Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка проблемы)

(Тихомирова О. В.)

(«Общество и право», 2008, N 1)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС

(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

О. В. ТИХОМИРОВА

Тихомирова Ольга Владимировна, аспирант кафедры социальной психологии Ульяновского государственного университета, психолог Центра медицины катастроф Ульяновской области.

Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет в своем основании и личностные качества, содействующие успеху в деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек — человек» зависит от качеств того и другого. Профессию спасателя относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому не вызывает сомнения то, что спасатель должен обладать определенной суммой каких-то особых личностных качеств, без которых нет успеха работы. Обратим внимание на высказывание Е. А. Климова о том, что все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными.

По этому вопросу существует две противоположные точки зрения. Согласно первой, профессиональная пригодность понимается как скрытая в человеке особенность, которую можно раскрыть, используя соответствующие методические приемы. Все внимание исследователя в этом случае сосредоточивается на выборе средств диагностики. Человек изучается только с точки зрения профессии, в отрыве от его психологических свойств.

Вторая точка зрения основана на том, что профпригодность формируется в деятельности. Случайно или целенаправленно выбранные виды деятельности постепенно, в различном индивидуальном темпе формируют профессиональную пригодность, которая может найти применение в одной или нескольких деятельностях. Проявление пригодности зависит от свойств личности и от того временного этапа, на котором оно фиксируется. Когда говорят об удовлетворенности деятельностью, то предполагается, что чем полнее при прочих равных условиях реализует индивид в процессе труда свои природные возможности, тем полнее получаемое им удовлетворение. Эта точка зрения, как отмечает К. М. Гуревич, открывает путь к содержательному психологическому анализу учебной и производственной успешности.

Профессиональная пригодность человека, формируясь в реальной деятельности, делает его способным к открытию новых типов деятельности, а не только существующих на данном этапе общественного развития, к созданию каких-то новых ее видов. Если же выводить профессиональную пригодность только из конкретных специальных видов деятельности, то понять проблему появления новых видов деятельности просто невозможно.

Именно это обстоятельство дает возможность трактовать профессиональную пригодность не только как условие, делающее человека способным к выполнению уже существующих видов деятельности, но и как индивидуальное психологическое свойство, как психологический феномен, позволяющий человеку перестраивать старые виды деятельности и, что особенно характерно для современной эпохи быстрого технического, информационного прогресса, «открывать новые виды деятельности, совершать переходы от одного ее вида к другому».

Таким образом, профессиональная пригодность неразрывно связана со способностью личности к творчеству.

Для формирования профессиональной пригодности специалиста большое значение имеет выдвинутое Б. Г. Ананьевым положение о том, что в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности надо рассматривать не только сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей, их «функциональный состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемонических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека». При изучении этой структуры он предлагает исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым, идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально важных качеств заменяется соотношением компонентов структуры личности. Компоненты структуры личности и их взаимосвязи могут совпадать с требованиями деятельности и могут противоречить им. Как показал В. С. Мерлин, уровень способностей зависит от характера связей между компонентами структуры личности и отношениями к деятельности. Способности могут достигать высокого уровня, когда компоненты структуры личности, необходимые для данной деятельности, согласуются с ее интересами и отношениями. И наоборот, уровень способностей снижается, если компоненты структуры личности вступают в противоречие с отношением ее к деятельности.

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным еще в 1964 г. Эти свойства являются врожденными, неизменными, и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров работоспособности и надежности. Среди рабочих качеств автор выделяет следующие: долговременная выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая также должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакция на непредвиденные раздражители — функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов.

Изучению связи показателей скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявлениями свойств нервной системы посвящена работа О. А. Конопкина. Автор установил, что под влиянием побочных раздражителей изменяется прием информации некоторых испытуемых. Так, для лиц с относительно слабым процессом возбуждения характерно снижение уровня пропускной способности в ходе деятельности по приему информации. А у испытуемых с сильным процессом возбуждения при работе со зрительными сигналами слабые звуковые раздражители, не имеющие отношения к деятельности, наоборот, могут вызвать повышение продуктивности и основной деятельности. Однако следует отметить, что функциональное состояние психофизиологических систем, обеспечивающих даже простейшие формы произвольной деятельности, зависит не только от генотипической выраженности свойств нервной системы, но и от других регуляторных воздействий, которые могут определяться отношением испытуемого (специалиста) к задаче и условиям эксперимента, к полученной инструкции.

Е. П. Ильин также обосновывает точку зрения о влиянии типологических характеристик человека на эффективность и надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Выявлено, что устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы. Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения.

