Этапы становления и развития учения об административно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы
(Куракин А. В.) («Право и политика», 2007, N 11)
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ <1>
А. В. КУРАКИН
——————————— <1> Статья выполнена при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».
Куракин Алексей Валентинович — кандидат юридических наук, доцент Московского университета МВД России.
Описание фактов коррупции имеет место как в Ветхом, так и Новом Завете. Как отмечается в научной литературе, первое упоминание о коррупции в системе государственной службы находится в памятнике государственности — архивах Древнего Вавилона. Документы, в которых содержится упоминание о коррупции, относятся ко второй половине XXIV в. до н. э. В эпоху шумеров и семитов царь Лагаша реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочения платежей за обряды <2>. Упоминание о коррупции мы находим в древних цивилизациях. В нашей стране появление коррупции связано с традицией кормления чиновников от дел. Как отмечается в научной литературе, упоминания о коррупции содержатся в летописях XIII в. А первое законодательное ограничение коррупции чиновников было установлено Иваном III, а Иван Грозный ввел смертную казнь за коррупционные правонарушения <3>. ——————————— <2> См.: Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения). М., 1999. С. 15; Темнов Е. М. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М. С. 14. <3> См.: Яни П. С., Григорьев В. А., Труцевский Ю. В., Юлин Б. А., Дорошин В. В. Коррупция в налоговой сфере. М., 2002. С. 7.
Следует сказать, что упоминание об административно-правовых средствах борьбы с коррупцией мы находим в античные времена, когда коррупцию рассматривали весьма неоднозначно. Об этом говорят ученые, занимающиеся проблемами римского права. По мнению Н. Макиавелли, именно в римском праве термин «коррупция» приобрел собственно юридическую форму <4>. ——————————— <4> См.: Ванцев В. А. Этапы развития понятия «коррупция» // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Москва-Иркутск, 2002. С. 107; Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. М., 1989. С. 93.
Важность определения этапов становления учения о коррупции необходима для развития и совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Как отмечает В. А. Ванцев, «исследование периодизации развития современного понятия коррупции не только служит лучшему пониманию этимологии коррупции, совершенствованию нормативно-правовых определений данного понятия в национальном и международном праве, но позволяет увидеть новые тенденции в изменении социальной оценки самого явления. Данное обстоятельство недооценивается в современных научных исследованиях по проблеме коррупции» <5>. В настоящее время можно назвать ряд работ, в которых выделены этапы развития учения о борьбе с коррупцией в государственном аппарате. ——————————— <5> См.: Ванцев В. А. Указ. раб. С. 108.
П. А. Кабанов в своей работе «Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты» (Нижнекамск, 1995) выявляет по сути четыре этапа развития правовых средств противодействия коррупции с древних времен и до середины XIX в. Второй этап начинается с 60-х годов XIX в. и продолжается до 1917 г. Третий этап начинается с 1917 г. и продолжается до 1992 г. В своей работе П. А. Кабанов преимущественно исследует уголовно-правовые средства борьбы с коррупцией, но в то же время акцентирует внимание на социальных мерах предупреждения коррупции. В. В. Астанин в своей работе «Борьба с коррупцией в России XVI — XX веков: диалектика системного анализа» (М., 2003) исследует тенденции развития уголовно-правовых и административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате, акцентируя внимание на правовых средствах борьбы с коррупцией с XVI — XVIII веков. Особое внимание уделяется административно-правовым средствам борьбы с коррупцией, которые реализовывались Петром I. Выявляются особенности реализации уголовно-правовых и административно-правовых средств борьбы с коррупцией во второй половине XVIII в. Особое внимание уделено исследованию уголовно-правовых и административно-правовых средств борьбы с коррупцией в системе государственной службы с середины XIX в. до 1917 г. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в этот период началась интенсивная капитализация экономики и коррупция получила новый импульс развития. Появились новые формы коррупции в системе государственной службы Российской империи. Значительная часть работы В. В. Астанина посвящена исследованию развития правовых средств противодействия коррупции в советский период. Данный период дифференцируется на период становления советской власти, на период абсолютизации экономики, кроме того, выявляется специфика борьбы с коррупцией в период перестройки. Завершающим этапом исследования правовых средств борьбы с коррупцией являются период реформ и пореформенный период. В работе Е. И. Головановой «Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI — XIX вв.» (М., 2004) особенностью является то, что в ней осуществлена привязка развития правовых средств борьбы с коррупцией к крупным законодательным актам. Так, Е. И. Голованова выделяет первый опыт борьбы с коррупцией, который приходится на XVI — XVII вв., выявляются