Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда как одна из форм защиты трудовых прав работников

(Сошникова Т. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2010, N 4)

КОНТРОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ <*>

Т. А. СОШНИКОВА

——————————— <*> Soshnikova T. A. Control of trade unions over observance of legislation on labor and protection of laboras one of forms of protection of labor rights of workers.

Сошникова Тамара Аркадьевна, заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.

Статья отражает точку зрения автора по поводу контроля профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда как формы защиты трудовых прав и интересов работников.

Ключевые слова: контроль профессиональных союзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда, формы и методы работы профсоюзов по защите трудовых прав и законных интересов работников.

The article reflects the author’s viewpoint regarding the control of trade unions over observance of legislation on labor and protection of labor as a form of protection of labor rights of workers.

Key words: control of Trade Unions over observance of legislation on labor and protection of labor, forms and methods of work of trade unions related to protection of labor rights and legitimate interests of workers.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Развивая и конкретизируя ст. 45 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ устанавливает способы защиты трудовых прав и законных интересов работников, к которым отнесены: — самозащита работниками своих трудовых прав; — защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; — государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — судебная защита <1>. ——————————— <1> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изм. и доп.). Ст. 352 // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Как видно из формулировки ст. 352 ТК РФ, законодатель расставил приоритеты в защите трудовых прав несколько иначе, чем говорится в Конституции РФ: на первом месте оказалось не государство, а собственная инициатива работников. Безусловно, трудно переоценить роль и значение самой правозащитной активности человека. Не вызывает сомнений тот факт, что личность, защищая свои права, тем самым отстаивает не только собственный интерес, но и выполняет свой гражданский долг перед обществом — защищает закон и сложившийся в нем правопорядок. В этой связи слова И. Канта о том, что «каждый человек обязан отстаивать свое право» и следить, чтобы другие «не топтали его ногами», что человек «не должен отказываться от человеческого преимущества иметь право, а обязан так долго отстаивать его, как только может» <2>, наполняют представления о защите прав человека не только индивидуальным, но и общественным звучанием. ——————————— <2> Цит. по: Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 52.

Однако менталитет большинства россиян таков, что им в одиночку трудно противостоять напору работодателей, которые имеют в руках не только материальный, но и серьезный административный ресурс. Поэтому на втором месте среди способов защиты трудовых прав законодатель поставил в ст. 352 ТК РФ защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, которые и созданы для того, чтобы представлять и защищать права и интересы своих членов. Попутно заметим, что только Федерация независимых профсоюзов России, 20-летний юбилей которой отмечается в 2010 г., объединяет в своих рядах более 24 млн. членов профсоюзов <3>. ——————————— <3> URL: http:// www. fnpr. org. ru/ n/ 2/ 15/ 187/ 5790.html

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм — морали, этики, традиций, права и др. Важнейшими среди них являются Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» <4> (далее — Закон о профсоюзах). ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Трудовой кодекс РФ, как главный источник трудового права, содержит главу 58, которая так и именуется: «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами». А всего в ТК РФ 73 статьи, в которых упоминается в той или иной степени о правах профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 прямо закрепляет их права на представительство и защиту, указывая, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Само понятие «защита трудовых прав» в науке трудового права не раз подвергалось исследованию, и по поводу содержания этого термина высказывались различные точки зрения. В частности, А. И. Ставцева понимала под защитой «установленные государством, закрепленные в правовых актах средства и способы, при помощи которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов» <5>. Сюда же она относила принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение причиненного при этом материального ущерба и морального вреда. ——————————— <5> См.: Ставцева А. И. Трудовые споры и право на судебную защиту // Журнал российского права. 1998. N 8.

Е. А. Федорова также полагает, что защита трудовых прав работников состоит в деятельности органов, которые не только восстанавливают нарушенное трудовое право, но и предупреждают нарушение трудовых прав, а также устраняют препятствия в его реализации <6>. ——————————— <6> См.: Федорова Е. А. Защита трудовых прав: Дис. … к. ю.н. М., 2005. С. 53 — 54.

