Некоторые вопросы специальных субъектов в административно-правовых отношениях
(Бережкова Н. Ф.) («Административное право и процесс», 2012, N 9)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Н. Ф. БЕРЕЖКОВА
Бережкова Надежда Федоровна, главный специалист-эксперт администрации Ленинского района г. Ульяновска.
В статье автором рассмотрены вопросы реализации норм КоАП РФ в отношении некоторых специальных субъектов.
Ключевые слова: дисциплина, достоинство, закон, ответственность, полномочия, присяга.
Certain issues of special subjects in administrative-law relations N. F. Berezhkova
The author of the article considers the issues of realization of norms of the Code on Administrative-law Violations of the RF with regard to certain special subjects.
Key words: discipline, dignity, law, responsibility, powers, oath.
Сущность правового государства выражается в том, что предписанные правила поведения (законы) должны быть обязательны не только для общества, но и для тех, кто их пишет, издает. Подобная мысль была высказана еще в XIV веке. Д. Локк подчеркивал, что законы природы существуют для всех людей, в том числе и для законодателей. «Те законы, которые создаются для направления действия других людей, должны так же, как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы…» <1>. Г. Гегель отмечает, что «поступать «справедливо ради справедливости» «требует считать других равным себе самому», иначе справедливость не может восторжествовать» <2>. ——————————— <1> Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 78. <2> Гегель Г. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. М., 1973. С. 71.
Под специальным субъектом в административном процессе следует понимать лицо, пользующееся особыми статусными полномочиями, возможностями в процессе осуществления своих прав и обязанностей, установленными нормативными правовыми актами на территории России. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. В случае выявления сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции РФ, вопрос об административной ответственности указанного лица согласно ст. 2.6 КоАП РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ разрешается согласно нормам международного права. При выявлении сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, совершенного лицом, предъявившим документы, подтверждающие выполнение им определенных государственных функций (депутата, судьи, прокурора и иного лица), к указанному лицу согласно ст. 1.4 КоАП РФ применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и осуществляется привлечение к административной ответственности в соответствии с особыми условиями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами. Административно-процессуальные действия, связанные с контролем за дорожным движением, остановкой транспортного средства и пешеходами, проверкой документов, осуществляются в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, на общих основаниях. А административно-процессуальные действия в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также лиц, указанных в регламенте (абзацы 3, 7, 9 и 10 п. 232), связанные с осмотром транспортного средства и груза, могут осуществляться только на основании ориентировок. При этом не должны предъявляться требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр (открыть капот, багажное отделение и иные). При совершении правонарушения иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом, сотрудник составляет протокол об административном правонарушении либо выносит определение о возбуждении дела с целью фиксации данного факта, а документы возвращает владельцу. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении к таким лицам не применяются. Когда имеются достаточные основания полагать, что иностранный гражданин, пользующийся иммунитетом, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры по прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации (ее представительства) и МИДа России (его территориального представительства). По факту прекращения движения транспортного средства сотрудник составляет рапорт с указанием свидетелей, которые опрашиваются. При оформлении материала по факту ДТП с участием транспортного средства, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетом (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию. Если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, сотрудник записывает необходимые сведения об указанных лицах и разрешает им покинуть место происшествия <3>. В таких случаях в протоколе осмотра места совершения правонарушения делается запись о причине отсутствия водителя. Протокол об административном правонарушении, другие материалы дела незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего их направления в Департамент государственного протокола МИДа России. ——————————— <3> О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, см. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2, от 2 июня 2004 г. N 10 и от 17 февраля 2011 г. N 11, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 и от 24 октября 2006 г. N 18.
К должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся: зарегистрированный кандидат на должность Президента России; член Совета Федерации, депутат Госдумы Федерального Собрания РФ и депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; зарегистрированный кандидат в депутаты Госдумы Федерального Собрания РФ и зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления; Уполномоченный по правам человека в РФ; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ; судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета РФ. В отношении должностных лиц, указанных в абзацах 2, 5, 6, 8 п. 232 Регламента, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях, а в отношении зарегистрированных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в абзаце 6 п. 232 Регламента, особые условия привлечения к административной ответственности действуют только на территории соответствующего муниципального образования <4>. ——————————— <4> Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к ФЗ от 26 нояб. 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.
При совершении административного правонарушения зарегистрированным кандидатом на должность Президента России, членом Совета Федерации ФС, депутатом Госдумы ФС, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зарегистрированным кандидатом в депутаты Госдумы, зарегистрированным кандидатом в члены законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в России, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта РФ возбуждается дело. К указанным лицам при наличии соответствующих оснований применяются отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением предусмотренных особыми условиями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами. При совершении зарегистрированным кандидатом на должность Президента России, членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зарегистрированным кандидатом в депутаты органов местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в России, членом избирательной комиссии, комиссии референдума административного правонарушения, рассмотрение дела о котором не находится в компетенции судьи, составление постановления-квитанции и вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществляются на общих основаниях. При совершении ими административного правонарушения, предусматривающего ответственность, налагаемую в судебном порядке, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение о возбуждении дела, которые со всеми материалами дела незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего решения вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности. В случае выявления обстоятельств, события правонарушения, совершенного судьей, прокурором или следователем Следственного комитета РФ, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения для последующего направления в органы прокуратуры. При наличии достаточных оснований полагать, что данные лица, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры. О совершении правонарушения иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом, а также должностным лицом, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которого действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, сотрудник незамедлительно сообщает в дежурную часть. В настоящее время в процессе правоприменительной деятельности уполномоченные должностные лица должны уметь подразделять должностных лиц, совершивших административное правонарушение, на следующие группы: — должностные лица, относящиеся к категории государственных гражданских служащих согласно ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; — должностные лица исполнительных органов субъектов РФ и муниципальных органов; — должностные лица правоохранительных органов; — должностные лица, проходящие службу в вооруженных силах, и лица, приравненные к ним, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов; — должностные лица производственных предприятий, учреждений, коммерческих структур и т. п.; — должностные лица, обладающие иммунитетом неприкосновенности (иностранные граждане — дипломаты, послы, военные атташе, депутаты).
——————————————————————