Участники дорожного движения как субъект преступлений против безопасности движения транспорта

(Самодурова Е. Г.) («Транспортное право», 2008, N 2)

УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА

Е. Г. САМОДУРОВА

Самодурова Е. Г., соискатель Академии ФСИН России.

Субъект преступлений против безопасности движения транспорта представляет собой совокупность как общих, так и специальных признаков. Некоторые исследователи отмечают, что вопрос о субъекте преступлений в сфере безопасности дорожного движения не представляет большой сложности «в связи с достаточно удачной формулировкой в этой части диспозиций… норм» <1>. По нашему мнению, такое утверждение несколько поспешно, поскольку в данном случае важно установить соотношение употребляемых терминов, характеризующих субъекта преступления, а также их содержание. ——————————— <1> Шелудяков А. А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 106.

Если мы обратимся к анализу статей УК, предусматривающих ответственность за преступления против безопасности движения транспорта, то увидим, что в них нет никакого единства относительно субъекта преступления. Законодатель зачастую объединяет в одной статье лиц, являющихся участниками различных отношений, а значит, и преступления, направленные на разные объекты (например, ст. 268 УК). Такой подход законодателя далек от совершенства и противоречит логике конструирования статей Особенной части УК. Следовательно, необходимо установление общего понятия субъекта преступления, позволяющего провести четкое разделение преступлений против безопасности дорожного движения в обособленную группу. Одним из таких понятий, на наш взгляд, наиболее приемлемым в этом отношении, является понятие «участник дорожного движения». И хотя оно непосредственно употребляется только в ст. 268 УК РФ, можно говорить о его применении и к некоторым другим преступлениям против безопасности движения транспорта (ст. ст. 264, 267 УК РФ). Такой вывод вытекает, если мы обратимся к нормативно-правовым актам, в которых дается понятие участника дорожного движения. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения» участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства <2>. Аналогичное понятие участника дорожного движения дается в Наставлении по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденном Приказом МВД России от 8 июня 1999 г. <3>. ——————————— <2> Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения». <3> См.: Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утв. Приказом МВД России от 8 июня 1999 г. N 410.

В соответствии с приведенным определением участник дорожного движения характеризуется двумя важнейшими признаками: 1) он должен принимать непосредственное участие именно в процессе дорожного движения; 2) такое участие он принимает в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Вышеуказанный Закон «О безопасности дорожного движения» дает понятие дорожного движения: совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог <4>. Данное определение отличается четкостью, что дает нам конкретное представление о пространственно-временных пределах данного явления, его объективных показателях. ——————————— <4> Федеральный закон РФ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения».

С остальными признаками не все так просто. И прежде всего отметим, что понятие «водитель транспортного средства» в УК не употребляется. В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г., водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Данное определение позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, понятие водитель транспортного средства включает в себя лицо, управляющее транспортным средством, но не приравнивается к нему. Помимо этого, оно включает в себя погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо и обучающего вождению. Во-вторых, в Правилах дорожного движения говорится о лицах, управляющих транспортным средством, а в ст. 264 УК РФ — и лицах, управляющих автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, понятие которых дается в примечании к ст. 264 УК РФ. Определение транспортного средства как более широкое понятие дается в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий: устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных) <5>. В Правилах дорожного движения указывается, что механическое транспортное средство — это транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. ——————————— <5> См.: Правила учета дорожно-транспортных происшествий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.

Поэтому водители велосипедов с подвесным двигателем, мотоколясок, мотонарт, мопедов и иных самодвижущихся механизмов с объемом двигателя менее 50 куб. см и конструктивной скоростью менее 50 км/час, не относятся к лицам, управляющим механическим транспортным средством, а значит, и к числу субъектов ст. 264 УК РФ. Водители таких средств наряду с пешеходами должны приравниваться к иным участниками дорожного движения. Допущенные ими нарушения правил дорожного движения и эксплуатации, повлекшие общественно опасные последствия, предусмотренные законом, должны квалифицироваться по ст. 268 УК РФ (Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта). Таким образом, и, в-третьих, понятие «водитель преступления» относится не только к ст. 264 УК РФ, но и к ст. 268 УК РФ, а также в некоторых случаях и к ст. 267 УК РФ. В ст. 268 УК РФ в качестве субъектов называются пассажир, пешеход или другой участник движения, кроме лиц, указанных в ст. 264 УК РФ. Согласно Правилам дорожного движения пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. К другим участникам движения, как уже говорилось, можно относить водителей, не являющихся лицами, управляющими механическими транспортными средствами. Ни о каких других категориях, которые мы могли бы отнести к другим участниками движения, в Правилах дорожного движения не говорится. В юридической литературе к другим участникам движения относят регулировщиков, рабочих, осуществляющих ремонтные работы на транспортных магистралях, техническое обслуживание средств регулирования движения транспортных средств, лиц, производящих на дороге аварийные работы, и т. д. Такая расширительная трактовка понятия «участник дорожного движения» противоречит Правилам дорожного движения. Понятие участник дорожного движения может использоваться и в ст. 267 УК, хотя законодатель прямо об этом не говорит. Однако в ст. 268 УК объединены по своей сути два различных преступления, так как в ней говорится о двух различных категориях субъектов: лица, нарушающие правила движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, и лица, нарушающие правила дорожного движения. По нашему мнению, данные лица посягают на различные объекты, что видно из анализа ст. ст. 263 и 264 УК РФ. Поэтому, следуя логике конструирования статей, ответственность данных лиц следует предусмотреть в различных статьях УК РФ.

——————————————————————