О взаимодействии военнослужащих пограничных органов, осуществляющих пограничный контроль, и сотрудников таможенных органов Федеральной таможенной службы Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
(Буканова О. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 6)
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ, И СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
О. А. БУКАНОВА
——————————— <*> Bukanova O. A. Some problems arising in the interaction of border enforcement, border control and customs authorities of the Federal Customs Service of the Russian Federation at checkpoints across the state border of the Russian Federation.
Буканова Ольга Алексеевна, юрист.
В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при взаимодействии пограничных органов, осуществляющих пограничный контроль, и таможенных органов Федеральной таможенной службы Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Отмечается необходимость серьезного реформирования законодательства в данной области.
Ключевые слова: пограничные органы, таможенные органы, взаимодействие, обмен информацией, совершенствование законодательства в области обмена информацией.
The article deals with the problematic issues arising from the interaction of border enforcement, border control and customs authorities of the Federal Customs Service of the Russian Federation at checkpoints across the state border of the Russian Federation. The necessity for serious reform legislation in this area is noted.
Key words: border authorities, customs authorities, interaction, exchange of information, improvement of legislation in the field of information exchange.
В современном мире каждое государство является субъектом международного права и имеет собственное законодательство, которое действует на всей его территории и формирует правовую базу функционирования для резидентов, иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы защиты и охраны границ всегда являлись и будут являться неотъемлемой частью свода государственных законов. Условия будущего развития России требуют сегодня более подробного рассмотрения особенностей современной практики защиты и охраны государственной границы <1>. ——————————— <1> Туганов Ю. Н., Коляда В. А. О некоторых особенностях защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации // Самоуправление. 2013. N 3. С. 15 — 17.
Изменение геополитического и экономического положения ряда государств — членов СНГ, связанное с распадом СССР, явилось причиной появления на территории постсоветского пространства ряда негативных явлений, в том числе межнациональных конфликтов, породивших неконтролируемую миграцию. Для Российской Федерации это эпоха «большой миграции» <2>, которая в настоящее время оказывает существенное негативное влияние на деятельность контрольных органов, выполняющих свои задачи в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, к вышеперечисленным органам мы можем отнести в первую очередь пограничные и таможенные органы, осуществляющие деятельность в пунктах пропуска через государственную границу. В этой связи возникает необходимость придания государственной границе нашей страны современного облика в техническом, экономическом и в первую очередь правовом отношении по вопросам обмена информацией между исследуемыми контрольными органами. ——————————— <2> Le Monde diplomatique / Перевод Ю. Н. Гусева, А. М. Зайцева. М.: АНО ЦИПО, 2010. С. 196 — 218.
К основным вопросам организационных основ деятельности пограничных органов, осуществляющих пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, относятся элементы координации и взаимодействия пограничных органов федеральной службы безопасности с другими контрольными органами при непосредственном осуществлении деятельности по пропуску через Государственную границу Российской Федерации. В современных условиях обеспечение национальной безопасности Российской Федерации на ее границах немыслимо без хорошо налаженного взаимодействия сил и средств, координации их действий. В соответствии с российским законодательством головным координационным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны государственной границы является ФСБ России. Согласование усилий и координация действий предполагают формирование совместных подходов к защите и охране государственной границы, подчинение разнородных и разноведомственных сил единому замыслу, четкое планирование совместных действий, особенно при обострении обстановки в пунктах пропуска через государственную границу. Координация (взаимодействие) осуществляется путем выработки согласованных совместных действий по реализации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность взаимодействующих субъектов. Целями взаимодействия являются: достижение согласованности в осуществлении организационных и практических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и защите ее экономических интересов на государственной границе, в частности в пунктах пропуска; обеспечение скоординированной деятельности подразделений пограничных органов федеральной службы безопасности, осуществляющих пограничный контроль в пунктах пропуска, и других контрольных органов (таможенных органов и др.), участвующих в охране Государственной границы Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу; обеспечение комплексного, результативного и дифференцированного использования сил и средств подразделений пограничных органов при выполнении возложенных на них задач и функций. Взаимодействие пограничных органов, осуществляющих пограничный контроль, и таможенных органов Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее — Таможня) организуется и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации <3>, Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» <4>, Федерального