антикоррупционные нормы в указных книгах приказов и в Соборном уложении 1649 г., выявляются особенности реализации правовых средств в период формирования чиновничье-бюрократического аппарата в XVIII в., а также в период капитализации экономики XIX в. В XIX в. антикоррупционные нормы закладываются в Свод законов Российской империи 1832 г. и в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Коррупция (от лат. corruptio — подкуп, порча, упадок) — противоправное поведение государственных служащих в политической, экономической, военной, правоохранительной и иных сферах, состоящее в использовании предоставленных властных полномочий, служебного положения для личного или корпоративного обогащения. Коррупция имеет место практически во всех странах, во все времена в некоторых государствах коррупция в системе государственной службы стала обычным явлением. Коррупция является составной частью, условием или следствием функционирования теневой экономики, социального расслоения общества, падения нравов, деградации общественно-политической жизни. Всякая власть несет в себе разлагающее начало <6>. В этой связи предложим свою периодизацию развития учения о коррупции и развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. ——————————— <6> См.: Политологический словарь. В 2-х частях. Ч. 1. М., 1994. С. 116.
Как показывает история, продолжительное нахождение во власти дезорганизует аппарат управления. В этой связи объективно необходима ротация кадров государственной службы, контроль за институтом государственной службы со стороны институтов гражданского общества. Либеральные экономические реформы, развитие предпринимательской деятельности создали все условия для коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Развитие рыночных отношений, финансовой системы вызвало слияние государственных служащих с хозяйствующими субъектами. Промышленники и предприниматели стремятся через коррумпированных государственных служащих влиять на принятие важных государственных решений. Данная ситуация дестабилизирует социально-экономическую ситуацию в стране, ставит под угрозу проведение демократических и социально-экономических преобразований. Все это вызывает необходимость разработки комплекса административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, а также создания правовых механизмов их реализации <7>. ——————————— <7> См.: Политологический словарь. В 2-х частях. Ч. 1. М., 1994. С. 116.
Борьба с коррупцией в той или иной форме осуществлялась всегда. До нас дошли памятки древнего и средневекового права, в которых содержатся правовые средства борьбы с коррупцией в государственном аппарате, но говорить о становлении учения об административно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы можно лишь с XIX в., хотя борьба с коррупцией чиновников осуществлялась с момента образования чиновничьего аппарата XVI в. Следует сказать, что периоды развития законодательства и учения о коррупции в системе государственной службы могут охватывать следующие этапы: XVI — XVIII вв. Следующий этап может быть определен с середины XVIII — до 60-х годов XIX в. Данный этап характеризуется усилиями Петра I в сфере борьбы с коррупцией. Петр I стремился в деле предупреждения и пресечения коррупции использовать разнообразный арсенал правовых средств, а также привлекать в мероприятия по борьбе с коррупцией различные слои населения. Петр I начал материально стимулировать участие населения в антикоррупционных мероприятиях. Данный опыт в настоящее время активно используется в целом ряде зарубежных государств. Заключительный этап, который помещается в рамки существования Российской империи, связан с развитием буржуазных реформ и продолжался до 1917 г. В советский период нашей истории говорить о необходимости разработки и реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы не приходится, несмотря на то что советская власть с самого начала своего существования столкнулась с серьезными проблемами коррупции в системе государственной службы. К концу XIX в. начали появляться работы, посвященные исследованию института государственной службы, в которых так или иначе поднималась проблема административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции. На проблему коррупции в системе государственной службы обращали внимание не только государствоведы, но и специалисты в области уголовного права. До 1917 г. можно выделить ряд этапов в исследовании административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Первый этап охватил два заключительных десятилетия XIX в., его представители (И. Е. Андреевский, В. А. Евреинов, Н. М. Коркунов, А. Д. Градовский, Б. Н. Чичерин и др.) <8> исследовали институт государственной службы, а также административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции, используя исторический метод и метод сравнительного правоведения. ——————————— <8> См.: Евреинов В. А. Гражданское чинопроизводство в России: исторический очерк. СПб., 1887; Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1893; Градовский А. Д. Общие качества служебной деятельности // Начала русского государственного права. СПб., 1897; Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1894. С. 369; Андреевский И. Е. Полицейское право. Введение и ч. 1. Полиция безопасности. СПб., 1874.