По мнению И. А. Костян, такая трактовка представляется спорной в силу того, что предупреждение правонарушения имеет место в отсутствие правонарушения, в отсутствие противоправного посягательства на подлежащие защите права, свободы и законные интересы (т. е. когда, по сути, нечего еще защищать) <7>. ——————————— <7> См.: Костян И. А. Правовые проблемы защиты трудовых прав работников в условиях рыночных отношений в России: Дис. … д. ю.н. М., 2009. С. 172.

Аналогичной точки зрения придерживается А. Я. Петров, рассматривая соотношение понятий «защита трудовых прав» и «контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства». В частности, он пишет, что «защитить — значит: 1) охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности; 2) предохранить, обезопасить от чего-либо; 3) отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-нибудь критикой, возражениями». Что касается контроля за соблюдением трудового законодательства, то, по мнению автора, «термин «контроль» означает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Налицо явное расхождение значений защиты и контроля» <8>. ——————————— <8> См.: Петров А. Я. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (к новой концепции главы 58 Трудового кодекса) // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

На наш взгляд, защиту трудовых прав и законных интересов работников следует рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В узком смысле защита осуществляется в случае нарушения тех или иных прав, а в широком смысле защита прав человека представляет собой форму реализации права человека на правовую защиту, обеспеченную организационно-правовыми средствами и мерами принуждения, применяемыми в целях устранения препятствий на пути осуществления прав человека, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении. Не случайно в ст. 11 Закона о профсоюзах, закрепляющей их право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, перечислены основные формы защиты, которые включают в себя и участие в законотворческой деятельности, и возможность высказать свое мнение, и внесение предложений о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы, а также защиту права своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и т. д. Защитить право на труд невозможно, не участвуя в принятии нормативных актов о труде и в контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных прав работников. Поэтому при обсуждении вопроса «О действиях профсоюзов в современных экономических условиях» на заседании Генсовета ФНПР 25 ноября 2009 г. председатель ФНПР М. В. Шмаков приводил примеры инициативных действий профсоюзов, которые были направлены на защиту прав работников с использованием всех предоставленных трудовым законодательством возможностей. По требованию профсоюзов государственными органами стали широко применяться меры воздействия к работодателям, нарушающим трудовое законодательство, был принят федеральный закон, расширяющий возможности прокуратуры по защите прав работников, особенно в области оплаты труда и соблюдения всех законодательных положений о занятости и процедурах приема и увольнения работников <9>. ——————————— <9> См.: Доклад председателя ФНПР на заседании Генсовета 25.11.2009 URL: http:// www. profgeo. ru/ fnpr/ 09/ fnpr003.htm.

Профсоюзными организациями в современных условиях используются различные формы и методы работы по защите трудовых прав и законных интересов работников. Профсоюзы на основании заключенных с Генеральной прокуратурой и Федеральной службой по труду и занятости договоров проводят совместные проверки соблюдения трудового законодательства. Так, по данным ФНПР, в 2009 г. членскими организациями совместно с государственными инспекциями труда проведено 3896 проверок, в результате которых привлечены к административной ответственности в виде штрафа 834 должностных лица — работодателя. Совместно с органами прокуратуры в 2009 г. проведено 1415 проверок. Опыт совместной работы профсоюзов с органами прокуратуры и государственной инспекцией труда показывает результативность и эффективность подобного взаимодействия <10>. Можно привести пример такого взаимодействия уже в 2010 г.: исполнительным директором Зауральского кузнечно-литейного завода Курганской области были изданы три незаконных приказа, в том числе об изменении системы материального стимулирования работников. Благодаря совместным усилиям Федерации профсоюзов Курганской области, областной прокуратуры и инспекции труда приказы были отменены. Кроме того, 30 июня 2010 г. по заявлению УФНС по Курганской области с участием прокурора суд дисквалифицировал исполнительного директора завода. ——————————— <10> См.: Постановление исполкома ФНПР от 26.05.2010 N 3-5 «О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2009 г.».

