О соотношении норм о защите персональных данных работников и права профсоюзов на получение информации для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде

(Герасимова Е. С.)

(«Трудовое право в России и за рубежом», 2010, N 2)

О СООТНОШЕНИИ НОРМ О ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКОВ

И ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

Е. С. ГЕРАСИМОВА

Герасимова Елена Сергеевна, директор АНО «Центр социально-трудовых прав», председатель совета НП «Юристы за трудовые права», кандидат юридических наук.

В связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и постепенным его осмыслением в практике возникают вопросы, не имеющие однозначных подходов и решений. Один из таких вопросов — о соотношении норм о защите персональных данных работников и права профсоюзов на получение информации — мы рассмотрим ниже. Этот вопрос имеет ряд более частных аспектов: о соотношении норм о защите персональных данных и норм о праве на информацию при реализации различных видов прав профсоюза; о том, на какой круг работников (только членов профсоюза или всех работников, в каких организациях) должны распространяться выработанные принципы об охране персональных данных при затребовании информации профсоюзом и некоторые другие. В частности, остановимся на вопросе о праве профсоюза затребовать и обязанности работодателя предоставить информацию, включающую персональные данные работников данного работодателя, запрошенную профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» установлен общий порядок регулирования отношений, связанных с обработкой персональных данных. Особенности, касающиеся защиты персональных данных работника в трудовых отношениях, регулируются главой 14 ТК РФ.

Под персональными данными согласно ст. 85 ТК РФ понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Эта формулировка не позволяет однозначно определить, какого рода информация, касающаяся работника, может считаться персональными данными. Более четкая дефиниция содержится в ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», где предусмотрено, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место его рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, включая, в частности, распространение, в том числе передачу, персональных данных третьим лицам. Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает, что при обработке персональных данных должна обеспечиваться конфиденциальность, т. е. лица, получившие доступ к персональным данным, не должны допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных.

В связи с этим возникает вопрос о том, возможна ли передача персональных данных работников, которыми располагает работодатель, профсоюзу и требуется ли при этом получение согласия от работников.

В соответствии с ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 указанного Закона согласия субъекта персональных данных не требуется, в частности когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Таким образом, передача персональных данных без согласия субъекта возможна при соблюдении следующих условий:

— существует Федеральный закон, предусматривающий возможность обработки персональных данных (в первую очередь нас интересует возможность распространения (в том числе передачи) персональных данных);

— Федеральный закон устанавливает:

цель получения персональных данных;

условия получения персональных данных;

круг субъектов, персональные данные которых подлежат передаче;

полномочия оператора.

Именно с точки зрения соблюдения этих требований следует проанализировать возможность передачи работодателем персональных данных работников представителям профсоюзов.

Особенности обработки персональных данных работников и, в частности, возможности их передачи работодателями в адрес представителей работников регулируются Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

При этом ст. 88 ТК РФ устанавливает требования к передаче персональных данных работников в различных случаях и различным категориям третьих лиц, а абз. 8 ст. 88 ТК РФ — требования, которые должен соблюдать работодатель при передаче персональных данных работников представителям работников. Согласно абз. 8 ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работников работодатель должен: передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Следовательно, передача персональных данных работника возможна в том случае, если:

— данные передаются представителям работников;

— передача данных осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами;

— данные передаются в объеме, необходимом для выполнения представителями работников их функций.

Прежде всего отметим, что согласно ст. 29 ТК РФ профсоюз является представителем работников. Статья 53 «Основные формы участия работников в управлении организацией» ТК РФ устанавливает, что представители работников имеют право получать информацию от работодателя по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменения условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Такие «иные» случаи установлены в ряде норм ТК РФ и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Так, например, ст. 37 ТК РФ предусмотрено, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. В данной статье установлена не только обязанность передавать информацию, но также и урегулированы требуемые законодательством (абз. 1 ч. 2 ст. 6 ФЗ «О персональных данных») иные положения, необходимые для того, чтобы обработка (в том числе передача) персональных данных осуществлялась без согласия работника: цель (для ведения коллективных переговоров), условия получения персональных данных (направление соответствующего запроса другой стороной) и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке (должны быть предоставлены все необходимые для ведения переговоров данные, т. е. в части, касающейся персональных данных всех работников, в отношении которых проводятся переговоры и будет действовать коллективный договор, т. е. всех работников данного работодателя), а также определены полномочия оператора (использование для ведения коллективных переговоров; обязанность неразглашения информации). Порядок передачи данных (абз. 7 ст. 37 ТК РФ) также урегулирован: стороны должны передавать информацию друг другу не позднее двух недель с момента получения запроса.