В работах названных ученых был осуществлен анализ истории функционирования административного аппарата России за последние триста лет. Второй этап, продолжавшийся два первых десятилетия XX в., привлек в свои ряды новую волну исследователей (Н. И. Лазаревский, В. В. Ивановский, П. Берлин, А. И. Елистратов, И. И. Евтихиев, Э. Н. Берендтс и др.) <9>, которые стали с помощью статистики и анкет изучать доходы, образование, служебную мобильность, социальное происхождение и др. чиновников <10>. ——————————— <9> См.: Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. Административное право. Ч. 1. Органы управления. СПб., 1910; Ивановский В. В. Русское государственное право. Вып. 7. Государственная служба. Казань, 1895; Евтихиев И. И. Ответственность должностных лиц. М., 1917; Берендтс Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации. СПб., 1913; Елистратов А. И. Административное право. Л.; М., 1929; Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. N 8. С. 48. <10> Голосенко И. А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. N 3. С. 105.
Следует отметить, что ученые в XIX в. начали активно изучать социальную стратификацию чиновничества, противоречия внутри корпуса чиновников, ресурсы пополнения данного корпуса в связи с классово-сословной структурой русского общества, особенности социальной психологии чиновников. Изучение работ вышеназванных ученых позволяет сделать вывод о том, что была одна общая тема для вышеназванных этапов в исследовании института государственной службы, а именно изучение национальной особенности коррумпированности чиновников <11>. ——————————— <11> См.: Голосенко И. А. Указ. раб. С. 105.
Следует сказать, что проблема коррупции, а также иных злоупотреблений должностных лиц государственной службы исследовалась в трудах ученых в области уголовного права. Так, до 1917 г. данная проблема получила свою оценку в работах К. Анциферова, И. Липранди, Н. В. Муравьева, В. Н. Ширяева, П. Фейербаха, Н. С. Таганцева, А. Я. Эстрина и др. <12>. ——————————— <12> См.: Анциферов К. Взяточничество в истории русского законодательства (до периода сводов) // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. Кн. 2. С. 1; Липранди И. О взятках, взяточниках и доносчиках // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1870. N 3. С. 63; Муравьев Н. В. Об уголовном преследовании должностных лиц за преступления по службе // Юридический вестник. М., 1879. Ноябрь. N 11. С. 795; Ширяев В. Н. Взяточничество и лихоимство в связи с общим учением о должностных преступлениях: Уголовно-юридическое исследование. Ярославль, 1916; Фейербах П. О подкупе // Журнал гражданского и уголовного права. СПб., 1884. Кн. 6. С. 63; Эстрин А. Я. Взяточничество в доктрине и законодательстве // Труды кружка уголовного права при С.-Петербургском университете. СПб., 1913. С. 153 и др.
В работах ученых-криминалистов XIX в. исследовались как уголовно-правовые средства, так и административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. В работах ученых-криминалистов XIX в. анализировались правовые средства борьбы с коррупцией, которые содержались в Уставе о службе гражданской по определению от правительства (1832 г.), Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) и др. Кроме того, ученые глубоко исследовали правовые средства борьбы со взяточничеством и должностными злоупотреблениями чиновников, которые имели место в зарубежных государствах. Следует сказать, что в XIX в. сформировалась отечественная школа сравнительного правоведения по различным направлениям государственного управления. События октября 1917 г. кардинально замедлили развитие юридической науки. Практически все теоретические изыскания по вопросам государственной службы были преданы забвению. Советская власть начала строить свою государственную службу. Но советская государственная служба впоследствии стала еще более коррумпированной, чем государственная служба Российской империи. Одним из первых декретов советской власти был Декрет «О взяточничестве». Советская доктрина права, которая формировалась в первые годы советской власти, термин «взяточничество» трактовала очень широко. Под взяточничеством понималось незаконное совместительство, предоставление протекций, предоставление подрядов и др. За данные правонарушения предусматривались серьезные меры юридической ответственности. Коррупция охватила все органы и учреждения советской власти, для борьбы с этим явлением создавались специальные структуры, которые посредством суровых мер принуждения вели борьбу с коррупцией в системе советской государственной службы. Следует сказать, что работа по борьбе с коррупцией в государственном аппарате широко освещалась в периодической печати. Проблемы коррупции в системе советской государственной службы в 20-х годах XX в. рассматривались в работах В. Зеньковича, И. Нироса <13>. ——————————— <13> См.: Нирос И. История взятки (Страничка русской государственности) // Еженедельник чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией (Еженедельник ВЧК). 1918. N 4. С. 8; Зенькович В. К итогам борьбы со взяточничеством // Еженедельник советской юстиции. 1923. N 10. С. 219.
