Критерии и показатели оценки эффективности совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов

(Катунин А. П.) («Юридическая психология», 2014, N 1)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ

А. П. КАТУНИН

Катунин Александр Петрович, аспирант факультета психологии Российского государственного социального университета.

В статье раскрываются содержание и специфика оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов как совместной деятельности малой группы. Приведен анализ условий и факторов, влияющих на эффективность совместной деятельности. Выделены и раскрыты критерии и показатели ее оценки.

Ключевые слова: совместная деятельность, оперативно-служебная деятельность, условия, факторы, эффективность совместной деятельности, критерии, показатели.

Criteria and factors for evaluation of efficiency of joint activities of employees of subdivisions of border agenciesb A. P. Katunin

The article reveals the contents and specifics of operational-official activities of employees of subdivisions of border agencies as a joint activity of a small group; presents an analysis of conditions and factors influencing efficiency of joint activities; stresses and reveals criteria and factors of evaluation thereof.

Key words: joint activities, operational-official activities, conditions, factors, efficiency of joint activities, criteria, factors.

В современных условиях деятельность по охране государственной границы осуществляется небольшими подразделениями (отделениями, заставами), укомплектованными сотрудниками, проходящими военную службу на профессиональной основе. Несмотря на то что количественный состав данных подразделений неодинаков и определяется различными условиями: региональными особенностями, политическими и экономическими взаимоотношениями с сопредельными государствами, складывающейся обстановки, сотрудники объединены единой социальной деятельностью, которой присущи все характерные признаки совместной деятельности, такие как: — единая цель для всех участников деятельности; — общая мотивация к осуществлению деятельности; — объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей, самих действующих индивидов коллективного субъекта; — разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками исходя из характера цели, имеющихся средств и необходимых условий для ее достижения, состава и уровня квалификации исполнителей; — координация отдельных деятельностей всех участников совместной деятельности; — необходимость в управлении индивидуальными деятельностями и, как следствие, наличие органа организации и руководства, который воплощен в лице одного участника, наделенного особыми полномочиями; — наличие для участников деятельности единого конечного результата; — наличие единого пространства и одновременность выполнения деятельностей, создающие возможность личного (непосредственного) контакта, в том числе интеракции как обмена действиями, коммуникации как обмена информацией и взаимной перцепции. Кроме того, оперативно-служебная деятельность сотрудников подразделений пограничных органов имеет ряд своих специфических особенностей, обусловленных службой по охране государственной границы: четкая регламентация деятельности требованиями законов Российской Федерации, ведомственных руководящих документов; несение службы с оружием либо специальными средствами; близость сопредельного государства, использование в оперативно-служебной деятельности современной боевой техники, аппаратно-программных комплексов и инженерно-технических средств. Не менее важным отличительным признаком является ее стрессогенность, а соответственно, наличие стресс-факторов. При изучении структуры совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов закономерно возникает вопрос, который неоднократно поднимался в психологических, социологических, философских, педагогических и других исследованиях, — о показателях оценки ее результатов и, соответственно, ее эффективности. В социальной психологии вопросы эффективности групповой деятельности изучались многими видными зарубежными и отечественными учеными, среди которых можно выделить В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, Л. И. Уманского, А. С. Чернышева, Н. Н. Обозова, А. Л. Журавлева, Р. С. Немова. В военной психологии эффективность служебной деятельности воинских коллективов изучали М. И. Дьяченко, Ю. Г. Сулимов, П. А. Корчемный, В. В. Федотов, Вайсеро, К. В. Ночовный, Е. С. Авдеев, В. А. Холмогоров и другие. Самая простая оценка совместной деятельности, как отмечает большинство исследователей, будет заключаться в сравнении общей цели и общего результата, и, соответственно, если они совпадают, то совместные действия успешны. Однако данный подход ввиду его излишней узости нельзя применять ко всем ситуациям, например, когда в ходе совместной деятельности была достигнута лишь какая-то часть цели. Эффективность совместной деятельности как отношение достигнутого результата к ожидаемому или заранее запланированному может быть определена только в случае четкого выделения количественных или качественных критериев, которые станут базисными для сравнения полученного и предполагаемого результатов и единицы измерения результатов. Как правило, исследователи ограничивают число критериев, по которым возможно проведение оценки эффективности. Эта необходимость возникает, когда на учет берется множественность факторов, влияющих на эффективность совместной деятельности. В научной литературе чаще всего встречаются два универсальных критерия: — продуктивность (экономическая, выражаемая в единицах продукции (количественных и качественных), соотнесенных с затратами на ее производство); — удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и т. д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта трудовой деятельности и возможностью их осуществления. Кроме перечисленных критериев, ученые выделяют множество других социально-психологических критериев, которые позволяют учитывать социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы. К ним относятся: величина и состав группы, сплоченность и уровень управляемости коллектива, ценностные ориентации и нормы, психологический климат в коллективе, всестороннее развитие личности и т. д. В обосновании критериев исследователи использовали факторы и условия, влияющие на эффективность совместной деятельности. Н. Н. Обозов, проводя исследования с разными группами, рассматривал социально-психологические проблемы совместной деятельности в аспекте совместимости участников взаимодействия. Им были выделены и изучены такие социально-психологические факторы, влияющие на эффективность групповой работы, как специфика и сложность задачи, время совместной деятельности, количество членов группы и их взаимосвязанность, функциональная структура группы и ее изолированность или автономность. Кроме того, он выделил показатели срабатываемости малой группы: коэффициент экономичности, точности и другие. Полученные результаты исследователь представил в виде достаточно сложной модели регуляции совместной групповой деятельности, которая включает три блока показателей: — во-первых, условия деятельности и взаимодействия (специфика и сложность задач, время совместной деятельности и взаимосвязанность членов группы, степень изолированности и автономности группы); — во-вторых, степень подобия партнеров (индивидуальные характеристики членов группы); — в-третьих, степень выраженности мотивации субъекта деятельности и его направленность как ведущая характеристика субъекта деятельности <1>. ——————————— <1> Обозов Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 127.

