского освидетельствования и медицинского страхования тех иностранцев, кто приезжает в нашу страну на работу; выдавать мигрантам разрешения на работу и патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц только при наличии медицинского полиса, действующего на территории России. К числу актуальнейших проблем относится разработка мероприятий по противодействию теневому рынку торговли квотами на иностранную рабочую силу и разрешениями на работу. Необходимо принять нормативно-правовые акты, направленные на усиление ответственности руководителей принимающих российских организаций, а также работодателей за незаконное использование трудовых мигрантов. Важно совершенствовать методы и механизмы института иммиграционного контроля; активизировать работу по оснащению современными научно-техническими средствами миграционных и пограничных служб; развивать инфраструктуру в целях выдворения иностранных правонарушителей за пределы страны; укреплять взаимодействие с компетентными органами других стран, прежде всего государств — участников СНГ, по вопросам противодействия нелегальной миграции. Говоря о миграционной политике, следует учесть, что в регулировании трудовой миграции нельзя ограничиваться только административными методами, а важно обратить внимание на рыночные косвенные регуляторы. В целях ограничения притока в российскую экономику низкоквалифицированных работников необходимо увеличить плату работодателей в бюджет за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы с более низкой квалификацией или без квалификации. В политике по приему иностранной рабочей силы должен быть предпринят и целый ряд мер, касающихся создания условий и стимулов для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов. Вместе с тем особое внимание должно быть обращено на решение задач содействия адаптации, интеграции и реинтеграции долгосрочных мигрантов. Необходимо развивать официальную (государственную и частную) инфраструктуру, состоящую из разнообразных сервисов (справочных, консультационных, правовых, посреднических и пр.), позволяющих мигрантам находиться в правовом поле российского законодательства и помогающих им в социальной адаптации и интеграции. Политика по приему, интеграции и натурализации этой категории мигрантов должна включать экономическую, социальную, политическую и культурную составляющие. Неотъемлемой частью такой политики должны стать меры по развитию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением. В регулировании внутренней миграции важной задачей является создание условий для повышения территориальной мобильности населения с учетом необходимости достижения большей сбалансированности на отечественном рынке труда. Необходимо активизировать мероприятия по проведению региональной социально-экономической политики, направленной на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижение миграционного оттока населения из приграничных и стратегически важных территорий районов Сибири и Дальнего Востока. Нужны изменения в миграционной политике и политике занятости, предусматривающие создание экономических и социальных условий для миграции трудовых ресурсов в регионы с нехваткой населения и дефицитом рабочей силы, особенно в восточные территории страны. Необходимо осуществить меры, направленные на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока и создание с помощью действенных экономических стимулов условий для стабилизации демографического и трудового потенциала в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации. Целесообразно создать в стране единую информационную систему учета миграционного движения населения, развивать статистическое наблюдение за трудовыми мигрантами, ввести внятную статистику данной категории иностранных граждан, расширить круг разрабатываемых показателей по вопросам трудовой иммиграции, проводить ежегодные обследования в сфере внутренней и международной миграции населения.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. Социально-эко номическое положение России — 2013 г. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ b13_01/lssWWW. exe/Stg/d07/3-2.htm. 2. Итоги деятельности ФМС России в 2011 г. // Сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы / Под общ. ред. директора ФМС России К. О. Ромодановского. М.: ФМС России, 2012. 3. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России — 2010 г., 2013 г. URL: http://www. gks. rU/bgd/regl/ b10_01/IssWWW. exe/Stg/d12/3-2.htm; URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ b13_01/lssWWW. exe/Stg/d07/3-2.htm. 4. Россия в цифрах — 2012 г. Федеральная служба государственной статистики. М., 2012. URL: http://www. gks. ru/bgd/ regl/b12_11/Main. htm. 5. Красинец Е. С. Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России // Народонаселение. 2012. N 2(56). 6. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж. А. Зайончковской и Г. С. Витковской; Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. 7. Гришанова А. Г., Макарова П. В. Актуальность изучения миграционных процессов в России в целом и в координатах Евразийской транспортной системы // Миграционное право. 2012. N 3.

——————————————————————