Коррупция как угроза стабильному развитию общества

(Зорькин В. Д.)

(«Журнал российского права», 2012, N 7)

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА СТАБИЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

В. Д. ЗОРЬКИН

Зорькин Валерий Дмитриевич, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Рассматриваются правовые проблемы противодействия коррупции и предлагаются основные тенденции развития антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Особое внимание уделяется борьбе с организованной преступностью как социальной основой коррупции и совершенствованию правовых средств противодействия коррупции в публичной сфере, включая проблемные вопросы конфискации имущества, преодоления иммунитетов должностных лиц и т. д. Автор подчеркивает, что главная цель и задача борьбы с коррупцией — это утверждать правовое пространство.

Ключевые слова: противодействие коррупции, совершенствование законодательства, конфликт интересов, конфискация имущества, организованная преступность.

Corruption as a threat to the stable development of society

V. D. Zorkin

The present article examines the legal problems of combating corruption. Principal trends of the improvement of anti-corruption legislation of the Russian Federation are proposed. Particular attention is paid to the combating organized crime as a social basis of corruption and developing legal means of counteraction against corruption in the public sphere including the problematic aspects of confiscation of property, lifting immunities of public officials, etc. The author emphasizes that the main goal and objective of combating corruption is to provide rule of law environment.

Key words: combating corruption, improvement of legislation, conflict of interests, confiscation of property, organized crime.

Использование метафоры зачастую помогает лучше уяснить действительность. Так, правовую действительность можно сравнить с реальной жизнью. Существуют нормы права, есть реализации этих норм в виде правоотношений, правоприменений, реализации в целом. Все это «переваривается» через правосознание человека. Данный механизм является живым организмом, по аналогии с живой землей, живым лесом, живым человеком и т. д.

Коррупция есть болезнь этого организма. Этимологическое значение слова «коррупция» — это «порча». Известно, что у английских судей нет такой болезни вообще. Для них совершить коррупционный акт все равно что съесть кусок гнилого мяса.

Вопрос в том, какова мера поражения коррупцией. Есть страны, где поражены только некоторые элементы государства, права. Существует и более серьезная возрастающая степень поражения, и тогда можно говорить об элементах криминализации государства и права. Крайняя же и самая опасная стадия — криминальное государство. На пути становления развитой правовой системы и демократии в странах на постсоветском пространстве, странах новой демократии опасность возникновения этой стадии болезни очень высока.

В связи с этим методологические научные разработки, проводимые в нашей стране, в коллегиальных учреждениях помогают наметить правильный путь и предотвратить падение в пропасть.

В России в последнее время на этом пути сделано многое. Необходимо последовательное и планомерное продолжение работы. Главная цель и задача борьбы с коррупцией — это утверждение правового пространства.

Существуют различные методики лечения, и, как известно, не только таблеточные, но и хирургические. В Сингапуре, например, чиновников и судей за коррупционные преступления казнят. Однако, как известно, применение только метода «кнута» не всегда эффективно. Каждая страна выбирает свои методы решения проблем. И через призму того, что сделано, необходимо обозначить первоочередные вопросы. И они уже решаются.

Первое. Получение реальной картины коррупции и коррупционной преступности в целом. Имеется указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ о перечне статей коррупционной направленности. Учитывая опыт других стран, в России в 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», в котором, возможно, этот перечень следует закрепить.

Второе. Наступление на организованную преступность как социальную основу коррупции. Необходимо восстановить законность в регионах, где мафиозные структуры стремятся подменять органы власти и имеет место коррупция в ее наиболее опасных системных формах. С этой точки зрения следует подумать о воссоздании на принципиально иной основе спецподразделения по борьбе с организованной преступностью или коррупцией. В Сингапуре, к примеру, такое подразделение существует. Целесообразно, наверное, вернуться к идее Федерального закона о противодействии организованной преступности; можно было бы говорить о нормативном регулировании специальных операций по борьбе с организованной преступностью. События в Кущевской, Гусь-Хрустальном, Энгельсе показывают, что подобные преступные схемы и явления вошли в нашу жизнь.