Следует сказать, что в советских работах, посвященных проблеме борьбы со взяточничеством и коррупцией в системе государственной службы, отмечалось, что эти явления — позорный пережиток прошлого и что советский государственный аппарат в перспективе освободится от данных негативных явлений. Следует сказать, что косвенно проблемы коррупции в государственном аппарате затрагивались в трудах ученых-административистов. В частности, на данную проблематику обращал внимание М. Д. Загряцков <14>. ——————————— <14> См.: Загряцков М. Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве: развитие идеи и принципов административной юстиции. Административный процесс и право жалобы в советском законодательстве. Административно-финансовое распоряжение и финансовая жалоба. М., 1925.
После 1917 г. институт советской государственной службы начал исследоваться только в 40-х годах XX в. Данное обстоятельство было обусловлено тем, что административное право как учебная дисциплина неоднократно запрещалось. Поэтому научные исследования по проблемам административного права не проводились. Данная отрасль правоведения была реанимирована лишь в 1937 г. Следует сказать, что термин «коррупция» в советской научной литературе практически не употреблялся в силу высокой политизированности данной проблемы. Следует сказать, что в 1937 г. была опубликована научная статья «Коррупция в фашистской Германии» <15>, в которой говорилось о высокой коррумпированности руководителей фашистской Германии. Положения данной статьи носят высокополитизированный характер, и, как следствие этого, они недостаточно объективны. В дальнейшем проблема коррупции не получает своего теоретического анализа в советской научной литературе. ——————————— <15> См.: Коррупция в фашистской Германии // Проблемы уголовной политики. Кн. 3. М., 1937. С. 142 — 166.
В этой связи к обсуждению проблем государственной службы обратились после Великой Отечественной войны. Первый этап ознаменован работами С. С. Студеникина, И. И. Евтихиева, А. Е. Пашерстника <16>. В данных работах закладывалась теоретическая основа советской государственной гражданской службы. Этот период приходится на 40-е годы XX в. ——————————— <16> См.: Студеникин С. С. Советская государственная служба // Труды военно-юридической академии. М., 1948. С. 3; Евтихиев И. И. Институт государственной службы в советском административном праве // Научная сессия, посвященная 20-летию существования ВИЮН, 1925 — 1945. М., 1946. С. 17; Пашерстник А. Е. К вопросу о советской государственной службе // Вопросы советского административного права. Л.; М., 1949. С. 97.
Второй этап развития учения о советской государственной службе приходится на 50-е годы XX в. К этому времени уже накоплен определенный теоретический материал, который находит свою реализацию в диссертациях Н. И. Фаянса, М. С. Почиталиной, Н. П. Поборчей <17>. ——————————— <17> См.: Поборчая Н. П. Советская государственная служба: Дис. … канд. юрид. наук. Л., 1952; Почиталин М. С. Основные вопросы государственной службы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1955; Фаянс Н. И. Советская государственная служба на современном этапе: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1955.
В 60-е годы XX в. институт государственной службы исследовался достаточно фундаментально. В 60-е годы были опубликованы работы И. Н. Пахомова, В. М. Манохина, А. А. Жданова, Л. А. Сергиенко <18> и др. Но проблема коррупции в системе советской государственной службы в работах ученых-административистов советского периода не поднималась. ——————————— <18> См.: Манохин В. М. Советская государственная служба. М., 1966; Пахомов И. Н. Основные вопросы государственной службы в советском административном праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1964; Жданов А. А. О понятии советской государственной службы // Правоведение. 1962. N 19. С. 37; Сергиенко Л. А. Совершенствование законодательства о советской государственной службе // Советское государство и право. 1984. N 5. С. 27 — 34.
