Современные этические требования к сотрудникам полиции России

(Бережкова Н. Ф.) («Административное право и процесс», 2013, N 3)

СОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ РОССИИ

Н. Ф. БЕРЕЖКОВА

Бережкова Надежда Федоровна, главный специалист-эксперт администрации Ленинского района г. Ульяновска.

Автором рассмотрены правовые вопросы, регулирующие правила прохождения государственной правоохранительной службы в системе МВД России не только полицейскими, но и всеми сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: правопорядок, руководитель, сотрудник, приказ, этические нормы.

Contemporary ethical requirements for the colleagues of the police of Russia N. F. Berezhkova

In this extremely urgent article the author examined the lawful questions, which regulate of the rules of the passage of state law-enforcement service in the system MVD of Russia not only by the police, but also all colleagues of the organs of the internal affairs of the Russian Federation.

Key words: law, leader, colleague, order, ethical standards.

Регулирование вопросов прохождения правоохранительной службы полицейскими в органах внутренних дел на современном этапе требует специфического подхода. Это выражается в формировании определенных полицейских служб и порядка пребывания на той или иной государственной службе в России, выработке определенных нормативно-правовых актов и централизации предъявляемых требований к государственным служащим — полицейским как к субъекту, обеспечивающему общественную безопасность и охраняющему общественный порядок. По существу, сотрудники полиции осуществляют почти все направления деятельности ОВД РФ, которые определены в ФЗ «О полиции». При этом прямые вопросы обеспечения правопорядка и безопасности возложены только на полицию, хотя эти государственные функции в какой-то степени осуществляют и военнослужащие внутренних войск МВД России. Что же касается присяги или правил этических норм в системе той или иной государственной (правоохранительной) службы, то надо отметить, что их принятие следует рассматривать как необходимые явления для каждого полицейского. В противном случае мы не сможем говорить о порядке регулирования пребывания полицейского на правоохранительной службе. Причинность выражается: в присутствии отдельных моментов риска и опасности, в соблюдении определенных психологических правил (этических), в наличии непосредственной угрозы служебным интересам (коррупциогенность), в опасности для жизни и здоровья. Поскольку сотрудник правоохранительной службы (МВД, ФСБ, ФМС, МЧС, ФСКН, ФСИН, ФСО и др.) добровольно на основе контракта обязуется защищать Отечество, а также законные интересы юридических и физических лиц, то именно правовые нормы в системе государственной (правоохранительной) службы несут основную социальную значимость в любом государственном строе. Если мы говорим о государственной правоохранительной службе, то в основных федеральных законах должны быть закреплены самые существенные факторы наличия данного вида общей категории деятельности. До настоящего времени отсутствует Федеральный закон «О правоохранительной службе». Тем не менее, имея такие достаточно серьезные упущения, законодатели допускают зачастую употребление таких терминов, как «государственный», «государственная служба» непосредственно в подзаконных актах, регулирующих процессы прохождения той или иной государственной службы. Эти же ошибки в настоящее время не устранены в ФЗ «О полиции», где употребляется термин «государственная служба», несмотря на то что действует ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., который закрепляет перечень видов государственной службы в России. Понятие правоохранительной службы закрепляется не только с точки зрения финансирования за счет государства, но и обязательности принятия присяги каждым полицейским ОВД РФ. И необходимость принятия ее связана с особенностью исполнения определенных должностных (государственных) обязанностей, вытекающих из основных задач и функций правоохранительного органа. Ими являются: исполнение в соответствии с законодательством обязанностей по обеспечению жизнедеятельности участников правоотношения (правопорядок, обязательность оказания помощи, пресечение противоправных действий, служение и защита Отечества, применение ограничений и т. д.); наличие контрольно-надзорных полномочий за поведением участников (субъектов) правоотношения; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц; обеспечение безопасности (на транспорте (ГИБДД), железной дороге, воздушном и водном транспорте); обеспечение правопорядка и законности в государственных и иных учреждениях, соответствующей безопасности и т. д. Безусловно, совершенство нормативно-правовых актов, регулирующих пребывание на государственной службе, не всегда на должном уровне; недостаточная правовая культура государственных служащих и материальная база усугубляют в нашей стране отрицательное положение дел в правоохранительной системе. Это отмечает и Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в своем докладе за 2009 г. Гражданин, избравший профессию государственного служащего, обязан руководствоваться законами, уважать права и свободы личности, следовать требованиям служебного долга, дорожить честью представителя данного государственного правоохранительного органа и соблюдать нравственные нормы поведения. Во-первых, эти нормы играют главенствующую роль в процессе основной деятельности государственного служащего — полицейского. Во-вторых, при этом затрагиваются права и свободы. Несомненно, современность соблюдения правил и требований этических норм выражается в двух аспектах. В первом случае в том, что полицейские в процессе предоставления государственных услуг обязаны соблюдать этические требования, установленные Президентом России, а также установленные ведомственными правилами этические нормы. Эти требования следовало бы указывать в издаваемых услуговых административных регламентах (нормативных актах). Во-вторых, потребность нормативных правовых актов непосредственно присутствует и в процессе исполнения государственных функций сотрудниками полиции. Они устанавливаются как федеральными законами, так и ведомственными правовыми актами. К осуществлению государственно-контрольных (надзорных) функций относятся: — контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленных федеральными законами правил и ограничений; — охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, т. е. несение патрульно-постовой службы полицейскими (ППСП) <1>; ——————————— <1> Притом необходимо отметить, что в Уставе патрульно-постовой службы полиции (Приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» с изменениями на 11 марта 2012 г.) недостаточно изложены положения об обязательном соблюдении сотрудниками ОВД РФ этических норм — тем более президентских требований.

— соблюдение внутренних регламентных (должностных) обязанностей и служебной дисциплины. Например, Приказ МВД России от 23 августа 2012 г. N 800 «Об утверждении Правил внутреннего служебного распорядка центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данный ведомственный документ издан в соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пп. 26 п. 21 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В заключение следует отметить, что вопросы современного административного регламентирования деятельности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и исполнения ими государственных функций, а также нормотворчества (прежде всего, ведомственного) в России рассматривались российскими учеными-административистами Ю. Н. Стариловым, Б. В. Россинским, А. И. Стаховым, Ф. П. Васильевым, Н. А. Духно, А. С. Дугенцом и др. Так, например, в юридической литературе отмечается, что государственные служащие (в т. ч. и в системе МВД России) допускают действия коррупционного характера именно в процессе исполнения ими государственных функций, а также предоставления государственных услуг <2>. И практика показывает, что они проявляются в виде вымогательства, ускорения процесса реализации исполнительной процедуры, смягчения наказания, искажения в процессуальных документах фактов и происшедших событий и т. д. ——————————— <2> См., напр., труды Н. А. Духно и Ф. П. Васильева по проблемам административного регламентирования деятельности Минтранса России и Росжелдора.

Эти проблемы в области повышения авторитета власти и регулирования соблюдения этических правил должностными лицами касаются сотрудников всех правоохранительных ведомств.

——————————————————————