Ответственность кредитных организаций за неисполнение правил внутреннего финансового контроля по соблюдению законодательства о борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма
(Осипов А. В.) («Юрист», 2008, N 8)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА
А. В. ОСИПОВ
Осипов А. В., аспирант кафедры финансового права РПА Минюста России.
Законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязывает кредитные организации (наряду с иными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом) осуществлять внутренний финансовый контроль, как деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с возможными легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. За нарушение правил такого контроля, установленных в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 28 ноября 2007 г.) <1>, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3418.
Так, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 16 мая 2008 г.) <2> неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток <3>. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1. <3> Статья 15.27 указанного Федерального закона.
Кодекс устанавливает, что дела о нарушениях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким органом в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 28 ноября 2007 г.), Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <4>, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <5>, Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» <6>, Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» <7>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» <8> является Росфинмониторинг. Он же по смыслу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 16 мая 2008 г.) вправе применять соответствующие санкции. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 45. Ст. 4251. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945. <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 21. Ст. 2023. <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 40. Ст. 4717. <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 26. Ст. 2676.
В то же время Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 28 ноября 2007 г.) устанавливает, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом <9>. ——————————— <9> Статья 7, пункт 9, указанного Федерального закона.
Надзорным органом для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 2007 г.) <10> является Банк России <11>. В соответствии с вышеназванным Законом <12> именно он вправе применять санкции к кредитным организациям — нарушителям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В таких случаях Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев <13>. ——————————— <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790. <11> Статья 4, часть 9, указанного Федерального закона. <12> Статья 74 указанного Федерального закона. <13> Статья 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 2007 г.).
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что на законодательном уровне полномочия по применению мер воздействия к кредитным организациям за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма имеют два органа государственной власти. Также важно отметить, что вид и размер потенциально возможных санкций, подлежащих применению к кредитным организациям — нарушителям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с административным законодательством значительно отличаются от таких же санкций в банковском праве. Таким образом, исходя из законодательных положений, неясно, какой орган государственной власти вправе применять меры воздействия и какие меры подлежат применению в рассматриваемой нами ситуации. Такая коллизия, вне сомнений, требует разрешения. В настоящее время она решена интересным образом на уровне подзаконного регулирования. Банк России издал письмо от 11 августа 2003 г. N 117-Т «О применении к кредитным организациям мер принуждения за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <14>, в котором указал, что при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 28 ноября 2007 г.) меры принуждения к кредитным организациям применяются Банком России. Данное письмо было согласовано с Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (ныне — Росфинмониторинг). ——————————— <14> Вестник Банка России. 2003. N 47.
Однако в соответствии с интенциональной направленностью норм Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 2007 г.) и Положения Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (в ред. от 24 июня 1998 г.) <15> указанное письмо не является нормативным правовым актом. ——————————— <15> Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 02-395 «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (в ред. от 24 июня 1998 г.) // Журнал «Экспресс-Закон». Октябрь 1997 г. N 42.
Все это еще раз говорит о необходимости устранения указанной правовой коллизии на законодательном уровне.
——————————————————————