Таким образом, благодаря реализации своих контрольных полномочий профсоюзами права работников были защищены, и справедливость восторжествовала. В этой связи, на наш взгляд, контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда необходимо рассматривать как одну из форм защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Ни одна другая общественная организация не имеет такого полномочия. Профсоюзам же это право представлено государством и закреплено в ст. 19 Закона о профсоюзах. В практике деятельности профсоюзных организаций и их объединений выработаны механизмы реализации полномочий по контролю за соблюдением трудового законодательства и защите трудовых прав работников, основанные на нормах права и решениях профсоюзных органов. К ним в первую очередь следует отнести: — проведение проверок соблюдения трудового законодательства работодателями, направление им требований об устранении выявленных нарушений; — проведение проверок соблюдения работодателем требований охраны труда и внесение обязательных для рассмотрения должностными лицами предложений об устранении выявленных нарушений; — проведение самостоятельной экспертизы условий труда в организации и внесение предложений о совершенствовании условий труда либо установлении дополнительных компенсаций для работников; — проведение проверок выполнения работодателями условий коллективных договоров и соглашений; — участие в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров; — участие в принятии решения работодателем по вопросам регулирования трудовых отношений и другие. Необходимо отметить, что проведение экспертизы условий труда членами профсоюзных инспекций и комиссий по охране труда стало в последние годы важным направлением деятельности профсоюзов по защите права работников на здоровые и безопасные условия труда. В этой связи показательным, на наш взгляд, является дело, рассмотренное Арбитражным судом Волгоградской области по иску ОАО «Хлебокомбинат Волжский», которое оспаривало решение налоговой службы России по г. Волжскому в части: доначисления налога на прибыль, доначисления налога на доходы физических лиц и т. п. Одним из оспариваемых эпизодов является выплата налогоплательщиком своим работникам части заработной платы в качестве компенсации за вредные и тяжелые условия труда, при этом использован документ ненормативного характера — результаты экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, проведенной Объединенной профсоюзной инспекцией труда «Российское объединение социальных технологий», что, по мнению налогового органа, повлекло неуплату налоговым агентом налога на доходы физических лиц. Судом правильно отмечено, что в условиях отсутствия утвержденного Правительством Российской Федерации перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников организации проведена Объединенной профсоюзной инспекцией труда в рамках полномочий, предусмотренных ст. 370 ТК РФ. Право самостоятельно производить экспертизу условий труда установлено ст. 370 ТК РФ, ст. ст. 19 и 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Одним из важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и безопасности работников <11>. ——————————— <11> См.: Андрияхина А. М., Гущина К. О. Защита трудовых прав граждан: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008. Материал получен с использованием информационного ресурса СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, благодаря эффективному использованию своих контрольных полномочий профсоюзами были защищены трудовые права не только работников, но и работодателя. В отличие от других полномочий профсоюзов, которые они осуществляют либо совместно с работодателем (например, при заключении коллективного договора), либо только путем высказывания мотивированного мнения (как при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников), контроль за соблюдением трудового законодательства является самостоятельной функцией профсоюзов, их органов и созданных ими правовой и технической инспекций. Для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, социально-бытовом обслуживании членов профсоюза им не требуется согласие или разрешение органов власти, местного самоуправления или руководителя организации. Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для осуществления своих контрольных полномочий. В соответствии со ст. 19 Закона о профсоюзах они осуществляют контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора <12>, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. ——————————— <12> Хотелось отметить, что в тексте нового Трудового кодекса РФ, в отличие от Кодекса законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г., нет такого понятия, как «трудовой контракт». Вместе с тем термин «контракт» все еще упоминается в ряде законов, среди которых и исследуемый Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Таким образом, представляется, что из текста упомянутого Закона (ст. ст. 3, 12, 19, 30) следует исключить термин «контракт».

Подчеркнем, что профсоюзы вправе осуществлять общественный, профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. Данное правомочие профсоюзов подкрепляется и положениями Трудового кодекса РФ, ст. 370 которого предусматривает, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В юридической литературе и практике деятельности профсоюзов различают две основные сферы контроля за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права <13>. Прежде всего, это контроль за законностью и целесообразностью установления коллективных и индивидуальных условий труда, а также контроль за применением действующих нормативных правовых актов, коллективных договоров и соглашений, регулирующих условия труда. ——————————— <13> См., напр.: Сошникова Т. А., Шеломов Б. А. Контроль профкома за соблюдением законодательства о труде. М.: Профиздат, 1987. С. 9.