закона «О противодействии терроризму» <5>, Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» <6> и др. Основными направлениями взаимодействия пограничных органов и Таможни являются: взаимное информационное обеспечение; осуществление совместных мер по обеспечению надежной охраны государственной границы, пресечению терроризма, нелегальной миграции, незаконного оборота оружия и другой противоправной деятельности, поддержанию режима в пунктах пропуска и режима зон таможенного контроля; совершенствование форм и способов осуществления пограничного и таможенного контроля; совместное выявление и пресечение каналов незаконного перемещения через государственную границу запрещенных товаров и др. На основе анализа целей, функций, основных направлений взаимодействия пограничных органов и Таможни, а также иных аспектов разрабатываются планы взаимодействия. В целях совершенствования процесса координации деятельности рассматриваемых взаимодействующих структур создаются планы проведения координационных совещаний с администрацией пунктов пропуска, руководителями государственных контрольных органов с другими взаимодействующими органами и организациями, имеющими отношение к международному сообщению по уточнению взаимодействия в пунктах пропуска при организации охраны Государственной границы Российской Федерации. Данные планы вырабатываются на определенный контрольный период сроком до одного года <7>. ——————————— <3> Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679, от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. <4> Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594. <5> Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», принят Государственной Думой 26 февраля 2006 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 1 марта 2006 г., по состоянию на 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 2006. 10 марта. <6> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» принят Государственной Думой 5 июля 1995 г., по состоянию на 26 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349. <7> Степенко В. Е. Основные направления миграционной политики России на современном этапе // Миграционное право. 2006. N 1; СПС «КонсультантПлюс».
Далее хотелось бы отметить, что в тесной связи с взаимодействием как элементом организационных основ деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности находится информационное обеспечение. В данном случае речь идет об обмене информацией между органами, осуществляющими контроль за пересечением государственной границы в пунктах пропуска, а также органами, деятельность которых непосредственно связана с осуществлением пропуска. В этой области существует достаточное количество проблемных вопросов, требующих решения как на организационном, так и на законодательном уровне. Так, Федеральной таможенной службой в ходе выявления, предупреждения и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в области таможенного дела, подготавливаемых и совершаемых организованными группами лиц, осуществляется взаимодействие со следственными подразделениями Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ России. В ходе взаимодействия возникает необходимость проверки сведений о пересечении Государственной границы Российской Федерации, а также постановки на контроль пересечения границы физическими лицами, подозреваемыми в противоправной деятельности. В соответствии с внутренними нормативными актами на контроль могут быть поставлены лица при наличии их полных установочных данных и конкретного места пересечения границы. Однако механизмы взаимодействия с подразделениями пограничной службы недостаточно урегулированы межведомственными нормативными документами, что вызывает дополнительные трудности непосредственно на местах. При проведении мероприятий сотрудники оперативных подразделений таможенных органов сталкиваются с получением неточных ответов на вопросы при проверке фактов пересечения границы интересующими лицами. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, целесообразно разработать ряд межведомственных документов, регламентирующих порядок обмена сведениями при организации взаимодействия Федеральной таможенной службы России и Пограничной службы ФСБ России. В итоге необходимо отметить, что именно четкие и организованные механизмы передачи между таможенными и пограничными органами информации о пропущенных через государственную границу лицах будут способствовать повышению результативности деятельности по осуществлению пропуска. Четкая проработанность нормативной правовой базы по данной проблеме сведет к минимуму получение недостоверной информации в вопросах проверки фактов пересечения границы интересующими лицами в процессе взаимодействия подразделений пограничного контроля и таможенных органов.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679, от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594. 3. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», принят Государственной Думой 26 февраля 2006 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 1 марта 2006 г., по состоянию на 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 2006. 10 марта. 4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», принят Государственной Думой 5 июля 1995 г., по состоянию на 26 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349. 5. Степенко В. Е. Основные направления миграционной политики России на современном этапе // Миграционное право. 2006. N 1; СПС «КонсультантПлюс». 6. Туганов Ю. Н., Коляда В. А. О некоторых особенностях защиты и охраны государственной границы Российской Федерации // Самоуправление. 2013. N 3. С. 15 — 17. 7. Le Monde diplomatique / Перевод Ю. Н. Гусева, А. М. Зайцева. М.: АНО ЦИПО, 2010. С. 196 — 218.
——————————————————————