Профилактическая работа руководителя службы безопасности с персоналом торгового предприятия
(Белов В. Н.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 2)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ С ПЕРСОНАЛОМ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ <*>
В. Н. БЕЛОВ
——————————— <*> Belov V. N. Preventive work of the head of security service with personnel of a commercial enterprise.
Исследование вопросов осуществления деятельности по обеспечению безопасности организаций является актуальным. По мнению автора, следует использовать различные возможности для того, чтобы линейный персонал был информирован о том, что за ним ведется наблюдение. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: торговое предприятие, служба безопасности, руководитель, контроль, организация.
Study of issues concerned the ensuring of enterprise security is considered to be topical. According to the author it’s necessary to use various ways to inform linear staff about their being under video surveillance. The conclusions made by the author may be used in law-application practice.
Key words: commercial enterprise, security service, head, control, organization.
Как свидетельствуют многочисленные исследования и личный опыт, от 80 до 90% потерь торговых предприятий причиняется действиями собственного персонала. Цифра огромная, особенно если перевести ее в конкретные денежные показатели. Ущерб причиняется как умышленными, так и неумышленными действиями персонала — для предприятия это, в общем-то, не принципиально. Принципиально то, что, поскольку задача по минимизации потерь возлагается на подразделения службы безопасности торгового предприятия, то и предупредительно-профилактическая работа по предотвращению ущерба персоналом должна быть организована именно руководителем СБ. К сожалению, далеко не все руководители службы безопасности уделяют должное внимание данному направлению работы. Полагаю, что основными причинами этого являются: — во-первых, недостаточное понимание соответствующими руководителями, как службы безопасности, так и самого предприятия, значимости этой работы с точки зрения минимизации потерь; — во-вторых, специфика данной работы связана с невозможностью определить ее результаты и эффективность в конкретных количественных показателях. Проще говоря, «показать работу». Именно вследствие озвученных причин многие руководители предпочитают работать исключительно со свершившимися фактами причинения ущерба, что представляется в корне неверным. При этом нельзя не признать, что аргумент таких руководителей, касающийся наличия специальной службы по работе с персоналом, в значительной своей части верен. Действительно, не следует отбирать хлеб у подразделений, в силу своей основной функциональной деятельности обязанных работать с персоналом. Однако и устраняться от этой работы руководителю СБ ни в коем случае нельзя. Наиболее оптимальным будет вариант работы службы безопасности с кадровыми подразделениями в тесном тандеме. Думаю, что организацию такого тесного взаимодействия должны инициировать руководители соответствующих подразделений (службы безопасности, департамента по персоналу) либо непосредственно руководитель торгового предприятия. В настоящей статье мы постараемся определить основные направления, формы и методы ведения профилактической работы руководителя службы безопасности с персоналом торгового предприятия. Некоторые моменты, касающиеся профилактической работы руководителя СБ с персоналом, были затронуты нами в статье «Некоторые правовые и социально-психологические аспекты работы с персоналом гипермаркета, совершившим хищение», однако думается, что в рамках настоящей статьи есть необходимость повторить и конкретизировать некоторые тезисы, озвученные в названной статье. Представляется рациональным весь массив профилактических мероприятий по работе с персоналом условно разделить на несколько основных блоков. 1. Профилактическая работа на этапе подбора, оформления и введения в должность вновь принятых сотрудников. 2. Профилактическая работа с сотрудниками в процессе осуществления их деятельности. 3. Профилактическая работа с увольняющимися сотрудниками. Мероприятия, относящиеся к каждому из этих блоков, имеют свою специфику. I. Профилактическая работа с персоналом на этапе подбора, оформления и введения в должность вновь принятых сотрудников. Основные задачи руководителя службы безопасности на данном этапе: — исключить принятие на работу в торговую компанию лиц, потенциально опасных с точки зрения возможного причинения ущерба; — проведение разъяснительно-профилактической работы с лицами, принимаемыми на работу; — контроль процесса организации стажировки, обучения и прохождения испытательного срока вновь принятого сотрудника с точки зрения соответствия его должности, на которую он принимается. Можно выделить следующие мероприятия, которые представляются обязательными в процессе реализации данного этапа профилактической работы с персоналом: 1. Контроль над своевременной организацией процесса поиска кандидата на вакантную штатную должность. Обязанность своевременной организации процесса подбора кандидата в первую очередь лежит на сотрудниках кадровых подразделений. К сожалению, практика показывает, что и их работу в этом направлении необходимо контролировать. Угрозы несвоевременной замены выбывшего сотрудника с точки зрения возникновения потерь связаны с тем, что при увольнении сотрудника на его коллег ложится дополнительный объем работы, что, в свою очередь, увеличивает вероятность совершения ошибок в учетах товародвижения, влекущих причинение ущерба. 