В 60-е годы принципиально ставится вопрос о необходимости принятия специального закона о государственной службе. Как мы знаем, работа над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 80-х гг., но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись в середине 90-х годов <19>. ——————————— <19> См.: Яковлев П. С. Правовое регулирование государственной службы: сравнительный анализ современного российского и дореволюционного законодательства // Бюллетень Министерства юстиции России. 2005. N 12. С. 51.
В работах советских ученых-административистов вплоть до середины 90-х годов XX в. проблема коррупции в системе государственной службы не рассматривалась. Исключением является работа В. Д. Попкова «Этика советской государственной службы». В данной работе один из параграфов называется «Антиобщественный характер использования служебного положения в личных целях». В нем критикуется использование служебного положения государственными служащими в личных целях и предлагаются административно-правовые средства предупреждения и пресечения различных форм коррупции в системе государственной службы <20>. ——————————— <20> См.: Попков В. Д. Этика советской государственной службы. М., 1970. С. 118.
Следует сказать, что проблема коррупции в системе государственной службы в 50 — 80-е годы XX в. исследуется специалистами в области уголовного права и криминологии. Необходимо отметить, что советские ученые термин «коррупция» не употребляли, преимущественно они оперировали такими категориями, как злоупотребление служебным положением, взяточничество и др. Термин «коррупция» в правовой литературе стал широко использоваться лишь в конце 80-х годов XX в. В конце 80-х годов XX в. проблема коррупции обсуждается на самом высоком политическом уровне. По проблеме коррупции в системе государственной службы принимаются важные государственные решения, предпринимаются попытки принять Закон «О борьбе с коррупцией». С 1992 г. начинается современный этап развития и исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Данное обстоятельство было вызвано подписанием Президентом России 4 апреля 1992 г. Указа «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» <21>, а также принятием Съездом народных депутатов Российской Федерации Постановления от 14 декабря 1992 г. N 4081-1 «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» <22>. ——————————— <21> См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 923. <22> См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 51. Ст. 3018.
В этот период проблемы коррупции широко обсуждаются как на политическом уровне, так и учеными. Готовятся различные законопроекты о борьбе с коррупцией, вносятся предложения об установлении административной ответственности за взяточничество, если сумма взятки не превышает один минимальный размер оплаты труда, установленный законом. Как уже отмечалось, в начале и середине 90-х годов XX в. неоднократно предпринимаются попытки принять Закон «О борьбе с коррупцией», а в 1997 г. после многократных попыток законодателей он все же был принят, но Президент отклонил принятый Федеральным Собранием Российской Федерации Закон. Как следовало из письма Президента России Федеральному Собранию РФ, недостатком Федерального закона «О борьбе с коррупцией» являлось то, что он не имел собственного предмета правового регулирования и, как следствие этого, вторгался в сферу правового регулирования целого ряда других законов. В таком виде, как посчитал Президент, Закон, напротив, будет способствовать коррупции, вносить дисбаланс в сферу правового и административного регулирования государственно-служебных отношений. В 90-е годы XX в. появляется целый ряд научных статей, в которых исследуются административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств (А. Ф. Ноздрачев, Н. Карагодин, И. Ермилин, В. М. Николайчик, А. В. Оболонский и др.) <23>. ——————————— <23> См.: Ноздрачев А. Ф. Государственная служба (законодательный опыт Германии) // Советская юстиция. 1993. N 16. С. 21; Ермилин И. Законодательство Канады: что такое «конфликт интересов»? // Советская юстиция. 1990. N 23. С. 28; Карагодин Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России // Международная экономика и международные отношения. 1993. N 2. С. 78; Николайчик В. М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США. Экономика. Политика. Идеология. 1998. N 6. С. 89; Оболонский А. В. На государственной службе: бюрократия в старой и новой России. М., 1997.
