Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения
(Майоров В. И.) («Транспортное право», 2008, N 2)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В. И. МАЙОРОВ
Майоров В. И., заведующий кафедрой конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
С системной точки зрения дорожное движение в том виде, как определено Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» <1>, можно рассматривать как социотехническую систему, связанную единством социальных и технических элементов. Если рассматривать дорожное движение через призму цели его участников (удовлетворение транспортной потребности общества), то оно, по нашему мнению, представляется системой более высокого порядка, состоящей из комплекса подсистем и взаимосвязанных элементов. В первом приближении можно выделить подсистему подготовки процесса удовлетворения транспортной потребности (сюда относится комплекс элементов по подготовке участников дорожного движения, транспортных средств, дорог), а также подсистему непосредственного удовлетворения транспортной потребности или ее можно обозначить как подсистему реализации транспортной возможности. ——————————— <1> В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги. Безопасность дорожного движения определена как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения определено как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения (далее — ОБДД) определено полномочиями государственных органов и органов местного самоуправления <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения».
Деятельность этих органов, объединенная целью — безопасность участников дорожного движения, также должна быть определена как система. Традиционно эту деятельность принято называть «обеспечение безопасности дорожного движения». Она направлена на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также на снижение тяжести их последствий. На наш взгляд, эта система должна быть названа «системой обеспечения безопасности в сфере дорожного движения». Кроме этой деятельности в систему ОБДД естественно в качестве подсистем включены вышеуказанная система дорожного движения с подсистемами его подготовки и реализации транспортной возможности. Таким образом, система обеспечения безопасности дорожного движения может быть представлена следующим образом. На ее нижнем уровне находится подсистема, функционирование которой непосредственно удовлетворяет транспортную потребность общества, т. е. пространственное перемещение людей и грузов. Мы ее обозначили как подсистему реализации транспортной возможности. В этой сложной социотехнической подсистеме, с одной стороны, субъектами управления являются водители, объектами — транспортные средства. С другой стороны, водители сами являются в этой подсистеме объектами управления, так как они ощущают управленческое воздействие со стороны сотрудников милиции, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции и регулировать взаимодействие между всеми участниками транспортного процесса. Поведение участников этого процесса регулируется прежде всего Правилами дорожного движения, а также другими нормативными документами, в том числе ведомственными — Министерства внутренних дел Российской Федерации. Если попытаться определить общую цель управления в этой подсистеме с двух точек зрения — с точки зрения удовлетворения транспортной потребности и минимизации временных затрат при этом и с точки зрения обеспечения безопасности участников дорожного движения, то тогда ее (цель) можно представить как выбор оптимального варианта вектора скорости транспортных средств в конкретной дорожной ситуации. Основной объем функций в решении задач по достижению этой цели отводится милиции, точнее, сотрудникам дорожно-патрульной службы ГИБДД и государственным автоинспекторам. Естественное желание водителей к увеличению скорости, так как при этом сокращается непроизводительное время нахождения в пути, сдерживается нормативно-урегулированными действиями вышеуказанных сотрудников милиции вплоть до прекращения (запрета) движения, когда это явно опасно. Существование данной подсистемы и успешный процесс ее функционирования возможны только как результат деятельности подсистемы второго уровня — подсистемы подготовки и обслуживания дорожного движения. Она объединяет в себе деятельность предприятий, организаций, учреждений, направленную на создание условий и возможности безопасной реализации транспортной потребности. Результат ее функционирования — определенное состояние улично-дорожной сети, транспортных средств, уровень подготовки участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств, а также сотрудников ДПС ГИБДД, осуществляющих управление в подсистеме первого уровня. Следует отметить, что с точки зрения обеспечения безопасности участников дорожного движения эта подсистема менее согласована с общей целью. Обусловлено это прежде всего тем, что у большинства элементов этой подсистемы во главу угла поставлена коммерческая цель, а не безопасность. К тому же их деятельность в недостаточной степени нормативно урегулирована на предмет обеспечения безопасности участников дорожного движения. Следовательно, государственные автомобильные инспекторы не в полной мере могут осуществлять управленческое воздействие на объекты управления в этой подсистеме. По нашему мнению, это и есть наиболее слабое звено во всей системе обеспечения безопасности в сфере дорожного движения. Так как множество причин возникновения дорожно-транспортных происшествий находится на этапе (в подсистеме) подготовки процесса удовлетворения транспортной потребности. Явно видна необходимость государственного регулирования деятельности всех элементов (субъектов), входящих в эту подсистему для приведения к единой цели — обеспечению безопасности. Третий, высший, уровень системы обеспечения безопасности дорожного движения занимает подсистема, образуемая органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подсистемы обеспечивает, во-первых, подготовку и принятие в пределах компетенции нормативных актов; во-вторых, конкретную организацию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожно-транспортного травматизма. Каждая из подсистем активно взаимодействует друг с другом. Результатом их взаимодействия являются процессы, составляющие обеспечение безопасности дорожного движения. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности любой теоретической системы является согласованность ее частей по цели, основным параметрам, по времени, месту, способу взаимодействия. Большая степень согласования системы по всем параметрам обеспечивает большую степень ее работоспособности. Если судить о согласованности системы ОБДД по нормативно-правовой составляющей в целом, следует отметить, что у всех трех подсистем есть единая основа, она обозначена законодательно — это Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции». Вместе с тем существует необходимость создания правового режима не только дорожного движения, как процесса удовлетворения транспортной потребности, но и всей деятельности, изложенной выше. Применительно к обеспечению безопасности участников дорожного движения следует определить ее как сферу дорожного движения, объединяющую общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии его подготовки к удовлетворению транспортной потребности.
——————————————————————