К вопросу обеспечения безопасности дорожного движения
(Кашкина Е. В., Хандогина А. В.) («Транспортное право», 2013, N 2)
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Е. В. КАШКИНА, А. В. ХАНДОГИНА
Кашкина Екатерина Валерьевна, заместитель начальника кафедры подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка ВИПК МВД России, кандидат юридических наук.
Хандогина Анастасия Викторовна, преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка ВИПК МВД России.
Работа отражает состояние аварийности с участием животных (диких и домашних). Раскрыты основные мероприятия, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием животных. Отражен положительный опыт зарубежных стран. Указывается порядок действий участников дорожного движения в случае наезда на животного, а также нормативное регламентирование юридической ответственности в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: аварийность, безопасность дорожного движения, животные, скотопрогон, участники дорожного движения, экодуки.
On the issue of ensuring security of road traffic E. V. Kashkina, A. V. Khandogina
The article reflects the state of accident risk with participation of animals (wild and home); reveals the basic events aimed at reduction of the number of road traffic accidents with participation of animals; shows the positive experience of foreign countries; points out the order of actions of participants of road traffic in case of automobile-animal accident and also normative regulation of juridical responsibility in the sphere in question.
Key words: accident risk, security of road traffic, animals, bridleway, participants of road traffic, ecoducts.
В настоящее время вопросам обеспечения безопасности дорожного движения посвящено немало работ, данная проблематика озвучивается в средствах массовой информации, проводятся различные мероприятия, направленные на снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). С 2006 г. на территории Российской Федерации действуют федеральные целевые программы, целью которых является сокращение смертности в результате ДТП <1>. В указанных программах рассматриваются вопросы повышения безопасности дорожного движения с различных ракурсов, выделены основные направления, способствующие снижению аварийности и тяжести последствий ДТП, учтены факторы, влияющие на рост дорожно-транспортных происшествий. Благодаря действию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» можно отметить уменьшение числа лиц, погибших в результате ДТП по сравнению с 2004 г. (см. табл. 1) <2>. ——————————— <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения 2006 — 2012 гг.», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». <2> Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». М., 2012. С. 14.
Таблица 1
Число лиц, погибших в результате ДТП по Российской Федерации
2004 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
34506 32724 33308 29936 27659 26567 27953 28615
Тем не менее один из факторов, который можно признать не самым распространенным, однако способным привести к наиболее тяжким последствиям, не учтен, соответственно, не предусмотрены мероприятия по их предотвращению либо снижению тяжести последствий. Этим фактором, на наш взгляд, является выход на проезжую часть животных (диких или домашних). В настоящее время не ведется официальная статистика по ДТП с участием животных, однако большинство регионов Российской Федерации имеет свою статистику, что позволяет нам утверждать наличие данной проблемы. Например, почти втрое увеличилось количество дорожных происшествий с участием диких животных на трассах Свердловской области. Если еще пять лет назад было зафиксировано только девять случаев столкновений машин с лесным зверьем, то в 2011 г. уже более 25. Причем большая часть — со смертельным исходом, как для водителя, так и для диких «пешеходов» <3>. ——————————— <3> Добрынина С. Звери гибнут под колесами // Российская газета. Федеральный выпуск. 07.06.2012. URL: http://www. rg. ru/2012/ 06/07/reg-urfo/dtp-zveri. html.