2. Тщательная проверка кандидата на вакантную должность до его официального трудоустройства. Такая проверка должна, как минимум, включать в себя: — проверку документов, удостоверяющих личность, и наличие постоянной местной прописки. Особое внимание следует уделить записям в трудовой книжке кандидата. При этом о прошлой трудовой деятельности могут свидетельствовать не только основания увольнения с прежних мест работы. Сам факт отсутствия трудовой книжки у кандидата трудоспособного возраста может являться основанием для более тщательной проверки. При замещении вакантной должности, требующей специального образования, необходимо обратить внимание на документы, подтверждающие наличие этого образования и их подлинность; — проверка рекомендаций с прошлых мест работы. У руководителя службы безопасности или другого уполномоченного лица, осуществляющего подобную проверку, должны вызывать подозрения кандидаты, отказывающиеся сообщить адрес и телефоны организации, в которой они работали, рекомендующего. Показала свою эффективность практика обмена информацией о сотрудниках, уволенных по отрицательным мотивам, между руководителями СБ даже конкурирующих сетей одного региона. В этом случае информация работает на опережение. В моей практике были случаи, когда у руководителя, встречающегося с кандидатом, уже была информация о том, что с последнего места работы он de facto был уволен за совершение хищения или по иному отрицательному мотиву, а не по собственному желанию, как свидетельствовала запись в трудовой книжке; — необходимо выяснить или, по крайней мере, обратить внимание на приверженность человека к вредным привычкам: алкоголю, наркотикам, азартным играм; — обязательная проверка человека на наличие судимости, особенно за умышленные корыстные преступления, а также за совершение административных правонарушений — яркий характеризующий момент, который может сыграть решающее значение при принятии решения и приеме кандидата на работу в торговую компанию. 3. Проведение руководителем службы безопасности личного собеседования с кандидатом на замещение вакантной должности. При этом не должна играть роль должностная категория — линейный персонал, средний менеджерский или руководящий состав. Нельзя переоценивать значимость данного мероприятия с профилактической точки зрения. Собеседования должны проводиться со всеми кандидатами, принимаемыми на работу. В ходе собеседования руководитель СБ на основе ранее собранной информации и информации, полученной в ходе личного общения, должен постараться выявить специфические наклонности и скрытую мотивацию кандидата. В ходе беседы необходимо дать кандидату обратную связь, разъяснив основные положения правил внутреннего трудового распорядка, требования внутриобъектового режима предприятия, позицию руководства торговой компании к нарушителям трудовой дисциплины и сотрудникам, уличенным в совершении хищений. Кроме того, руководитель должен наладить психологический контакт с собеседником, определить возможность использования его в качестве доверенного лица. 4. Контроль над организацией стажировки кандидата на замещение вакантной должности. Организацией стажировки кандидата должны заниматься непосредственные руководители соответствующего сотрудника. Контроль со стороны руководителя службы безопасности заключается в оценке соответствия условий стажировки требованиям трудового законодательства, а именно тому, что прохождение стажировки допускается только после официального оформления трудовых отношений. К сожалению, на практике нередки случаи, когда на стажировку выводятся сотрудники, еще не заключившие трудовой договор. Через некоторое время (бывает, до нескольких дней) им отказывают в приеме на работу по каким-либо основаниям (недостаточная квалификация, личные качества и т. д.). Естественно, подобные грубые нарушения трудового законодательства автоматически влекут риск возникновения негативных юридических последствий для торгового предприятия как работодателя. Риск этот связан как с возможностью материальных затрат, так и с ущербом имиджу компании, что не менее критично. Задача руководителя службы безопасности — исключить подобные риски. 