Различают также предварительный, последующий и текущий контроль за соблюдением законодательства о труде <14>. ——————————— <14> См.: Шеломов Б. А. Контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства: Учебное пособие. М.: Профиздат, 1980. С. 28.

Предварительный контроль имеет место в тех случаях, когда условия труда устанавливаются при участии профсоюзов. Отметим, что предварительный контроль за соблюдением законодательства о труде, особенно при установлении условий труда, при обсуждении проектов нормативных правовых актов и иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет ведущее значение. При его проведении профсоюзные органы имеют возможность предотвратить нарушения законодательства, не допустить ущемления трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Благодаря активной позиции профсоюзов в ряде субъектов Российской Федерации приняты собственные законы о профсоюзах, о социальном партнерстве. Так, московские профсоюзы принимали активное участие в разработке Законов г. Москвы «О прожиточном минимуме», «О социальном партнерстве», «Об охране труда в г. Москве». Последующий контроль профсоюзы осуществляют в процессе реагирования на письма, жалобы и предложения, которые поступают в соответствующие органы от членов профсоюзов. Цель такого контроля — выявить уже допущенное нарушение и восстановить нарушенное право работника. По данным Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), за 2009 г. по вопросам, связанным с выплатой заработной платы, увольнением с работы, законностью заключения срочных трудовых договоров, и другим в правовые службы общероссийских профсоюзов и их территориальные органы обратились лично 517810 человек. Практическую помощь в подготовке исковых заявлений в судебные органы получили 34335 человек, рассмотрено 18357 дел в судах с участием профсоюзных юристов, решены в пользу работников 78% дел, восстановлено на работе 1214 членов профсоюзов. Текущий контроль профсоюзы осуществляют в плановом порядке, например при осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров или соглашений. В процессе текущего контроля возможно и предотвращение нарушений трудового законодательства, и устранение уже допущенных нарушений. Особое значение имеет контроль, который проводит первичная профсоюзная организация через свой выборный орган и общественные комиссии непосредственно на рабочих местах в конкретной организации. Она, так же как и вышестоящие органы, вправе осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства о труде. Как представитель и защитник социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, профком может выступить в защиту интересов конкретного работника, например, при составлении графика отпусков, при установлении режима труда, присвоении рабочего разряда в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником, при установлении неполного рабочего времени по просьбе женщины, имеющей малолетних детей, и в других случаях. В настоящее время профсоюзные органы обладают относительно широкими (и, что не менее важно, разнообразными) полномочиями в области контроля за соблюдением трудового законодательства. Отметим, что эти полномочия, к сожалению, используются недостаточно. Не случайно количество членов профсоюзов из года в год уменьшается. Причин тому много. Они имеют политические, экономические, организационные, юридические корни. Однако проблема не только в этом. На наш взгляд, государство на данном этапе не уделяет должного внимания вовлечению в управление государственными, общественными делами массовые общественные организации, в том числе и профессиональные союзы. Прежде советские конституции прямо подчеркивали их роль и значение. Так, например, в соответствии со ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., профессиональные союзы, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами имели право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов <15>. ——————————— <15> См.: Конституция (Основной Закон) Российской Советской Социалистической Республики (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.

