Национальная программа обеспечения безопасности дорожного движения

(Кашкина Е. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 8)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Е. В. КАШКИНА

Кашкина Екатерина Валерьевна, кандидат юридических наук, преподаватель Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Существующее понимание того, что аварийность на дорогах — это проблема, относящаяся лишь к транспортному сектору, является, на наш взгляд, ошибочным. Безопасность дорожного движения и ее обеспечение — это прежде всего социальная проблема, разрешение которой зависит в первую очередь от органов здравоохранения, экономического сектора и семьи. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 г. в списке причин гибели людей дорожно-транспортный травматизм займет третье место, уступая место лишь сердечно-сосудистым и психоневрологическим заболеваниям. К указанному году уровень смертности на дорогах в странах с высоким уровнем доходов составит 30%, а в странах с низким и средним уровнем доходов — более 80% <1>. Данные статистики количества ДТП и связанные с ними негативные последствия на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН признаны «глобальным кризисом». ——————————— <1> Предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Зарубежный опыт // НИЦ ДОБДД МВД России. М., 2006. С. 20.

В Европе в разработке и реализации политики обеспечения безопасности дорожного движения большую роль играют международные организации <2>, а в качестве координатора по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения определена Всемирная организация здравоохранения <3>. Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) приняла решение к 2012 году снизить число погибших в результате ДТП на 50%, в связи с чем многие члены ЕКМТ разработали стратегии и программы, основной целью которых является уменьшение количества ДТП и тяжести их последствий. ——————————— <2> Евросоюз, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Европейский совет безопасности дорожного движения, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская ассоциация по интеллектуальным транспортным системам, Международная организация по предотвращению дорожных происшествий, Постоянная ассоциация дорожных конгрессов. <3> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2004 года N 58/289.

Разработка и принятие программ носят межведомственный характер, в ее реализации участвуют различные органы государственной власти и управления. В большинстве европейских стран программы по обеспечению безопасности дорожного движения представляют собой самостоятельный документ, а в ряде стран эта Программа является составной частью более масштабных проектов <4>. Принимаются и утверждаются программы на высшем уровне государственной власти. Так, в Мексике программу утверждает президент; постановления правительством принимаются в Болгарии, России, Финляндии, Японии, парламентом — в Дании, Италии, Швеции и т. д. Многие государства, помимо национальных программ обеспечения безопасности дорожного движения, имеют также региональные и даже местные программы, утвержденные соответственно региональными или местными органами исполнительной власти. ——————————— <4> Так, в Великобритании, на основании положений Десятилетнего плана развития транспорта, принята программа «Дороги будущего безопаснее для всех». В Швеции программа «Снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий» входит в Национальный план развития дорожно-транспортной системы на 2004 — 2015 гг. В Японии программа безопасности дорожного движения — часть программы мероприятий по обеспечению безопасности транспорта.

Что касается финансирования, то каждое государство определяет, за счет каких средств будет происходить финансирование программ. В большинстве стран реализация мероприятий осуществляется за счет средств государственного бюджета (Финляндия, Япония и др.) либо за счет государственных органов и внебюджетных источников (Италия, Республика Корея, Россия и др.). На наш взгляд, приоритетные направления обеспечения безопасности дорожного движения следует разделить на следующие группы: 1. Соблюдение правил дорожного движения. Основными мероприятиями, обеспечивающими данное направление, являются: искоренение правового нигилизма, повышение уровня правосознания, пропаганда безопасности дорожного движения; совершенствование надзора и контроля за использованием ремней безопасности, детских удерживающих устройств и других защитных средств, соблюдение скоростного режима и выявление лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения. 2. Повышение уровня безопасности транспортных средств. Для этого необходимо обеспечить повышение видимости транспортного средства на дорогах; усовершенствование конструкций, оборудования и систем транспортного средства. 3. Снижение риска дорожного движения и создание безопасной дорожной среды. В этом направлении подразумевается: предоставление приоритета общественному транспорту; ужесточение системы выдачи водительских удостоверений; использование инноваций в градостроительстве и землепользовании. 4. Совершенствование системы медицинской помощи. Для этого следует обеспечить оперативность прибытия медицинских подразделений на место ДТП и оказания ими неотложной помощи пострадавшим; организацию и обеспечение лечения и реабилитации лиц, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. На основании проведенного анализа представляется возможным выделить три основных принципа, на основе которых разрабатываются национальные программы: 1. Анализ причин аварийности. 2. Разработка экономически эффективных мероприятий, направленных на достижение цели. 3. Отслеживание результатов мероприятий, корректировка выбранных направлений. Экономическая составляющая в разработке национальных программ безопасности дорожного движения появилась недавно и не во всех странах получила распространение. Что касается РФ, то в отличие от предыдущих программ в Федеральной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 гг.» (ФЦП) предусмотрено ежегодное выделение финансовых средств из государственного бюджета и внебюджетных источников. Россия, которая наряду с другими европейскими странами входит в состав ЕКМТ, целью своей Программы определила сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортного происшествия в 2012 году по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза <5>. Реализация Программы рассчитана на 7 лет, в 2 этапа: первый этап — осуществление приоритетных мероприятий в 2006 — 2007 гг., второй этап — 2008 — 2012 гг. ——————————— <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100.

По истечении сроков первого этапа следует обратить внимание, насколько Россия приблизилась к уровню европейских стран по количеству погибших и пострадавших по причине ДТП. Проведенный анализ аварийности за период 2004 — 2007 гг. показал, что по сравнению с 2004 годом количество зарегистрированных происшествий увеличилось на 25,2 тыс. Вследствие нарушений Правил дорожного движения водителями, количество ДТП увеличилось на 4,8%, столкновение с автотранспортными средствами увеличилось на 3,7%, наезд на препятствие составил 1,5%. Тем не менее отмечается снижение количества случаев наездов на пешеходов — 5,5%. Несмотря на то что на улично-дорожной сети зарегистрировано 167 ДТП (148,7 тыс. за 2004 г.), тяжесть их последствий составила 7 погибших из 100 пострадавших (9 погибших из 100 пострадавших за 2004 г.). Несмотря на то что в 2007 году на территории России зарегистрировано некоторое увеличение количества ДТП, число погибших по отношению к 2004 году сократилось на 1198 человек, а также зарегистрировано снижение темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими <6>. ——————————— <6> Статистические данные за период 12 месяцев 2004 г. // Информационный бюллетень ДОБДД МВД России Федерации. 2005. N 29; Пресс-конференция начальника Департамента ОБДД МВД России генерал-лейтенанта милиции В. Н. Кирьянова // ИТАР-ТАСС. 23 февраля 2007 г.

На наш взгляд, несмотря на то, что о результатах Федеральной целевой программы говорить рано, исходя из показателей аварийности и ее последствий в Российской Федерации достигнуто понимание важности проблемы безопасности дорожного движения, в основном скоординирована деятельность различных органов на всех уровнях государственного управления. Но главным в решении этой проблемы остается сам человек, его сознательность и ответственность за здоровье и жизнь, свои и окружающих.

——————————————————————