Роль и место психологической совместимости в совместной деятельности команды

(Авдеев Е. С.) («Юридическая психология», 2009, N 3)

РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДЫ

Е. С. АВДЕЕВ

Авдеев Е. С., адъюнкт факультета психологии.

В предлагаемой статье изложена авторская позиция по вопросу места психологической совместимости в процессе совместной деятельности, ее роли в эффективности деятельности трудовых коллективов.

В современных организациях часто возникает необходимость в создании команды для решения как разовых, кратковременных задач (например, выполнение единичного крупного заказа), так и на долгую перспективу (например, в случае создания нового подразделения, филиала или отдела). Подобные случаи нередки, но вместе с тем данная проблема имеет ряд сложностей, возникающих всякий раз при формировании нового коллектива, независимо от опыта руководителя и его подчиненных. Эти сложности могут носить как организационный характер, так и быть связаны с материальными и временными потерями. При опросе руководителей предприятий малого бизнеса <1> в качестве одного из самых распространенных результатов создания новой команды в сжатые сроки был назван ее распад по прошествии некоторого времени (77,8%). В качестве одной из основных причин этого была названа психологическая несовместимость членов созданной группы (59%). ——————————— <1> В опросе принимали участие 27 руководителей предприятий быстрого питания, имеющих в подчинении от 40 до 120 сотрудников.

Как сказал один из руководителей, участвующих в анкетировании: «…что бы им (сотрудникам) ни пообещали, через какое-то время начинают возникать склоки, ссоры, дело доходит иногда даже до драк. Что-то не получается у одного, он начинает спорить с другим, затем люди переходят на личности и уже ни о какой совместной работе не может идти и речи. Кого-то надо убирать или менять, а возможно, набирать людей заново. И чем сложнее задача, тем сильнее это проявляется». Вышеизложенное предопределило цель данной работы — рассмотреть место и роль психологической совместимости сотрудников в структуре их совместной деятельности, а также определить степень влияния этого феномена на различных этапах совместной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо сначала определить такие категории, как «психологическая совместимость» и «совместная деятельность». В настоящее время в научной литературе не существует единого понимания дефиниции «психологическая совместимость». Анализ научной литературы показывает, что в отечественных и зарубежных психологических источниках можно найти более 20 различных определений данного феномена. Только за последние 10 лет в России написано 5 диссертаций, посвященных психологической совместимости, этой характеристике малой группы уделяли внимание такие исследователи, как Г. М. Андреева, Н. Н. Обозов, Р. С. Немов, Г. В. Осипов и многие другие. Поскольку в данной работе нет возможности проанализировать все подходы, представляется возможным согласиться с мнением Г. М. Андреевой и под феноменом «психологической совместимости» понимать взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополняющем контрасте) устойчивых, значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся во всех видах групповой деятельности. Что касается категории «совместная деятельность», то, по мнению большинства ученых, наиболее целостные и обширные исследования этой проблемы проводились лабораторией социальной психологии ИП АН СССР и ИП РАН. В этой лаборатории группой ученых под руководством А. Л. Журавлева были разработаны и выполнены специальные программы исследования проблем совместной деятельности <2>. Согласно его исследованиям в структуру совместной деятельности входят общая цель, частные задачи, общие мотивы, совместные действия и результат (эффективность) деятельности. Вместе с тем необходимо понимать, что совместная деятельность выполняется неким сообществом людей, объединенных общей целью и находящихся во взаимодействии. Следовательно, в процессе совместной деятельности будут возникать динамические процессы <3>, свойственные малой группе, и оказывать влияние на различные этапы этой деятельности. Что касается динамических процессов в малой группе, то, например, Г. М. Андреева считает, что к ним относятся процесс образования малой группы, процессы лидерства и сплочения группы, процесс принятия группового решения. ——————————— <2> См.: Журавлев А. Л. Некоторые итоги и перспективы социально-психологического исследования бригадной формы организации труда // Бригадная форма организации труда в разных видах трудовых коллективов (социально-психологические особенности). М.: ИП АН СССР, 1989. С. 159 — 166; Журавлев А. Л. Роль социально-психологических резервов в повышении эффективности трудовой деятельности коллектива // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива М.: ИП АН СССР, 1989. С. 4 — 12; Журавлев А. Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 7 — 15; Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. <3> См.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006.

Исходя из этого логично предположить, что динамические процессы в малой группе протекают на всех этапах совместной деятельности ее членов, но на определенных этапах совместной деятельности какие-то динамические процессы в малой группе будут доминирующими. Применительно к деятельности членов трудового коллектива это умозаключение можно представить в виде схемы соотношения динамических процессов малой группы и этапов совместной деятельности членов команды (см. рис. 1).

Структурные элементы совместной деятельности (по А. Л. Журавлеву)

Цель Частные Общая Совмес — Результат совмес — > задачи > мотивация > тные > деятель — < тной дея — совмес — членов действия ности тельности, тной команды к членов ради кото — деятель — выполняемой команды рой созда — ности деятельно — (эффектив — ется ко — сти ность манда деятель — ности)

\ / Сплочение команды Формирование команды > / \ / \ > Принятие группового решения \ / \ /

Лидерство в команде

— формальное — неформальное

Динамические процессы, свойственные малой группе (по Г. М. Андреевой)

Рис. 1. Схема соотношения динамических процессов малой группы и этапов совместной деятельности членов команды