Нормой указанной статьи было узаконено место общественных организаций, в том числе профсоюзов, в политической системе общества. Нынешняя (1993 г.) Конституция России говорит о месте и роли общественных объединений весьма скромно. В ст. 13 (ч. 4) Конституции указано лишь, что общественные объединения равны перед законом. А ст. 30 предоставляет право каждому на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Несмотря на то что Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» формально продолжает действовать, механизмы реализации предусмотренных в нем отдельных полномочий отсутствуют. А с принятием 30 декабря 2001 г. нового Трудового кодекса многие из них вовсе не могут быть реализованы, поскольку не предусмотрены Кодексом либо им значительно скорректированы. Например, вопросы установления систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда должны были решаться работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом <16>. Теперь же эти вопросы решает работодатель с учетом мнения представительного органа работников данной организации (ст. 135 ТК РФ). Трудовой кодекс существенно изменил объем профсоюзных прав, превратив большинство из них из самостоятельных или разрешительных (когда вопросы решались с согласия, по согласованию или с разрешения профсоюзов) в факультативные права. ——————————— <16> См.: ст. 11 п. 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Безусловно, в условиях рыночной экономики вряд ли целесообразно, чтобы работодатель просил разрешения у профсоюзного органа на организацию сверхурочных работ, как это было раньше (ст. 54 КЗоТ РСФСР 1971 г.). Однако новый Трудовой кодекс, расширив сферу локального регулирования трудовых отношений, фактически лишил возможности профсоюзы осуществлять предварительный контроль за соблюдением трудового законодательства при установлении условий труда. Ныне работодатель своим приказом с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации утверждает графики сменной работы (ст. 103 ТК РФ), порядок разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), график отпусков (ст. 123 ТК РФ), системы заработной платы в организации (ст. 135 ТК РФ), форму расчетного листа (ст. 136 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ) и многое другое. Формально ст. 372 ТК РФ предусматривает алгоритм действий работодателя и профсоюза при подготовке локальных нормативных актов. Однако анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что она ущемляет право граждан на создание профессиональных союзов для защиты своих экономических и социальных интересов, предусмотренное ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 30 Конституции РФ, поскольку отдает приоритет только тому органу, который представляет интересы всех или большинства работников. Если же в организации действует профсоюз, защищающий интересы малочисленных профессиональных групп, то его мнение теперь никто не будет спрашивать при введении новых условий труда, он даже не будет иметь для выполнения своей защитной функции необходимой информации. Между тем практика свидетельствует о серьезных нарушениях трудового законодательства при установлении условий труда. В юридической литературе продолжает оставаться дискуссионным вопрос о представительстве прав членов профсоюза в органах по рассмотрению трудовых споров и, в частности, в судах. По смыслу ст. 23 Закона «О профсоюзах» в случаях нарушения законодательства о труде они вправе не только по просьбе членов профсоюза и других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры, одним из которых являются суды общей юрисдикции. Еще в 20-х годах прошлого столетия профессор В. М. Догадов отмечал, что профсоюз имеет право действовать не на основании какой-то доверенности, выданной ему отдельными работниками, а как правомочная организация рабочего класса <17>. Однако суды руководствуются нормами Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) <18>, который не предусматривает для профсоюзов такого полномочия. Гражданин может передать профсоюзу права по его представительству в суде только путем составления доверенности или подачи письменного заявления. Отдельные представители науки трудового права считают, что это правильно. Ведь если сравнить деятельность профсоюзов по защите прав и интересов своих членов с адвокатской деятельностью, то можно убедиться, что адвокаты выступают в защиту прав человека только по просьбе лица, нуждающегося в правовой помощи. В этой связи В. А. Васильев приходит к выводу, что осуществление представительства работников профсоюзными органами на основании профсоюзного членства без обращения последних за оказанием им помощи в реализации своих прав нельзя признать правомерным. В данном случае отсутствует волеизъявление представляемого <19>. ——————————— <17> См.: Догадов В. М. Правовое положение профессиональных союзов СССР. Л., 1928. С. 44. <18> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532. <19> См.: Васильев В. А. Процессуальный механизм осуществления представительства работников в социально-трудовых отношениях // Трудовое право. 2008. N 5.

Думается, что ситуация не такая однозначная, как кажется на первый взгляд, даже если речь идет об использовании специальных полномочий по представительству прав и интересов в суде. Одно дело — совершение гражданско-правовой сделки без волеизъявления стороны, а совсем другое — защита прав работников, которые уже изъявили свою волю и стали членами профсоюза. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что трудовые отношения — непростой вид отношений, и подача иска самими работниками зачастую невозможна, поскольку работники предпочтут терпеть нарушения своих трудовых прав, так как им невыгодно идти на конфликт с работодателем. Ведь работодатель — более влиятельная сторона правоотношения. Кроме того, не каждый еще обратится в суд по причине недостаточного знания правовых и процессуальных моментов <20>. Представляется, что назрела необходимость расширить полномочия профсоюзов по представительству и защите прав и интересов своих членов в судебных органах. ——————————— <20> См.: Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. N 9.