По словам А. Л. Журавлева, социально-психологические характеристики коллективного субъекта одновременно являются и факторами совместной деятельности. К ним он относит целенаправленность (стремление к основной значимой цели), мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности), интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива), структурированность (четкость взаимного распределения функций, ответственности), согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов), организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности), результативность (способность достигать положительного результата) <2>. ——————————— <2> Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М., 1988. С. 19 — 36.

Особо в отечественной социальной психологии исследовался вопрос о механизмах регуляции совместной деятельности и ее эффективности. Как указывает А. И. Донцов, в социальной психологии чрезвычайно важен акцент на многостороннее содержание эффективности групповой деятельности: «…если бы дело сводилось лишь к повышению продуктивности работы группы, то такая задача должна была бы решаться средствами различных экономических, возможно технических дисциплин. Но значение человеческого фактора требует учета и таких составляющих человеческой деятельности, которые связаны с удовлетворенностью человека» <3>. ——————————— <3> Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 207 с.

В данном случае удовлетворенность понимается не как эмоциональная удовлетворенность индивида группой, а как удовлетворенность ее членов трудом, т. е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности <4>. Таким образом, проблему эффективности необходимо рассматривать в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились на каждом этапе развития группы, что позволяет существенно увеличить перечень критериев эффективности групповой деятельности. ——————————— <4> Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.

В работах А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова была установлена зависимость эффективности деятельности в трудных жизненных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. По мнению ученых, с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости каждого сотрудника, а не от профессионального мастерства <5>. ——————————— <5> Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 512 с.

Рис. 1. Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях (А. Я. Анцупов)

Опираясь на представленное в науке утверждение о том, что стрессоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости, логично будет предположить, что ее высокий уровень также будет способствовать повышению эффективности деятельности, в том числе и совместной. Это будет обусловлено тем, что в зависимости от уровня стрессоустойчивости или психологической устойчивости люди, оказавшись в трудных ситуациях, будут вести себя неодинаково. Интересен и подход Р. С. Немова, который указывал на то, что успешность деятельности коллектива необходимо оценивать не только с точки зрения того, насколько хорошо он справляется со своими производственными задачами, соответствующими профессионально-продуктивной функции коллектива, но и по тому, насколько успешно он реализует другие социальные функции — идеологическую и социально-образовательную. Кроме того, он считал сверхнормативную активность коллектива высшим критерием эффективности, как проявление группового эффекта в высокоразвитых коллективах. К признакам сверхнормативной активности автор относил активное участие членов коллектива в общественно-политической работе, повышение их образовательного уровня и культуры; рационализацию труда и повышение его производительности, снижение себестоимости выпускаемой продукции, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей членов коллектива <6>. ——————————— <6> Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 210 с.