Как представляется, данная схема показывает, что формирование команды начинается исходя из тех целей, которые ставятся перед ней. Руководитель предприятия, исходя из тех задач, которые предстоит решить компании, определяет количественный состав группы и качества, которыми должны обладать ее члены. С другой стороны, исходя из количественных и качественных возможностей сформированной команды, руководитель компании (или руководитель команды) определяет частные задачи сотрудникам, входящим в ее состав. После определения частных задач сотрудники начинают совместные действия. В этот момент процесс формирования группы перестает доминировать, и на первый план выходят динамические процессы лидерства и сплочения малой группы. После уяснения целей и задач, стоящих перед командой, формируются общие мотивы, например на основе возможности получения премии или повышения и т. д. Общие мотивы на выполнение деятельности стимулируют динамический процесс сплочения малой группы. Это происходит, когда члены малой группы сознательно действуют по единым правилам, выполняя одну задачу на едином пространстве. Старший команды должен утвердить свое формальное лидерство и не допустить появления в команде неформального лидера, способного поколебать авторитет старшего и спровоцировать нарушения трудовой дисциплины. Описанные динамические процессы стимулируют более простое протекание процесса принятия группового решения, снижают риск возникновения межличностных конфликтов в ходе дискуссии. Кроме того, если сотрудники команды сомневаются в правильности принятого решения, то возможно некачественное исполнение распоряжений, их обсуждение или временное затягивание действий. Естественно, все это отражается на получаемом результате и, следовательно, на эффективности выполняемых действий. Как было показано выше, психологическая совместимость выступает характеристикой группы, определяющей возможность взаимодействия сотрудников, входящих в ее состав. Но вместе с тем надо понимать, что уровень психологической совместимости показывает возможность взаимодействия индивидов не в какой-то конкретной деятельности (заданной), а лишь степень принятия индивида как партнера по взаимодействию. Направленность этого взаимодействия зависит от целого ряда факторов. Например, от социального статуса индивидов, моральных качеств, профессиональной подготовки и т. д. Психологическая совместимость рождает желание действовать вместе, но разнополюсная направленность деятельности (направленность на выполнение поставленной задачи или, наоборот, направленность на уклонение от выполнения поставленной задачи) приводит к прямо противоположным социальным процессам, таким как взаимовыручка — круговая порука, взаимная требовательность — взаимное попустительство. Касаясь данной проблематики, некоторые исследователи <4> выделяют ситуативную и личностную психологическую совместимость. Личностную психологическую совместимость можно раскрыть как отношение индивида к другому индивиду (или группе), основанное на опыте предыдущего взаимодействия. Под ситуативной же психологической совместимостью следует понимать отношение индивида к своему партнеру (партнерам) по совместной деятельности, сформировавшееся непосредственно в ходе этой деятельности. ——————————— <4> См.: Круткин С. В. Психологическая совместимость как фактор оптимизации комплектования первичных воинских подразделений: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.

Акцент на ситуативную и личностную психологическую совместимость сделан в связи с тем, что условия совместной деятельности сотрудников предполагают постоянное взаимодействие индивидов между собой, постоянно определяя и корректируя их межличностные оценки. Причем надо понимать, что психологическая совместимость — это субъективная эмоциональная характеристика, поэтому на нее влияет опыт взаимодействия индивидов как в служебных, так и в бытовых (неслужебных) сферах. Исходя из этого можно сделать вывод, что когда двух или более сотрудников назначают для совместных действий, уже имеет место личностная психологическая совместимость. В ходе совместной деятельности на основе личностной формируется ситуативная психологическая совместимость. Это позволяет предположить, что психологическая совместимость влияет на динамические процессы в малой группе и соответственно на совместные действия сотрудников, входящих в ее состав. Такое влияние можно представить следующим образом (см. рис. 2).

Цель деятельности, для которой формируется команда

Личностная психологическая совместимость

Динамические процессы сплочения, лидерства, принятия группового решения

\ / \ /

Формирование > Частные > Общие > Совместные команды задачи мотивы действия

\ /

Ситуативная психологическая совместимость

\ /

Динамические процессы сплочения, лидерства, принятия группового решения

Эффективность < Полученный результат < деятельности \ / членов команды Потраченные усилия < Совместные действия

Удовлетворенность <

Рис. 2. Влияние психологической совместимости на эффективность деятельности

Когда возникает какое-то задание (проект, заказ и т. д.), на основании этого задания формируется цель деятельности. Под эту цель деятельности с учетом личностной психологической совместимости формируется команда. На этом этапе психологическая совместимость сотрудников необходима для того, чтобы исключить (или снизить) межличностную напряженность, предупредить конфликты и настроить их на продуктивную работу. Личностная психологическая совместимость снижает время на установление межличностного взаимодействия, позволяя быстрее приступить к выполнению поставленных задач. В дальнейшем личностная психологическая совместимость, проецируясь через такие динамические процессы малой группы, как сплочение, лидерство, принятие группового решения на совместные действия, превращается в ситуативную. Ситуативная психологическая совместимость возникает в процессе совместной деятельности на основе удовлетворенности от межличностного взаимодействия. В дальнейшем она оказывает влияние на совместные действия, воздействуя на сплочение (срабатываемость) команды и оптимизируя принятие группового решения. Психологическая совместимость членов команды позволяет избежать временных и моральных потерь в процессе совместной деятельности, увеличивая посредством этого получаемый результат, увеличивая удовлетворенность деятельностью и результатами деятельности. Кроме того, удовлетворенность сотрудников снижает уровень их психической и физической утомляемости, позволяя длительное время продуктивно трудиться. Таким образом, психологическая совместимость занимает важное место в процессе совместной деятельности любой команды. Правильное использование этого феномена позволяет руководителям существенно увеличить эффективность деятельности подчиненных, что позволяет предприятию двигаться к новым успехам, высотам и достижениям.

——————————————————————