Организационные мероприятия по обеспечению безопасности при открытии нового гипермаркета

(Белов В. Н.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 3)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОТКРЫТИИ НОВОГО ГИПЕРМАРКЕТА <*>

В. Н. БЕЛОВ

——————————— <*> Belov V. N. Organizational measures for provision of safety during the opening of new hypermarket.

В данной статье анализируются вопросы обеспечения безопасности при открытии нового гипермаркета. Автор дает рекомендации по решению практических проблем, которые могут возникнуть во время проведения мероприятия открытия.

Ключевые слова: безопасность бизнеса, служба обеспечения безопасности, массовые мероприятия.

This article analyzes questions of provision of safety during the opening of new hypermarket. The author gives recommendations for solving practical problems which can arise during the event of opening.

Key words: safety of business, safety and security services, mass events.

Важным элементом определения готовности подразделения охраны торгового объекта и его руководителя к выполнению задач по обеспечению безопасности крупного торгового объекта является организация и проведение торжественных мероприятий по запуску и открытию нового магазина. Как и организация любого массового мероприятия, оно требует тщательной предварительной подготовки, включающей в себя: — определение места, времени, порядка проведения мероприятия, уточнение его программы, состав участников, оценка факторов риска и их учет при распределении привлекаемых сил и средств; — осуществление совместно с органами правопорядка, привлекаемыми для усиления штатного наряда подразделения службы безопасности, обследования места проведения торжественных мероприятий по открытию торгового центра, принятие мер по устранению выявленных недостатков; — проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности прилегающей к торговому центру территории, подъездные пути к парковке автотранспорта, предполагаемый порядок размещения людей и транспортных средств, границы оцепляемых зон, необходимое количество сил и средств, места расположения резервных групп быстрого реагирования и иные вопросы, требующие оценки и урегулирования в целях надлежащего обеспечения безопасности планируемого мероприятия. На основе предварительной подготовки разрабатывается план мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, в котором должны быть предусмотрены: — содержание и программа мероприятия, место, время его проведения; — количество и состав привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов; — лица, ответственные за организацию взаимодействия с правоохранительными органами, медицинской службой, подразделениями МЧС и иными органами, планируемыми к привлечению для обеспечения проведения мероприятий; — дислокация, количественный и качественный состав постов сотрудников охраны непосредственно в торговом центре и по его периметру; — иные вопросы обеспечения безопасности проводимого мероприятия. Как правило, мероприятия по открытию нового торгового центра проводятся непосредственно перед центральным входом на площади парковки автотранспорта. Соответственно, особое внимание должно быть уделено усилению дежурного наряда сотрудников охраны именно данной зоны. Должны быть четко обозначены и оцеплены границы секторов, предназначенных для парковки автотранспорта и для размещения покупателей. Сотрудники охраны, обеспечивающие регулировку автотранспорта в зоне парковки, обязательно должны быть оснащены светоотражающими жилетами, регулировочными жезлами, средствами связи. В период проведения мероприятий, непосредственно предваряющих момент открытия торгового центра для покупателей, как то выступления руководства компании и представителей органов местного самоуправления и государственных органов, музыкальные мероприятия, акции по розыгрышу ценных призов, рекомендуется некоторое количество сотрудников охраны, определяемое в зависимости от предполагаемого количества зрителей направлять в места массового скопления людей под видом зрителей. Время открытия торгового центра для посетителей определяется руководством компании, с учетом факторов риска при обеспечении безопасности проводимых мероприятий. Как правило, составной частью этих мероприятий становятся различные маркетинговые акции, устанавливаются значительные скидки на товары для покупателей, предусматривается вручение ценных призов определенному количеству первых покупателей. В связи с содержанием данных маркетинговых акций руководством некоторых торговых сетей время открытия новых торговых объектов назначается на ночное время суток. Это позволяет избежать ажиотажа, давки и иных негативных последствий. Самым критичным этапом в проведении мероприятий по открытию торгового центра является непосредственный момент осуществления допуска покупателей в помещение торгового центра. К сожалению, практика показывает, что оторванные пуговицы, затоптанные головные уборы, помятая верхняя одежда — это далеко не полный перечень печальных негативных последствий массового прохода покупателей в торговый центр. Особенно печальными бывают последствия непродуманных маркетинговых и коммерческих акций, результаты которых оказывается прямо противоположным ожидаемым. Например, чтобы получить ценные подарки как первые покупатели, в гипермаркет придет на два порядка больше желающих. Аналогичные последствия будет иметь установление неоправданно высоких скидок на отдельные товарные позиции, особенно на товары повседневного или повышенного спроса. В связи с изложенным рекомендуется допуск покупателей в помещение осуществлять дозировано, сосредоточив на данном участке максимальное количество сотрудников охраны и сотрудников полиции для предотвращения давки и фактов нарушения общественного порядка. Приоритет при осуществлении допуска должен отдаваться покупателям с детьми, инвалидам, пожилым людям, женщинам. Особое внимание должно быть уделено сглаживанию сотрудниками охраны негативного