5. Контроль над должным оформлением документов при заключении трудового договора. Роль руководителя службы безопасности при осуществлении данного мероприятия заключается в проверке правильности оформления документов при трудоустройстве кандидата с точки зрения исключения возможных негативных юридических последствий для предприятия. В частности, должно проверяться на соответствие законодательным требованиям заключение договоров о материальной ответственности с теми или иными должностными категориями. Так же важны своевременность и полнота ознакомления вновь принятого сотрудника с действующими регламентами торгового предприятия, которые могут оказаться юридически значимыми в дальнейшем: с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, регламентом осуществления внутриобъектового режима и т. д. Важный момент касается оформления документов, подтверждающих ознакомление кандидата с перечисленными стандартами: журнал или лист ознакомления должны вестись таким образом, чтобы при рассмотрении спорных вопросов не возникало сомнений в легитимности этих документов и допустимости их в качестве доказательств (дата ознакомления, наименование регламента, подпись лица с расшифровкой и т. д.). Следует отметить, что перечисленные мероприятия необходимы, но не всегда имеется возможность выполнять их своевременно в должном объеме. Например, в случаях, когда идет массовый набор персонала на вновь открывающийся торговый объект, у руководителя службы безопасности просто физически не будет возможности проводить все перечисленные мероприятия в полном объеме. В этом случае рекомендуется использовать следующие приемы: а) делегировать ряд функций по осуществлению профилактических мероприятий наиболее подготовленному сотруднику службы безопасности, например одному из старших смен; б) провести мероприятия, которые не были выполнены в полном объеме (личные собеседования, проверку оформления документации и т. д.), непосредственно после запуска торгового объекта в эксплуатацию. II. Профилактическая работа с сотрудниками в процессе осуществления ими деятельности. Основными задачами руководителя службы безопасности на данном этапе являются: — своевременное выявление рисков и угроз для торгового предприятия, которые могут исходить от персонала; — своевременная оценка и разработка необходимых мероприятий по улучшению и стабилизации морально-психологического климата в коллективе; — оказание содействия руководству торгового предприятия и сотрудникам кадровой службы при увольнении сотрудников, представляющих потенциальную угрозу для предприятия, но не дающих оснований для увольнения их по отрицательным мотивам на законном основании. Профилактическая работа с персоналом со стороны руководителя службы безопасности должна вестись непрерывно. Необходимо практиковать использование различных приемов, направленных на то, чтобы линейный персонал постоянно ощущал состояние определенной «подконтрольности». На данном этапе рекомендуется проведение следующих мероприятий. 1. Участие руководителя службы безопасности в ежедневных плановых совещаниях (планерках) с персоналом гипермаркета. Данное мероприятие направлено на постоянное информирование персонала о наиболее значимых происшествиях за прошедшую смену. Ориентирование на то, чтобы обращалось внимание на наиболее проблемные вопросы, связанные как с обеспечением безопасности и минимизации потерь, так и с должным обеспечением бизнес-процессов и повышением качества обслуживания клиентов. Кроме того, как раз факт ежедневного обращения к персоналу со стороны руководства службы безопасности подчеркивает авторитет службы, служит сдерживающим фактором для сотрудников, планирующих противоправные действия. 2. Регулярная работа по доведению до персонала торгового центра фактов выявленных хищений персоналом в других торговых центрах сети торговой компании. При этом информация должна доводиться дозированно, с акцентированием внимания персонала не на методах выявления подобных фактов, а на максимально негативных последствиях, которые понесут провинившиеся сотрудники. Информировать необходимо и об иных происшествиях, в т. ч. негативного характера, в которых участвовали сотрудники компании. Для осуществления подобной работы необходима налаженная система информационного обмена между розничными структурными подразделениями сети и центральным офисом компании. Еще более эффективна система нормативного регулирования процесса информационного обмена, чтобы регламентирующий локальный нормативный акт предписывал периодичность, объем, список информируемых должностных лиц и иные вопросы информационного обмена. Нежелательно, чтобы руководитель службы безопасности делегировал обязанность доведения подобной информации иным должностным лицам. 3. Обязательное участие руководителя службы безопасности в совещаниях среднего менеджерского и руководящего состава торгового объекта при директоре. Руководитель СБ должен быть не только в курсе всех проблем и обсуждаемых вопросов, касающихся подконтрольного объекта, но и активным участником и инициатором рассмотрения вопросов, касающихся предупреждения возможных рисков и угроз предприятию. 4. Участие руководителя службы безопасности в аттестациях сотрудников всех должностных категорий в качестве члена аттестационной комиссии. Весьма важное мероприятие предупредительного характера. Аттестация позволяет выявить уровень подготовленности сотрудников к исполнению обязанностей по той или иной должности и, как следствие, определить риски, связанные с потенциальными возможностями допущения ошибок и нарушений в учетах товародвижения со стороны того или иного сотрудника. 