Понятие терроризма
(Гринько С.)
(«Законность», 2005, N 8)
ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА
С. ГРИНЬКО
С. Гринько, кандидат юридических наук.
Терроризм — одно из самых опасных преступлений современности. Террористические действия направлены на подрыв государственной власти и создают у населения чувство страха.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за терроризм в ст. 205: «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях…»
Однако было бы более правильным сформулировать состав терроризма как совершение террористических действий, создающих опасность не только гибели людей, но и их здоровью, так как в большинстве случаев потерпевшим причиняется именно вред здоровью различной степени тяжести.
Указание на опасность причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, по-моему, нецелесообразно, так как главное свойство терроризма — направленность на устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.
Формулировать состав терроризма, относящегося к категории тяжких (ч. 1) и особо тяжких (ч. 2 и ч. 3) преступлений, как совершение действий, создающих опасность причинения значительного имущественного ущерба, стоимость которого не превышает пятисот минимальных размеров оплаты труда, вряд ли обоснованно. Опасность терроризма не может выражаться только в опасности причинения имущественного ущерба. Умышленное уничтожение или повреждение имущества путем взрыва, поджога или иных действий охватывается ст. ст. 167 и 213 УК.
Исходя из объекта терроризма, которым является общественная безопасность, необходимо определять терроризм как совершение действий, создающих опасность для жизни и здоровья людей и жизненно важных интересов общества. Представляется, что последствия террористических действий, создающих опасность для жизненно важных интересов общества, могут быть идентичны иным общественно опасным последствиям.
В законодательном определении терроризма есть неточность в указании целей совершения преступления. Следует исключить из определения терроризма указание на такую цель, как нарушение общественной безопасности, так как совершение взрыва, поджога или иных действий уже является нарушением общественной безопасности.
Угрозу совершения террористических действий целесообразнее предусмотреть в отдельной статье УК либо в статье о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Между совершением террористических действий и угрозой их совершения нельзя ставить знак равенства, так как угроза совершения террористических действий значительно ниже по общественной опасности и установление одинаковой ответственности (от восьми до двенадцати лет) вряд ли отвечает принципу справедливости.
Изучение практики показывает, что существуют большие проблемы с точной уголовно-правовой квалификацией многих общественно опасных деяний, связанных с подрывами зданий, газопроводов, железнодорожных сооружений, военной техники и т. п. Это в значительной мере производно от отсутствия четкого определения понятия «терроризм», вычленения того его признака, который отличает терроризм от других преступлений. Именно на основе этого признака должны были бы определяться в законе деяния террористического характера.
Большинство действий, предусмотренных ст. 205 УК, совершаются с использованием взрывчатых веществ, при применении которых существует опасность гибели многих людей и причинения значительного имущественного ущерба. Помимо этого, такие действия вызывают большой общественный резонанс и одновременно служат средством сокрытия следов преступления. Поэтому неудачно выделение в ч. 2 ст. 205 УК такого квалифицирующего признака, как совершение терроризма с применением огнестрельного оружия, поскольку это никоим образом не увеличивает тяжесть наступивших последствий и может привести к парадоксальным ситуациям, когда, допустим, совершение взрыва на площади с террористической целью будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 205, а единичный выстрел из винтовки с той же целью на той же площади потребует вменения п. «в» ч. 2 ст. 205.
Таким образом, ч. 1 ст. 205 целесообразно изложить в следующей редакции:
«Терроризм, то есть нарушение общественной безопасности путем применения огнестрельного оружия, совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность для жизни и здоровья людей и жизненно важных интересов общества, если эти действия совершены в целях устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти…»
——————————————————————