При решении вопроса о создании условий для безопасного дорожного движения в местах возможного появления животных необходимо обращать внимание на два фактора: 1) сохранение жизни и здоровья водителя и пассажира; 2) сохранение жизни и здоровья животного. При этом следует учитывать возможность наступления негативных сопутствующих последствий — аварийная ситуация на проезжей части, возникновение заторов, повреждение автомобиля и т. д. В лесных районах и сельской местности Российской Федерации довольно часто можно встретить предупреждающие дорожные знаки «Перегон скота» (12.6) и «Дикие животные» (12.7), «Осторожно, животные!». Подобные знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия соответствующих обстановке мер. Однако повышенное внимание водителя не во всех случаях позволяет предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Существуют определенного рода технические средства, способные оградить животных от проезжей части, с целью сокращения числа дорожно-транспортных происшествий: — информационные щиты для водителей; — зеркала, отражающие свет фар автомобилей, для отпугивания диких животных; — ограждения (заборы) для животных; — запахи, отпугивающие животных; — расчистка леса для улучшения видимости; — уменьшение численности стад диких животных; — особые меры безопасности в местах, где дикие животные нередко пересекают дорогу. Все вышеперечисленные меры широко применяются в Европе с середины XX в. При этом в разное время в ряде европейских стран проводились исследования эффективности предлагаемых мер. Итак, как показали проведенные исследования, заборы значительно сокращают количество ДТП с участием диких животных на огражденных участках (сокращение составляет примерно 60 — 70%). С другой стороны, обнаружилась тенденция увеличения количества ДТП на обоих концах огражденных участков, так как в этих местах увеличивается количество животных, переходящих дорогу. Были проведены опыты по использованию запахов, с целью напугать крупных животных, например лосей. На стволы деревьев и столбы ограждения была налита жидкость, имеющая одинаковый запах с мочой волков. Подсчеты, проведенные до начала опыта и после его завершения, показали, что эта мера привела к сильному снижению количества ДТП на тех участках, где использовалась упомянутая жидкость. Здесь не было зарегистрировано увеличение количества ДТП <4>. ——————————— <4> Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв.; под ред. проф. В. В. Сильянова. М.: МАДИ, 2001.
Таким образом, с одной стороны, принимаемые меры способны привести к снижению количества ДТП с участием диких животных, с другой стороны, к сожалению, подобные меры оказывают негативное влияние на самих животных. Дробление ландшафта на мелкие сегменты, так называемое «отпугивание» животных способно привести к необратимым последствиям, а именно к снижению популяции диких животных. Подобное объясняется тем, что данная мера нарушает естественную миграцию зверей к сезонным местам обитания, кормления, тем самым сокращая ареал их обитания. При этом предложенные в середине XX в. меры на сегодняшний день нельзя признать эффективными. Так, смертность в результате ДТП с участием диких животных в США до недавнего времени находилась на довольно высоком уровне. По статистике, за период с 1990 г. по 2004 г. в Северной Америке число аварий с участием диких животных возросло с 200 до 300 тыс., при этом количество других дорожных инцидентов осталось примерно на том же уровне <5>. ——————————— <5> Милешкин К. Переходы для животных: хрюшка трассу обойдет // За рулем. 2012. Декабрь. N 12(978). С. 270.
Решением проблемы стало строительство экодуков — мостов для животных, под которым пролегает трасса для автомобильного транспорта (см. рис. 1). Сегодня опыт строительства подобных сооружений положительно зарекомендовал себя во многих странах (США, Канада, Голландия, Австралия).
Рис. 1
Помимо экодуков практикуется строительство различного рода заграждений, которые ограждают, например, национальные парки. Так, в Швеции подобного рода ограждения воспринимаются как неотъемлемый элемент шоссе, высота и прочность которых зависит от животных, населяющих окрестности. Для удобства прохода людей в подобных сооружениях предусмотрены калитки. Если мы говорим о Российской Федерации, то на данную проблему обратили внимание лишь недавно. На сегодняшний день существует лишь малое количество участков дорог, имеющих ограждения от диких животных, например Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) в районе национального парка «Лосиный Остров», разделяющая территорию на две части. Однако мигрировать животным с одной территории на другую мешают неправильно устроенные еще в советское время «зверопроходы» под МКАД: во-первых, они узкие для лосей, во-вторых, животных пугает шум автотрассы <6>. ——————————— <6> Дорога в «Лосиный остров» // Российская газета. Федеральный выпуск. 14.02.2011. N 5406(30).