Рассматривая право профсоюзов на получение информации для целей реализации иных прав профсоюзов, следует обратиться в первую очередь к положениям ст. 17 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в которой установлено, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Под уставной деятельностью следует понимать любую деятельность, реализуемую профсоюзом в соответствии с уставом и в пределах прав и полномочий, установленных законодательством РФ. Так, например, самостоятельными правами профсоюзов являются право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 370 ТК РФ), право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и другие.

Право на информацию следует рассматривать как обеспечительное право, позволяющее реализовывать иные права профсоюзов, закрепленные законодательством. Отсутствие права на информацию сделало бы невозможным реализацию большинства прав профсоюзов. Именно поэтому в норме, регулирующей право на информацию, не указывается конкретный перечень сведений, которые должны быть предоставлены профсоюзу, а лишь указывается на получение информации, необходимой «для осуществления уставной деятельности», т. е. для реализации иных прав и обязанностей профсоюзов.

Таким образом, оценивать пределы права профсоюза на информацию в каждом случае следует применительно к тому, для целей реализации какого права (осуществления какой именно уставной деятельности) запрашивается информация.

Поскольку мы ставим цель решить вопрос о пределах прав на информацию для реализации права на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, остановимся именно на этом аспекте. Решать вопрос о том, каким образом федеральный закон устанавливает цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, следует на основании анализа в совокупности норм о праве профсоюза на информацию, предусмотренной ст. 17 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также норм этого же Закона о праве на осуществление профсоюзного контроля (ст. 19) и норм ТК РФ об осуществлении профсоюзного контроля (ст. 370 ТК РФ).

Статья 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Статья 370 ТК РФ устанавливает, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Исходя из анализа этих норм, в совокупности можно сказать, что применительно к праву на получение профсоюзом информации для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде законодательством установлены:

— цель получения информации, включая информацию о персональных данных (осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, иных нормативных правовых актов, выполнением коллективных договоров и соглашений);

— условия получения персональных данных (предоставление информации бесплатно и беспрепятственно в ответ на запрос профсоюза в течение одной недели после получения соответствующего запроса);

— круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке (поскольку в указанных статьях не содержатся ограничения по кругу субъектов в отличие, например, от ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которая устанавливает полномочия профсоюзов на представительство и защиту интересов членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых прав, следует сделать вывод, что информация, которая должна быть предоставлена на основании этих статей, может касаться всех работников работодателя. При этом очевидно, что ст. 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает некоторые ограничения: информация может быть получена только от работодателя, у которого работают члены данного профсоюза (при этом число членов профсоюза не имеет значения); информация может касаться только работников данного работодателя, а не иных лиц, например контрагентов по договорам гражданско-правового характера);

— определены полномочия оператора (обрабатывать полученную информацию, анализировать ее с точки зрения соблюдения работодателем законодательства о труде, нормативных правовых актов о труде, коллективных договоров и соглашений, а в случае обнаружения нарушений — требовать устранения выявленных нарушений).

Абзац 8 ст. 88 ТК РФ указывает также передачу персональных данных лишь в объеме, необходимом для выполнения представителями работников их функций. Полагаем, что реализация функции по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде возможна лишь в том случае, если рассматривается вопрос о выполнении трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам лишь в отношении конкретных работников. Целью реализации этого полномочия профессиональными союзами является, как и при реализации иных прав и полномочий, осуществление защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), т. е. реализация целей, ради которых работниками создаются профессиональные союзы и ради которых работники вступают в уже существующие профессиональные союзы. Осуществление абстрактного контроля за содержанием лишь самих по себе локальных нормативных правовых актов не может привести к защите интересов конкретных работников. Таким образом, само по себе право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде возможно лишь в случае контроля за соблюдением прав конкретных работников, что невозможно в случае отсутствия у профсоюза информации, касающейся условий труда конкретных работников.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что абз. 8 ст. 88 ТК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» устанавливают исключения из общих правил обработки персональных данных, применимые к ситуациям предоставления работодателем персональных данных профсоюзу, затребовавшему информацию для целей осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Таким образом, мы приходим к тому, что с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных», ст. ст. 17, 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 370 ТК РФ работодатель обязан предоставить по запросу профсоюза информацию, включающую персональные данные работников данного работодателя, и при этом не требуется получения специального согласия работников на передачу персональных данных профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, соблюдения положений коллективных договоров и соглашений.

——————————————————————