Формально российское законодательство не противоречит международным нормам, но, поскольку отсутствует механизм реализации многих из них, практике известно немало примеров ограничения права граждан создавать профсоюзы и вступать в них, права профсоюзов свободно функционировать. Профсоюзам часто отказывают в регистрации, несмотря на то, что она должна носить уведомительный, а не разрешительный характер. Работодатели лишают профсоюзы представленных им ранее помещений, отключают средства связи, электроэнергию, повышают арендную плату за пользование помещениями и т. п. Зачастую работодатели не перечисляют на расчетный счет соответствующей профсоюзной организации членские профсоюзные взносы, удержанные на основании заявлений членов профсоюза из их заработной платы. В этой связи показательным, на наш взгляд, является дело, рассмотренное Высшим Арбитражным Судом по иску ОАО «Аэроф лот — российские авиалинии». Заявитель просит о пересмотре в порядке надзора Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.2006 по делу N А40-9465/06-65-101 Арбитражного суда г. Москвы по иску региональной общественной организации «Шереметьевский профсоюз летного состава» к открытому акционерному обществу «Аэрофлот — российские авиалинии» о взыскании 382157 руб. 74 коп. задолженности по членским профсоюзным взносам за декабрь 2005 г. и обязании перечислять членские профсоюзные взносы из заработной платы членов профсоюза. Заявитель считает, что арбитражные суды неправильно истолковали ст. 377 Трудового кодекса и ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» об основаниях возникновения обязанности по перечислению взносов. По его мнению, эти нормы применимы только в отношении первичных профсоюзных организаций, каковой «Шереметьевский профсоюз летного состава» не является. Судебная коллегия не усмотрела оснований для пересмотра оспариваемого постановления в порядке надзора, поскольку право распоряжения заработной платой принадлежит гражданину. Основанием для удержания взносов является распоряжение гражданина. В деле имеются заявления граждан — работников «Аэрофлота» о приеме их в первичные профсоюзные организации летных отрядов и удержании взносов из заработной платы и одновременно решения общих собраний этих первичных организаций о перечислении профсоюзных взносов на расчетный счет «Шереметьевского профсоюза летного состава». При наличии заявлений работников об удержании взносов из заработной платы у работодателя («Аэрофлота») возникает из закона (ст. 377 ТК РФ и ст. 28 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») обязанность по перечислению их профсоюзной организации (истцу), которую и обязал исполнить суд кассационной инстанции <21>. ——————————— <21> См.: Определение ВАС РФ от 04.04.2007 N 737/07 по делу N А40-9465/06-65-101 // Материал получен с использованием информационного ресурса СПС «КонсультантПлюс».

Почти полный отказ государства от активного вмешательства в правовое регулирование социально-трудовых отношений и перевод этого регулирования в договорное русло, отсутствие опыта и, самое главное, заинтересованности у большинства предпринимателей вести социальный диалог с наемными работниками и их представителями-профсоюзами привели к нарушению баланса сил, способствовали укреплению капитала при помощи государства <22> и ослаблению профсоюзного движения в России. Между тем именно государство должно быть заинтересовано в их эффективной работе по защите трудовых прав и интересов граждан. Только при их активной помощи государство может обеспечить социальный мир и стабильность в развитии экономики. ——————————— <22> См.: Щипанова Д. Г. Социальное партнерство в формировании государственной социально-трудовой политики России. М., 2003. С. 70.

Представляется, что в ближайшем будущем должна увеличиться доля общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Общество, которое претендует на высший уровень самоорганизации, на то, чтобы именоваться гражданским обществом <23>, должно иметь возможность осуществлять общественный контроль за соблюдением прав человека в этом обществе. Профсоюзы являются важным элементом гражданского общества. Без повышения их роли невозможно достичь гармонии в социально-трудовых отношениях. ——————————— <23> См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Юрист, 2007. С. 450.

——————————————————————