Система оценки эффективности совместной деятельности сотрудников подразделения пограничного контроля
(Андриянченко Е. Г.) («Юридическая психология», 2012, N 4)
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ <*>
Е. Г. АНДРИЯНЧЕНКО
——————————— <*> Andriyanchenko E. G. The estimation system of efficiency of collaborators’ joint activity in boundary control departments.
Андриянченко Евгений Геннадьевич, аспирант факультета психологии Российского государственного социального университета.
В статье описана авторская система оценки эффективности совместной деятельности сотрудников подразделения пограничного контроля. Выделены и раскрыты показатели, критерии и индикаторы эффективности совместной деятельности. Определены методы оценки нормативно-продуктивной и социально-психологической эффективности деятельности служебного коллектива.
Ключевые слова: эффективность, критерий, индикатор, показатель, совместная деятельность, социально-психологический климат, экспертная оценка, непараметрическая социометрия.
The author’s estimation system of efficiency of collaborators’ joint activity in boundary control departments is described in the article. The author emphasizes and explains the indices, criteria and indicators of joint activity effectiveness. The methods of evaluation of normative and productive and social and psychological efficiency of official group activity are defined.
Key words: efficiency, criteria, indicator, index, joint activity, social and psychological climate, expert estimation, nonparametric sociometry.
Развитие внешнеэкономических, культурных и иных связей России с другими странами, расширение туризма объективно создали условия для развития международных путей сообщения. Это, в свою очередь, привело к развитию системы пунктов пропуска через государственную границу и, как следствие, — к возрастанию роли пограничного контроля в обеспечении экономической безопасности России. Кроме того, первыми лицами государства неоднократно отмечалось <1>, что от эффективности осуществления пограничного контроля во многом зависит успешное выполнение грузоперевозок и пассажироперевозок через границу. ——————————— <1> В. Путин: граница должна быть удобна для граждан и бизнеса // Торгово-промышленная палата РФ; URL: http://www. cci. ru/news.
Вместе с тем научно обоснованной системы оценки эффективности деятельности подразделений пограничного контроля еще не разработано. Как показывает практика, при оценивании успешности совместной деятельности служебных коллективов анализу подвергается только материальная ее сторона (например, количество задержанных нарушителей границы), в то время как социально-психологические аспекты (например, удовлетворенность сотрудников работой в коллективе) остаются без должного внимания. В связи с этим актуальным вопросом, на наш взгляд, является создание такой системы оценки эффективности, в которой учету подлежали бы все факторы служебной деятельности подразделений пограничного контроля. В социальной психологии вопросы эффективности групповой деятельности исследовались многими видными зарубежными и отечественными учеными, среди которых можно выделить В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, Л. И. Уманского, А. С. Чернышева, Н. Н. Обозова, А. Л. Журавлева, Р. С. Немова. В военной психологии эффективность служебной деятельности воинских коллективов изучали М. И. Дьяченко, Ю. Г. Сулимов, П. А. Корчемный, В. В. Федотов, Е. С. Авдеев, В. А. Холмогоров и другие. Теоретический анализ этих исследований позволил нам определить эффективность совместной деятельности служебного коллектива подразделения пограничного контроля как степень соответствия результатов его служебной деятельности целям и задачам, определенным нормативно-правовыми документами, регулирующими пограничную деятельность. В соответствии с целями эмпирического исследования эффективности мы разработали систему показателей, критериев и индикаторов, фиксирующих ее содержательную сущность. Под показателями эффективности понимаются все характеристики материального мира, изменяемые в результате служебной деятельности подразделения пограничного контроля. Показатели позволяют зафиксировать сам результат этой деятельности, а также оценить его эффективность с помощью сравнения с целями и задачами деятельности. Ввиду того что число показателей очень велико, и не все они имеют одинаковое значение для анализа эффективности деятельности подразделения, были выделены те показатели, которые позволяют наиболее полно оценить эффективность деятельности. Такие показатели в психологической науке принято называть критериями <2>. Для их выявления было задано условие отбора — цели и задачи деятельности служебного коллектива подразделения пограничного контроля. ——————————— <2> Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л. Проблемы психологического исследования // Указатель 1050 докторских диссертаций 1935 — 2007 гг. М., 2007. С. 47 — 49.