5. Контроль со стороны руководителя за кадровыми перемещениями сотрудников в порядке должностного роста. Выявляется подготовленность сотрудников к исполнению обязанностей по вышестоящей должности, знание им стандартов, регламентов и инструкций по соответствующей должности, уровень исполнительской дисциплины и т. д. 6. Участие руководителя службы безопасности в премиальном комитете. При этом осуществляется контроль неотвратимости и адекватности мер, применяемых к сотрудникам, допустившим различные нарушения. 7. Создание такого морально-психологического климата в коллективе торгового центра, на основе которого будет создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, разумеется, должна подпитываться разумной системой мотивации. Конечно, будет неправильно развивать в коллективе систему «наушничества», материально стимулируя каждый факт доносительства. Это может привести к такой обстановке в рабочем коллективе торгового предприятия, которая сделает невозможным нормальное осуществление бизнес-процессов. В подобном случае убытки от нарушения нормального функционирования торгового процесса могут превысить компенсацию потерь от развития системы тотального доносительства. 8. На основе анализа статистических данных учета выявленных фактов причинения ущерба торговому предприятию, которые были допущены вследствие нарушений со стороны персонала, руководитель службы безопасности должен инициировать проведение занятий с персоналом по повышению профессионального мастерства в сфере обеспечения бизнес-процессов и учетов товародвижения. Кроме того, необходимо оказывать помощь сотрудникам кадровых подразделений в организации и проведении подобных занятий. 9. Руководитель службы безопасности должен практиковать регулярные личные встречи с работающими сотрудниками в целях проведения индивидуальной профилактической работы и сбора информации о психологической обстановке в коллективе. 10. Развитие института доверенных лиц из числа сотрудников линейного и среднего менеджерского состава. Использование негласных источников информации. Следует отметить, что применять подобный способ необходимо с максимальной осторожностью, а не развивать, как было отмечено выше, систему тотального доносительства. Как показала практика, наиболее эффективно работают в этом направлении руководители подразделений службы безопасности, ранее работавшие в оперативных подразделениях правоохранительных органов. 11. Проведение руководителем службы безопасности занятий по противопожарной безопасности, антитеррористической угрозе, действиям в чрезвычайных ситуациях и иным вопросам, связанным с обеспечением безопасности. Существуют и иные, более специфические мероприятия по работе с персоналом предупредительно-профилактического характера, мы перечислили лишь самые основные, проведение которых представляется обязательным. III. Профилактическая работа с увольняющимися сотрудниками. Основная задача руководителя службы безопасности при работе с увольняющимися сотрудниками — получение оперативно значимой информации. В данном аспекте речь может идти лишь о сотрудниках, увольняющихся по собственному желанию. Работники, увольняющиеся по инициативе администрации, увольняются, как правило, по отрицательным мотивам. При этом не играет роли юридическая формулировка основания увольнения, т. е. то, что будет записано в трудовой книжке. Речь идет именно о фактических основаниях, а точнее, мотивах увольнения. Объектом работы руководителя службы безопасности являются именно сотрудники, выразившие желание расторгнуть трудовой договор с торговым предприятием по собственной инициативе. Работа с данной категорией сотрудников дает возможность получения информации из первых рук от людей, которым, как правило, нет смысла что-то скрывать, поэтому они охотно делятся известными им сведениями. Зачастую в результате подобной работы, проведенной руководителем СБ, сотрудники, вполне лояльные к организации и вынужденные уходить из нее из-за других сотрудников, гораздо более «вредных и опасных», оставались. Следует помнить, что потеря грамотного, лояльного, трудолюбивого сотрудника хотя и не принесет прямого ущерба компании, однако косвенно вполне может повлиять на общий массив потерь торгового предприятия. Более того, многие крупные компании декларируют положение о том, что персонал является «одной из ценностей компании», соответственно, и он подлежит защите со стороны службы безопасности. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что предупредительно-профилактическая работа руководителя службы безопасности торгового предприятия с персоналом — одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению безопасности и минимизации потерь. Вестись она должна в тесном взаимодействии с иными подразделениями компании — департаментом по персоналу, операционным подразделением. Служба безопасности при этом должна выступать координирующей, направляющей и вспомогательной силой при решении проблемных вопросов, касающихся работы с персоналом, начиная с подбора кадров и заканчивая проблемными увольнениями.
——————————————————————