В условиях слабо выраженного эмоционального напряжения эффективность деятельности может повышаться у лиц с разными типологическими особенностями, однако при большом эмоциональном напряжении (напряженности) раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой. Лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную) ситуацию.

Первые признаки наступающего утомления позже проявляются у лиц с инертностью нервных процессов, со слабой нервной системой. Однако время наступления фазы некомпенсированного утомления зависит в основном только от степени инертности нервных процессов.

Ряд исследований, выполненных сотрудниками Е. П. Ильина, подтвердил тесную связь волевых качеств личности с типологическими особенностями. В частности, волевое качество смелости слабо проявляется людьми, имеющими такое сочетание типологических особенностей, как слабая нервная система, преобладание внешнего (эмоционального) торможения не может побороть возникающей у них в рискованных ситуациях боязни и ухудшает качество деятельности. Активная смелость («агрессивность» в хорошем смысле) в большей степени проявляется людьми с сильной нервной системой и преобладанием внешнего возбуждения. Эти же типологические особенности в сочетании с подвижностью нервных процессов обусловливают большую решительность. Лица с преобладанием внешнего (эмоционального) и внутреннего (в двигательной сфере) торможения обладают большей выдержкой, дисциплинированностью, усидчивостью и т. д.

Полученный Е. П. Ильиным материал показал, что сильная нервная система является одним из факторов проявления многих волевых качеств (смелости, решительности, терпеливости). Однако следует отметить, что, несмотря на это, нельзя ставить знак равенства между сильной нервной системой и силой воли, так как последняя обусловливается и другими типологическими особенностями.

Для некоторых профессий установлен профиль свойств темперамента, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, характерны более высокие показатели коммуникативной энергичности и скорости и более низкие значения по шкале пластичности и эмоциональности.

Имея разные знания и умения, спасатель МЧС еще должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:

способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;

способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;

способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;

способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;

способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;

способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума «полезную» звуковую информацию;

способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;

способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;

способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;

способностью определять расстояние между предметами;

способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;

способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;

способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов в условиях дефицита времени;

способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;

добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;

умением безопасно выполнять работы;

способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;

способностью к взаимопониманию, состраданию.

Эффективность проведения профессиональной спасательной работы напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей.

Таким образом, некоторые сочетания основных свойств нервной системы способствуют более выраженному проявлению ряда психических функций, которые можно рассматривать как профессионально значимые для некоторых видов деятельности, влияющие на ее эффективность и надежность и определяющие уровень профпригодности. Все эти материалы свидетельствуют, следовательно, об опосредованном влиянии типологических особенностей нервной системы на формирование профессиональной пригодности.

Данное заключение, однако, подвергают сомнению другие исследователи. Например, О. А. Конопкин и Л. С. Нерсесян, изучая профессиональную надежность машинистов локомотивов, установили, что ни сила, ни лабильность нервной системы не проявили себя в качестве факторов, имеющих определяющее значение в достижении машинистами высокого профессионального мастерства. Авторы высказали предположение о том, что профессиональный успех может быть достигнут при разнообразии индивидуальных вариантов «типологической» компенсации тех или иных «неблагоприятных» проявлений свойств нервной системы, а точнее, о наличии одинаково эффективных и надежных («профессионально равноправных») индивидуальных вариантов стиля деятельности.

К представителю каждого темперамента можно и нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Анализ работ в области типов высшей нервной деятельности позволяет заключить, что если индивидуальная выраженность основных свойств нервной системы и их индивидуальное сочетание отражаются в некоторых особенностях психики, в том числе в ряде профессионально значимых ее функций, и тем самым оказывают опосредующее влияние на показатели профпригодности человека, то непосредственной связи типологических особенностей нервной системы с этими показателями деятельности установлено не было. Это положение подтверждает высказывание Б. М. Теплова о том, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения.

Общая схема индивидных свойств личности человека наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства», введенное Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства», более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.

Возрастно-половые Индивидуально-типические

свойства свойства

Возрастные Половые Конституция Нейродинамические Функциональная

стадии особенности свойства асимметрия

индивидуального нервной системы мозга

развития

Сравнительно недавно в психофизиологию и нейрофизиологию вошли понятия «левополушарный» человек и «правополушарный» человек, основанные на разной функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга.

Таким образом, в истории психологии и современной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на тех или иных его индивидных свойствах. Подобная антропоцентрическая логика создания типологий неисчерпаема, и можно предполагать, что новые открытия в нейрофизиологии и биохимии человека приведут к возникновению различных новых морфофизиологических или биохимических типологий человека.

——————————————————————