Анализ законов, подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность подразделений пограничного контроля, позволил выделить несколько групп задач, решаемых в процессе ее осуществления. Первая группа задач непосредственно связана с функцией по охране государственной границы в пункте пропуска. В общем виде они представлены в федеральных нормативно-правовых актах (ст. ст. 3, 11, 23, 24, 28 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ»; ст. ст. 11.1, 12 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности»): — защита и охрана государственной границы в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения; — обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска через государственную границу; — обнаружение и задержание перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в РФ или вывозу из РФ; — выявление и задержание иностранных граждан и лиц без гражданства, которым не разрешен въезд в РФ; — выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере режима границы и режима в пунктах пропуска <3>. ——————————— <3> Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 25 июня 2012 г.) // Российская газета. 1993. N 84; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40 «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. 1995. N 72.
Вышеперечисленные задачи позволяют обосновать первый критерий эффективности совместной деятельности сотрудников подразделения пограничного контроля — нормативно-продуктивный. Этот критерий отражает качество и успешность выполнения подразделением пограничного контроля своей главной функции — осуществление законного пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Анализ ведомственных нормативно-правовых актов позволил выделить другую группу задач, решаемых в целях защиты и охраны государственной границы в пунктах пропуска. Это задачи по психологическому обеспечению пограничной деятельности. В связи с этим для оценки эффективности служебной деятельности подразделения пограничного контроля мы использовали второй критерий — социально-психологический. Данный критерий не уступает по важности нормативно-продуктивному, поскольку отражает внутреннее состояние коллектива и определяет психологическую готовность личного состава к успешному решению служебных задач. Поскольку сами критерии являются обобщающими категориями и не могут оцениваться непосредственно, для фиксации содержательных характеристик эффективности была разработана система материальных признаков — индикаторов эффективности. Она включает в себя два типа индикаторов — процедурные (их значение устанавливается самим исследователем по определенному алгоритму) и внепроцедурные (их значение определяется независимыми экспертами). Для определения процедурных индикаторов нормативно-продуктивного критерия эффективности проводился экспертный опрос. Группе специально отобранных экспертов (офицеры — командиры подразделений пограничного контроля с опытом служебной деятельности 5 лет и более) было предложено составить список из индикаторов, которые, по их мнению, наиболее точно фиксируют содержательную часть критерия. Затем при помощи контент-анализа и обобщения полученных результатов был составлен перечень из 4 индикаторов для нормативно-продуктивного критерия (см. табл. 1).
Таблица 1. Иерархия процедурных индикаторов нормативно-продуктивного критерия эффективности совместной деятельности коллектива подразделения пограничного контроля
N п/п Индикатор K k знач. i i
1 Задержаны нарушители государственной границы 4 -8 (режима границы)/предметы, запрещенные к ввозу и вывозу из РФ
2 Задержаны нарушители режима в пункте пропуска 3 -6 (учебные нарушители)
3 Выявлены грузы, товары, укрытые от пограничного 2 -4 контроля
4 Выявлены неисправности в документах на право 1 -2 пересечения государственной границы
Данный перечень индикаторов был предложен группе экспертов с целью их ранжирования: каждый из индикаторов по обоим критериям ранжировался опрашиваемыми экспертами в порядке от 1 до 4 в зависимости от значимости. Таким образом, самый важный, по мнению респондента, показатель получал N 1, а наименее важный — N 4.
