План по штрафам

(Мошкович М., Глуховская Э., Захаров В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 15)

ПЛАН ПО ШТРАФАМ

М. МОШКОВИЧ, Э. ГЛУХОВСКАЯ, В. ЗАХАРОВ

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Элла Глуховская, газета «ЭЖ-Юрист».

Вениамин Захаров, газета «ЭЖ-Юрист».

Целевые прогнозные показатели денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства на 2010 год были утверждены Приказом Роструда от 29.12.2009 N 479. Согласно данному документу с работодателей в целом по России в I квартале 2010 года должны быть собраны штрафы на сумму 87 млн. рублей, а за год — более 388 млн.

Практика планирования штрафов существует в нашей стране уже давно. Наиболее обсуждаема эта тема, конечно же, в отношении планов, устанавливаемых для работников ГИБДД. Но и другие ведомства, обладающие карательными полномочиями, также имеют свои «производственные показатели». Так, Федеральная служба по труду и занятости ежегодно утверждает и доводит до своих подразделений «планы по штрафам» — в целях своевременного планирования надзорно-контрольной деятельности (как говорится в Приказе N 479).

С одной стороны, понятно — штрафы составляют отдельный источник доходов бюджетов, а бюджеты нужно как-то планировать. Без конкретных цифр, пусть и ориентировочных, дебет с кредитом не сведешь. И территориальные органы Роструда (государственные инспекции труда) как главные администраторы доходов бюджетов по этим источникам должны давать для составления проектов бюджетов соответствующие прогнозы.

С другой — наличие плана вызывает вопросы относительно характера деятельности проверяющих. За что они, собственно, борются — за то, чтобы искоренять посягательства на трудовые права граждан, или за то, чтобы собрать с нарушителей побольше денег в бюджет? Судя по валу писем в редакцию, трудовое законодательство в России нарушается сплошь и рядом. А прогнозные показатели штрафов ежегодно растут и растут…

Любопытно, что эту порочную практику критиковала и Счетная палата. В аналитической записке, подготовленной аудитором В. С. Катренко, было сказано, что прогнозные показатели поступлений доходов по суммам штрафных санкций являются по существу плановыми заданиями органам, осуществляющим контроль и надзор. И установление таких показателей (даже в порядке информации) с последующей оценкой их исполнения, не в полной мере соответствует основной задаче контролирующих органов — обеспечить правопорядок (Бюллетень Счетной палаты РФ 2009. N 9). Аудитор совершенно справедливо отмечал, что основным показателем эффективности работы контролирующего органа следует считать не количество и суммы наложенных штрафных санкций, а, наоборот, уменьшение количества нарушений.

В аналитической записке предлагалось применять иной подход к установлению прогнозных показателей по штрафным санкциям для целей бюджетного законодательства — планировать их в доходах бюджетов общей суммой (например, по факту поступлений прошлого года), а в инспекции труда не «спускать» эти показатели вообще, чтобы они не мешали им работать.

Но что нам Счетная палата? «План по штрафам» удобен всем. У чиновников есть показатели для оценки их отличной работы, работодателям тоже хорошо — расплатился и нарушай дальше. Вот только работники остаются один на один со своими проблемами, но это уже мелочи…

——————————————————————