впечатления со стороны покупателей, на что обязательно должен быть сделан акцент на инструктаже сотрудников охраны и полиции, привлеченных для обеспечения безопасности проводимых мероприятий. Первое впечатление от посещения нового торгового центра может явиться определяющим для формирования лояльности к новому магазину значительной категории покупателей. Следует учесть, что массовое нахождение людей в торговом центре в период проведения торжественных мероприятий создает предпосылки для совершения хищений недобросовестными покупателями. Также увеличивается количество фактов неумышленного причинения покупателями ущерба (порча товаров). В связи с этим необходимо предусмотреть достаточное количество сотрудников и непосредственно на постах торгового центра. В частности, обязательно усиление постов «вход в торговый зал», «прикассовая зона», «выход из зоны кассовых терминалов», а также непосредственно «торговый зал». Причем в торговом зале целесообразно привлечение как сотрудников, работающих в открытом режиме, так и скрытый режим несения дежурства (так называемых «детективов»). Нужно иметь в виду, что большое количество посетителей торгового центра, особенно при наличии акций, предусматривающих скидки на товары, создает предпосылки для создания очередей на кассовых терминалах. При этом находится достаточное количество посетителей, прибывших на мероприятие по открытию торгового центра лишь в качестве зрителей и не желающих что-либо приобретать. В связи с этим необходимо предусмотреть зону, через которую будет осуществляться выход посетителей торгового центра без покупок. Имеются и иные вопросы, непосредственно не связанные с обеспечением безопасности, но могущие в случае возникновения проблем опосредованно явиться условиями для нарушений общественного порядка или возникновения конфликтных ситуаций. Это: недостаточное количество или несвоевременный сбор покупательских тележек; отсутствие свободных ячеек в камерах хранения или в «сумочной»; дефицит парковочных мест на автостоянке; недостаточное количество востребованных товаров; проблемы с взвешиванием весового товара (очереди к весам самообслуживания, недостаточное количество заранее расфасованного товара); несвоевременный вывоз мусора из торгового зала, загромождение проходов в торговом зале и так далее. На перечисленные вопросы также должно быть обращено внимание руководителя подразделения службы безопасности при подготовке, планировании и обеспечении безопасности проводимого мероприятия. Следует отметить, что все перечисленные рекомендации и элементы планирования содержатся в «Плане основных мероприятий по обеспечению безопасности открытия гипермаркета» и являются актуальными не только при проведении мероприятий по открытию нового торгового центра, но и иных массовых мероприятий на территории торгового центра или торгового комплекса, а также в периоды ажиотажного и повышенного покупательского потока (акции по розыгрышу ценных призов, предпраздничные и праздничные дни, особенно — в предновогодний период) и иные периоды увеличения покупательской активности. Остановимся подробнее на этом документе. План включает в себя следующие основные разделы: 1) основные мероприятия. Здесь содержатся сведения о месте (адрес гипермаркета), времени открытия гипермаркета и проведения мероприятий; 2) силы и средства, задействованные при открытии гипермаркета. Это: ЧОП — дежурная смена и усиление, сотрудники роты оперативного реагирования (РОР) территориального ОВД, экипажи ППС, ГИБДД, МЧС (кареты скорой помощи и пожарные расчеты), в том числе сапер и кинолог со служебно-розыскной собакой, с указанием численности расчетов и точного времени их прибытия и убытия; 3) проводимые мероприятия накануне открытия гипермаркета. Здесь указываются подготовительные действия выделенных сил по обеспечению безопасности мероприятия, а именно: руководство гипермаркета — занимается решением вопросов по общей организации церемонии открытия; технических вопросов, затрагивающих функционирование непосредственно магазина, а также определяет количество людей из числа персонала, необходимое для нормального функционирования магазина на период открытия; вопросов аренды необходимого автотранспорта; заключает договора и оплачивает услуги ЧОП, МЧС, клиринговой компании; вопросов аренды барьеров-отсекателей, а также их доставки до гипермаркета; вопросов по взаимодействию с органами ОВД; частное охранное предприятие по согласованию с руководством гипермаркета занимается решением вопросов по определению необходимого количества сотрудников, по их подготовке и обучению действиям и приемам ограничения потока посетителей и при возможных чрезвычайных ситуациях в момент открытия гипермаркета; установкой барьеров-отсекателей и ограждений. Согласно этому разделу плана проводятся проверка системы энергоснабжения магазина, наличия уличного освещения на парковке и по внешнему периметру торгового комплекса, состояния системы охранной и противопожарной безопасности (системы пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения, охранной сигнализации, технических средств охраны (ТСО), антикражных систем, видеонаблюдения, витринной сигнализации магазина); проводится инструктивное совещание с руководством ЧОП и руководителями групп охраны участков внутри магазина и на прилегающей территории, проверка готовности сил и средств, выделенных ЧОП, инструктаж по действиям сотрудников при возникновении внештатных ситуаций, проверяется готовность средств связи и аварийного освещения; проводятся установка барьеров-отсекателей, расстановка постов (основного состава и усиления), проверка помещения гипермаркета кинологом с собакой на предмет наличия взрывчатых веществ, производится контроль прибытия расчетов и служб, задействованных в мероприятии, к месту его проведения. План подписывает начальник службы безопасности гипермаркета по согласованию с директором частного охранного предприятия и утверждается директором гипермаркета.

——————————————————————