Первый экодук в России планируется возвести под Переславлем-Залесским в Ярославской области при реконструкции участка 115 — 135-й километр трассы М-8 «Холмогоры». «Он будет создан для того, чтобы животные могли перемещаться из одной части национального парка «Плещеево озеро» в другую. Это, по сути, тот же путепровод шириной около 50 м, на котором будет посажена растительность, будет воссоздан природный ландшафт», — сообщил заместитель директора управления филиала ФКУ «Центральная Россия» Анатолий Пясецкий. Протяженность экодука составит около километра, и он будет незаметен на рельефе местности, то есть животные не будут воспринимать его как большую возвышенность <7>. ——————————— <7> URL: http://www. interfax-russia. ru/ Center/report. asp? id=369002.
Помимо диких животных, бесконтрольно пересекающих проезжую часть, существует аналогичная проблема с домашними животными. Отметим, что еще со времен Советского Союза существует понятие «скотопрогон» — сооружение, пересекающее дорогу ниже уровня движения транспортных средств и предназначенное для прогона скота <8>, либо искусственное дорожное сооружение, предназначенное для пересечения автомобильной дороги стадами скота <9>. В настоящее время подобное сооружение еще можно встретить на территории Российской Федерации, например в Республике Дагестан <10>. Иными словами, скотопрогон — сооружение, позволяющее перегнать различные группы животных. Обращаем внимание, что в данном случае мы говорим о домашних животных (животных, разводимых человеком), поведение которых можно контролировать различными способами. Однако контроль за поведением домашних животных со стороны их владельцев осуществляется не всегда (в большинстве случаев это проблематично). Например, в Аксайском районе Ростовской области 2 декабря 2011 г. водитель иномарки попал в ДТП, причиной которого стал выбежавший на дорогу козел. Пытаясь избежать столкновения с животным, мужчина резко повернул, машину занесло на обочину, после чего она перевернулась. В результате ДТП мужчина и 61-летняя женщина с различными травмами были госпитализированы с места происшествия <11>. К сожалению, данный пример не единственный. ——————————— <8> Терминологический словарь по строительству на 12 языках // База нормативной документации. URL: http://www. complexdoc. ru. <9> Словарь финансовых и юридических терминов. URL: http://www. consultant. ru/ law/ref/. <10> См. более подробно: Республиканская целевая программа «Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013 — 2017 годы», утвержденная Законом Республики Дагестан от 2 ноября 2012 г. N 78. <11> Живая Кубань // Интернет-дневник Краснодарского края. URL: http://www. livekuban. ru/ node/492016.
Полагаем, что на сегодняшний день назрела необходимость решения вопроса обеспечения безопасного сосуществования участников дорожного движения и животных. Необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Несмотря на то что современные достижения и технологии постепенно внедряются в дорожную среду, на сегодняшний день наиболее эффективным средством остаются предупреждающие знаки дорожного движения и внимание самих водителей. Как показала практика, в тех районах, где установлены предупреждающие знаки, количество ДТП сократилось. Например, согласно статистике за 2012 г., на северо-востоке Ленинградской области в зонах действия знаков «Дикие животные» столкновений с животными произошло в 13 раз меньше (2 случая против 26), чем при их отсутствии. Вследствие этого комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира считает необходимым информировать водителей о местах пересечения с маршрутами диких животных <12>. В свою очередь, мы напоминаем, что водитель обязан запомнить простые правила: ——————————— <12> URL: http://online47.ru/a/ 2013/02/18/ CHislo_DTP_s_uchastiem_diki.