По результатам ранжирования было определено относительное значение каждого индикатора. Общее же значение нормативно-продуктивного критерия определялось суммой значений по всем пяти индикаторам. При этом иерархия индикаторов учитывается при помощи специальных коэффициентов K , где i — i порядковый номер индикатора в таблице, присваиваемых каждому индикатору, исходя из его позиции по значимости. Оценка отрицательных результатов служебной деятельности (например, пропуска нарушителей границы) по данным индикаторам производится на основе коэффициентов k = — 2K (см. табл. 1). i i Неравенство |k | > |K | объясняется тем, что последствия ошибочных i i действий сотрудников подразделений пограничного контроля могут представлять существенную угрозу безопасности России.
Таким образом, эффективность совместной деятельности коллектива подразделения пограничного контроля по процедурным индикаторам рассчитывается по формуле:
4 Э = SUM K (x — 2y ), кр1 i=1 i i i
где x , y — количество положительных и отрицательных результатов i i служебной деятельности по индикатору за определенный период времени.
В целях проверки надежности и достоверности полученных результатов вводится дополнительный, независимый от описанной процедуры диагностики индикатор нормативно-продуктивной эффективности — экспертная оценка эффективности подразделения его командиром. Данный индикатор, кроме того, существенно повышает объективность оценки эффективности совместной деятельности сотрудников подразделения. При определении индикаторов социально-психологического критерия мы руководствовались признанным в отечественной социальной психологии утверждением, что интегральной характеристикой психологического состояния коллектива, оказывающей ключевое влияние на успешность и результативность его совместной деятельности, является социально-психологический климат <4>. Как интегральное образование социально-психологический климат представляет собой своеобразный сплав трех взаимосвязанных компонентов: эмоционального (взаимная привлекательность членов коллектива), поведенческого (желание работать в данном коллективе и общаться с его членами) и интеллектуального (знание особенностей членов коллектива) <5>. ——————————— <4> Медведева М. А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический климат в коллективе военнослужащих-женщин: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. С. 36. <5> Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под общ. ред. М. И. Марьина, Е. А. Мешалкина. М.: ЦОКП МВД России, 2001. С. 31 — 32.
Компоненты структуры социально-психологического климата, его интегральная оценка, а также два важнейших его фактора — конфликтность и сплоченность были использованы в качестве процедурных индикаторов социально-психологической эффективности совместной деятельности сотрудников подразделения пограничного контроля. Оценка данных индикаторов осуществляется при помощи двух методик: экспресс-опросника по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. Михалюк и А. Шалыто (СПК-методика) и непараметрической социометрии (СОЦ-методика) <6>. При этом индикаторы — компоненты социально-психологического климата подразделения оцениваются по СПК-методике, а индексы конфликтности и сплоченности служебного коллектива определялись посредством СОЦ-методики. ——————————— <6> Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. М., 2003. С. 59 — 68.
Для повышения надежности и достоверности полученных результатов вводится внепроцедурный индикатор социально-психологической эффективности — экспертная оценка эффективности (в роли эксперта выступал заместитель командира подразделения по воспитательной работе). Таким образом, на основе расчета процедурных индикаторов определяется относительная нормативно-продуктивная и социально-психологическая эффективность служебного коллектива подразделения, после чего полученные результаты сравниваются с экспертной оценкой и делается вывод об общей эффективности служебной деятельности подразделения пограничного контроля. Выводы. 1. Под «эффективностью совместной деятельности служебного коллектива подразделения пограничного контроля» мы подразумеваем степень соответствия результатов его служебной деятельности целям и задачам, определяемым приказами вышестоящего командования и нормативно-правовыми документами, регулирующими пограничную деятельность. 2. Для оценки эффективности деятельности подразделений пограничного контроля предлагается использовать систему из двух критериев — нормативно-продуктивного и социально-психологического, каждый из которых оценивается по ряду индикаторов. Индикаторы, в свою очередь, оцениваются посредством анализа результатов служебной деятельности, экспертного опроса, СПК-методики и СОЦ-методики.
——————————————————————