Данные статьи содержат в себе достаточно интересные предложения, которые могут быть использованы для совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Следует сказать, что проблемы коррупции достаточно обстоятельно начинают изучаться в 90-е годы XX в. специалистами в области уголовного права и криминологии. Большой вклад в становление учения о коррупции в системе государственной службы внесли: Б. В. Волженкин, Л. Д. Гаухман, А. И. Долгова, В. Н. Лопатин, В. В. Лунеев, С. В. Максимов, И. М. Мацкевич, Н. Ф. Кузнецова, В. Е. Эминов и др. Ученые-административисты затрагивали данную проблему весьма поверхностно, но тем не менее проблема административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы затрагивалась в работах Д. Н. Бахраха, А. А. Гришковца, А. Ф. Ноздрачева, Ю. Н. Старилова, П. П. Сергуна, Л. М. Колодкина и др. Следует сказать, что с конца 90-х годов XX в. проблема коррупции в системе государственной службы глубоко и всесторонне исследуется фондом «Информатика для демократии» (ИНДЕМ). Результатом исследований коррупции фондом ИНДЕМ явилось опубликование работы: «Антикоррупционная политика» <24>. Следует сказать, что проблемы коррупции исследуются фондом КАРНЕГИ. Результаты исследований данного фонда получили свое объективированное выражение в трех работах, в которых исследуется административно-правовые и финансово-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции <25>. Нельзя обойти вниманием работы, посвященные проблеме борьбы с коррупцией в системе военной службы и в правоохранительной службе. Проблема исследования коррупции в системе военной службы и в правоохранительной службе, к сожалению, не получила должной научной оценки. Данной проблематике посвящены лишь отдельные статьи К. В. Харабета, В. Е. Эминова, И. М. Мацкевича <26>. Отдельные аспекты борьбы с коррупцией в системе военной службы нашли свое отражение в исследованиях А. М. Добровольского, А. В. Кудашкина <27>. ——————————— <24> См.: Антикоррупционная политика / Под ред. Г. А. Сатарова. М., 2004. <25> См.: Васильев Д. В., Дробышев П. Ю., Конов А. В. Объективные факторы коррупции, складывающиеся при осуществлении регулятивных и контрольно-надзорных полномочий Центральным банком РФ. М., 2002; Васильев Д. В., Дробышев П. Ю., Конов А. В. Объективные факторы коррупции при осуществлении процедур финансового оздоровления предприятий. М., 2002; Васильев Д. В., Дробышев П. Ю., Конов А. В. Административная этика как средство противодействия коррупции. М., 2003. <26> См.: Харабет К. В. К вопросу о коррупционной преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001. С. 328; Эминов В. Е. Предупреждение организованной преступности и коррупции в Вооруженных Силах // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. М., 2002. С. 237; Мацкевич И. М. Коррупция в Вооруженных Силах (криминологический аспект) // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3-4. С. 158. <27> См.: Добровольский А. М. Военно-административные законы. СПб., 1905; Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации. СПб., 2003.
Проблема предупреждения и пресечения коррупции в правоохранительных органах, к сожалению, также не получила должной правовой оценки. По данной проблематике также можно назвать лишь ряд работ, в которых данная проблема получает свою оценку <28>. ——————————— <28> См.: Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, 1998; Сафронов А. Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. М., 1993.
Следует сказать, что в данной статье обозначены примерные этапы развития и становления учения об административно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, которые получают свою дальнейшую оценку в последующих параграфах исследования. В завершение исследования необходимо сказать, что проведение административной реформы и реформы государственной службы актуализировало проблему предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. К сожалению, приходится признать, что адекватных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы не сформировано, а для средств, которые имеются в законодательстве о государственной службе, не сформирован административно-правовой механизм их реализации. В этой связи как никогда актуальна проблема разработки теории административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, а также принятие закона о противодействии коррупции. Определение этапов становления учения об административно-правовых средствах предупре ждения и пресечения коррупции в системе государственной службы позволяет систематизировать и изложить теоретический материал по исследуемой проблематике в хронологической последовательности, выявить знаковые события в деле борьбы с коррупцией. Кроме того, определение этапов становления учения об административно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы позволяет высказать предложения по совершенствованию административно-правового механизма их реализации. Необходимо сказать, что правовые и административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы всегда находились в диалектическом единстве с развитием российской государственности.
——————————————————————