— если на дороге стоит предупреждающий знак — сбавить скорость; — быть предельно внимательными, особенно в вечернее и ночное время суток (животные особенно активны вечером, на закате); — при появлении на проезжей части животных необходимо быстро, но осторожно сбросить скорость движения транспортного средства (резкая остановка может привести к многочисленным травмам водителя и пассажиров); — дать возможность животному покинуть дорогу; — не пытайтесь объезжать животное (в панике оно может метаться по дороге из стороны в сторону); — не сигналить! — после того как животное отошло в сторону, не жмите сразу на газ, испуганный зверь может вернуться (побежать по дороге). В том случае, если произошло ДТП с участием животных (наезд на животное), водителю необходимо: 1. Остановить ТС и не перемещать его до прибытия сотрудников ГИБДД. 2. Включить аварийную световую сигнализацию. 3. Выставить знак аварийной остановки <13>. ——————————— <13> Пункт 7.2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»: при остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен.
4. Сообщить о ДТП в полицию и ждать прибытия наряда ГИБДД. При этом водителю рекомендуется: — оттащить животное на обочину — если животное небольшое и не оказывает сопротивления; — не трогать животное (не покидать автомобиль) — если животное крупное и проявляет признаки агрессии; — связаться с комитетом по охране животных и сообщить о происшествии — если животное не является домашним (не скот, не собака, не кошка); — предпринять попытку найти хозяина животного — если животное оказалось домашним. Обязательным пунктом является уведомление специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания о данном ДТП (в большинстве случаев это делают сотрудники ГИБДД сразу после выяснения сведений о сторонах ДТП). Обращаем внимание, что согласно ст. ст. 1, 4 Федерального закона «О животном мире» <14> (далее — Закон) животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы) относится к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и является государственной собственностью. Вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания лицо несет юридическую ответственность. Так, согласно ст. 56 Закона, «юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда…». ——————————— <14> Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».
При этом исходя из п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности (в нашем случае источником повышенной опасности является транспортное средство). Поэтому, сбив дикое лесное животное, водитель наносит материальный ущерб государственной собственности и обязан осуществить выплату штрафа в пользу государства. Прецедент штрафа уже создан в Липецком городском суде, где судья, руководствуясь Законом «О животном мире», оштрафовал водителя, сбившего насмерть лосиху, на 175 тыс. руб. (при этом в сумму штрафа вошел ущерб от гибели будущих лосят, которых эта 4-летняя самка лося могла бы еще родить). Также Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой предъявлены в суд три исковых заявления о взыскании с граждан в доход государства денежных средств за вред, причиненный животному миру, — гибель животных в результате ДТП. При этом иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцать лет <15>. ——————————— <15> Статья 78 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, если водитель соблюдал Правила дорожного движения, сотрудники ГИБДД не усмотрели в действиях водителя умысла, направленного на причинение гибели животному (в результате ДТП), был вынесен отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, это не свидетельствует о невиновности в причинении имущественного вреда государству, не исключает гражданско-правового деликта. Поэтому самое главное правило для автомобилистов — будьте осторожны на дорогах, соблюдайте скоростные ограничения! Помните, Правила дорожного движения написаны для вас, а не для животных! Безопасность в ваших руках!
Список литературы
1. Добрынина С. Звери гибнут под колесами // Российская газета. Федеральный выпуск. 07.06.2012. 2. Дорога в «Лосиный Остров» // Российская газета. Федеральный выпуск. 14.02.2011. N 5406(30). 3. Милешкин К. Переходы для животных: хрюшка трассу обойдет // За рулем. 2012. N 12(978). С. 282. 4. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». М., 2012. С. 256. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения 2006 — 2012 гг.». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения». 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». 8. Республиканская целевая программа «Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013 — 2017 годы», утвержденная Законом Республики Дагестан от 2 ноября 2012 г. N 78. 9. Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв.; под ред. проф. В. В. Сильянова. М.: МАДИ, 2001. 10. Словарь финансовых и юридических терминов. URL: http://www. consultant. ru/law/ref. 11. Терминологический словарь по строительству на 12 языках // База нормативной документации. URL: http://www. complexdoc. ru. 12. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире». 13. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
——————————————————————