Третье. Создание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения или урегулирования конфликтов интересов. Важно установить четкий механизм таких процедур, любое отступление от которого будет рассматриваться как правонарушающее коррупционноемкое поведение. И тогда не будет произвола в отношении оценки соответствующих действий чиновников.

Четвертое. Преодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследования по делам о коррупции. Практика показала, что часто этот институт служит преградой против расследования коррупционных поступков и поведений. Найти должную меру — это задача практики. Данная проблема довольно актуальна, и здесь, возможно, надо еще раз обратиться к пределам и мерам института правового иммунитета.

Пятое. Переход от декларирования доходов к декларированию расходов. На эту тему было много споров. Президент РФ подчеркивал важность этого вопроса. Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции, ст. 20 которой обязывает ввести правовой институт незаконного обогащения. Если этот механизм заработает, тогда в большей степени, чем сейчас, будет обеспечена прозрачность, в том числе финансовая. При этом возможно, что в какой-то части бремя доказывания невиновности может лежать не на государстве, а на самом лице, действие которого подвергается сомнению (так как ему необходимо доказать, что у него легальные источники доходов).

Шестое. Восстановление нормального правового института конфискации имущества. Речь идет о конфискации в рамках ратифицированных конвенций ООН. Согласно Уголовному кодексу РФ конфискация на сегодня является мерой воздействия. Следует отметить, что в случае совершения коррупционных преступлений конфискация эффективно используется в Сингапуре, Китае, Испании, США. Необходим учет требований ГРЕКО, которыми обозначены некоторые важнейшие к принятию меры. Например, конфискация имущества за все тяжкие преступления против собственности и экономические преступления. В ином случае уводятся активы и сохраняется легальная база для коррупционных действий, а следовательно, для организованной преступности.

Продолжаются дискуссии об уголовной ответственности юридического лица. В нашей стране применяется другой принцип построения уголовно-правовой ответственности. Однако, во всяком случае, должна быть установлена финансовая ответственность юридических лиц, если они задействованы в коррупционных схемах и являются легальными источниками для выполнения коррупционных действий организованной преступностью. В этом случае юридические лица должны подвергаться уголовно-правовым репрессиям в рамках не просто Закона, а правового Закона на основе принципов верховенства права с учетом современных стандартов.

Седьмое. Обеспечение разумной достаточности в процессе гуманизации уголовного законодательства. Здесь не должно быть перекосов в ту или иную сторону. Мудрец Дэн Сяопин еще на заре экономических реформ в Китае заметил, что мягкой рукой социальные уродства не выведешь. В Китае применяются одни меры борьбы, в России — другие, в Казахстане — третьи. Главное здесь — соблюдение меры с учетом того, что безнаказанность коррупции является основным фактором, стимулирующим разрастание коррупции.

Восьмое. Задействование потенциала всего общества в антикоррупционной работе. Если есть коррупционеры, есть, наверное, и те, кто поощряет их? Генерал, обер-прокурор П. И. Ягужинский в эпоху Петра I на предложение государя императора взять и казнить всех мздоимцев ответил: «Государь, Вы тогда останетесь без подданных». Таким образом, только четкое правосознание, которое не приемлет такой тип поведения, к которому призывал выдающийся русский правовед И. А. Ильин, застраховывает от превращения народа в чернь. А чернь — это все, с низа и до самого высшего чиновника, которые «рвут» тело государства, встав на коррупционный путь.

И последнее. Если человечество хочет оставить зеленый мир, планету под голубым небом своему будущему поколению, то конституционная обязанность, которая вытекает из всех конституций, включая российскую, состоит в том, что будущие поколения должны иметь возможность жить в нормальном правовом сообществе по праву, а не по коррупции. Так что оставим мы этому будущему поколению? Наша задача — использовать все легальные правовые демократические средства для того, чтобы выжить. Это главная стратегическая задача.

——————————————————————