Особое внимание необходимо уделить и работам военных психологов, изучавших проблему эффективности совместной деятельности подразделений и воинских коллективов в последние десятилетия, в которых можно выделить четыре основных направления исследований, а также характерные для каждого направления критерии эффективности совместной деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Критерии оценки эффективности совместной деятельности исходя из направлений военно-психологических исследований

п/п Направления исследований Критерии оценки эффективности совместной деятельности 1 Учебная деятельность высших военных образовательных учреждений Критерием оценки эффективности выступала степень достижения поставленных целей, а именно уровень сформированных специальных навыков и действий курсантов, уровень развития межличностных отношений в коллективе 2 Оперативно-служебная (боевая) деятельность частей и подразделений вооруженных сил, других войск и органов специальных служб Эффективность деятельности подразделений определялась уже не только по материальным (продуктивность, соответствие результата деятельности поставленной цели), но и по социально-психологическим критериям: организованность, удовлетворенность пребыванием в коллективе и результатами деятельности, психологическая устойчивость коллектива 3 Воспитательная и психологопедагогическая работа в войсках Эффективность совместной деятельности также анализируется с позиций как материальных, так и социально-психологических критериев 4 Организационная деятельность офицеров Для оценки эффективности деятельности в них использовались материальные и социально-психологические, социально-образовательные критерии: система ценностных ориентаций офицера, его уровень образования и профессиональной культуры, степень удовлетворенности социальных потребностей офицера

Опираясь на анализ работ отечественных и зарубежных психологов, нам предоставляется возможность характеризовать эффективность совместной деятельности сотрудников подразделения пограничных органов степенью соответствия результатов их оперативно-служебной деятельности тем целям и задачам, которые были определены руководящими документами (нормативно-правовыми актами, регламентирующими пограничную деятельность и приказами вышестоящего руководства). Анализ законов, регулирующих деятельность подразделений пограничных органов, позволил обозначить основные задачи, решаемые в ходе оперативно-служебной деятельности: а) защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения; б) обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; в) обнаружение и задержание перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в РФ или вывозу из РФ; г) выявление и задержание иностранных граждан и лиц без гражданства, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию; д) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере режима границы и режима в пунктах пропуска <7>. ——————————— <7> Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010) // Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. N 17. Ст. 594; Российская газета. 04.05.1993. N 84; Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. N 15; Ст. 1269. Российская газета. 12.04.1995. N 72.

Указанные задачи стали условием отбора первого критерия, отражающего успешность и качество реализации подразделениями своей главной функции, — нормативно-продуктивного. Данный критерий будет занимать главенствующую позицию в системе оценки эффективности совместной деятельности подразделения исходя из общественной важности решаемых задач подразделениями пограничных органов, непосредственно охраняющих государственную границу. Показатели нормативно-продуктивного критерия должны иметь обобщенный характер: результаты охраны государственной границы, результаты оперативно-боевой подготовки, состояние воинской дисциплины. Как говорилось ранее, оперативно-служебная деятельность пограничных органов обладает всеми признаками, присущими совместной деятельности, соответственно, она осуществляется сотрудниками, включенными в систему общения и межличностного взаимодействия. Это условие определяет второй критерий эффективности оперативно-служебной деятельности — социально-психологический. Представленный критерий не менее важен, чем нормативно-продуктивный, потому что отражает внутреннее состояние каждого члена коллектива и подразделения в целом, а также определяет психологическую готовность сотрудников к эффективному решению задач оперативно-служебной деятельности. Показателями данного критерия, в рамках нашего исследования, будут являться — удовлетворенность членов группы трудом в группе, а также развитие самой группы. Таким образом, на эффективность совместной деятельности оказывают свое влияние множество условий и факторов, таких как специфика коллектива, оптимальность взаимодействий, стратегия и тактика совместных групповых действий, уровень развития группы, лидерство и руководство, специфика и сложность задач, время совместной деятельности, количество членов группы, уровень психологической устойчивости и стрессоустойчивости и другие. Эффективность совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов характеризуется степенью соответствия результатов их оперативно-служебной деятельности тем целям и задачам, которые определены руководящими документами. Рассмотренные подходы к эффективности совместной деятельности сотрудников служебного коллектива позволяют нам вычленить два критерия ее оценки: нормативно-продуктивный и социально-психологический, каждый из которых раскрывается рядом специфических показателей.

Литература

1. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. N 15. Ст. 1269; Российская газета. 12.04.1995. N 72. 2. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 25.06.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. N 17. Ст. 594; Российская газета. 04.05.1993. N 84. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с. 4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 512 с. 5. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 207 с. 6. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М., 1988. С. 19 — 36. 7. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 210 с. 8. Обозов Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 127 с.

——————————————————————