Социальный интеллект как детерминанта профессиональной пригодности сотрудников — выпускников образовательных учреждений правоохранительных органов
(Федотов С. Н., Простяков В. В.)
(«Юридическая психология», 2013, N 4)
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДЕТЕРМИНАНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКОВ — ВЫПУСКНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
С. Н. ФЕДОТОВ, В. В. ПРОСТЯКОВ
Федотов Сергей Николаевич, начальник кафедры психологии Московского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор.
Простяков Владимир Вениаминович, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, кандидат психологических наук.
В статье представлены результаты исследования социального интеллекта как детерминанты профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов. Проведен анализ теоретических подходов к пониманию профессиональной пригодности и социального интеллекта. Выявлены устойчивые характеристики профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов. Обосновано предположение о том, что уровень профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов можно повысить за счет развития социального интеллекта с помощью социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня данных способностей.
Ключевые слова: профессиональная пригодность, социальный интеллект, профессионализм, сотрудники, выпускники образовательных учреждений правоохранительных органов.
Social intellect as a determinant of professional aptitude of employees — graduates from educational institutions of law-enforcement agencies
S. N. Fedotov, V. V. Prostyakov
The article presents results of a study of the social intellect as a determinant of professional aptitude of employees of law-enforcement agencies; analyses theoretical approaches to understanding of professional aptitude and social intellect; reveals stable features of professional aptitude of employees of law-enforcement agencies; substantiates the presumption that the level of professional aptitude of employees of law-enforcement agencies can be increased at the account of development of social intellect aimed at increase of the level of such abilities.
Key words: professional aptitude, social intellect, professionalism, employees, graduates of educational institutions of law-enforcement agencies.
Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел в современных условиях определяет необходимость специального рассмотрения различных психологических и социально-психологических факторов, детерминирующих успешность профессиональной деятельности оперативных сотрудников. Так, в своем выступлении 22 марта 2011 г. Д. А. Медведев, подводя первые итоги реформирования МВД России, подчеркнул, что «создание полиции — это не ребрендинг милиции в полицию. Речь идет о новом правоохранительном институте, который должен отвечать всем современным требованиям… о единой, мобильной, эффективной и технически оснащенной структуре, которая укомплектована специалистами самого высокого уровня, — в этом цель преобразований в МВД» [4].
В условиях происходящих социально-экономических реформ «профессионализм» определен в России как принцип государственной службы, в том числе и службы в органах внутренних дел.
К сожалению, приходится констатировать, что реализация на практике вышеназванного принципа оставляет желать лучшего.
При этом в ряде научных публикаций для характеристики профессионализма специалиста применяют термин «профессиональная пригодность». По мнению Е. А. Климова, «профессиональная пригодность — это качество личности, которое формируется и совершенствуется в процессе труда» [7. С. 50].
Вместе с тем Е. А. Климов обращает внимание на то обстоятельство, что выражение «профессиональная пригодность человека» надо понимать так: «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время» [7].
По мнению В. А. Бодрова, «профессиональная пригодность является свойством метасистемы «человек — профессия» («человек — деятельность», «субъект — объект»), в которой проявляются свойства человека, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности (наряду со свойствами работоспособности, надежности, готовности к труду и др.), и свойством деятельности, которое отражает в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека (например, эргономические свойства техники, рабочего места, системы подготовки и т. д.) [3. С. 4].
Следует внимательно отнестись и к точке зрения В. Л. Марищука, который считает, что профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью [11].
В работе А. Т. Ростунова [16. С. 3] профессиональная пригодность рассматривается как «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его общественно полезной трудовой деятельности и удовлетворенность своим трудом». По мнению автора монографии, в эту совокупность входят «индивидуальные свойства человека, определяющие особенности восприятия, внимания, интеллекта, его эмоциональные и волевые качества, знания, умения, навыки».
Авторы Психологического словаря [14] рассматривают профессиональную пригодность как «совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой производительности труда».
Из приведенных дефиниций следует, что определяющим признаком профессиональной пригодности многие авторы современных публикаций склонны считать совокупность особенностей человека.
Вместе с тем в своей книге [16. С. 7] А. Т. Ростунов пишет, что определяющим признаком профессиональной пригодности человека являются «его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких деятельностей».
Профессиональная пригодность человека, по мнению К. М. Гуревича, формируясь в реальной действительности, делает его способным к открытию новых типов деятельности [5]. При этом определяющих признаков профессиональной пригодности два — «личные качества, важные для успеха овладения деятельностью, и удовлетворенность работой».
При этом К. М. Гуревич полагает, что поскольку профессиональная пригодность есть свойство личности, поскольку она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе деятельности, в учебе, на производстве и т. д., то очевидно, профессиональная пригодность формируется в самом труде. При этом вряд ли можно отрицать необходимость изучения природных предпосылок профессиональной пригодности, всех ее физиологических, психологических и социальных факторов, что и позволяет в каждом конкретном случае намечать прогноз и пути достижения оптимального результата [5].
Кроме того, К. М. Гуревич делает вывод о том, что каждый человек может овладеть любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и времени. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования никогда не утратит своего актуального значения [5].
Рассмотренные понятия, являясь индивидуальными характеристиками человека, означают, по сути дела, его зрелость в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в отношении к своей профессии и профессиональному труду.
Учитывая, что профессионалом человек становится не сразу, а проходит длительный путь поэтапного накопления знаний, умений, навыков, совершенствования психологических качеств, говорят о профессиональной социализации, об овладении профессионализмом [12], о формировании профессиональной пригодности [16, 20].
На наш взгляд, формирование профессиональной пригодности тесно связано с имеющимися у человека способностями, профессионально важными (значимыми, ценными) качествами и опирается на теорию способностей, разработанную российскими учеными Б. Г. Ананьевым, Н. В. Кузьминой, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и др. [1, 9, 13, 15, 17, 19].
Определяющими признаками профессиональной пригодности специалиста, соответственно, являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких видов деятельности.
Необходимо трактовать профессиональную пригодность не только как условие, делающее специалиста способным к выполнению уже существующих видов деятельности, но и как индивидуальное психологическое качество, как психологический феномен, позволяющий индивиду перестраивать ранее сформированные виды деятельности, и, что важно для современной эпохи быстрого технического, информационного прогресса, открывать новые виды деятельности, оперативно переходить от одного ее вида к другому.
При этом наш анализ практики показывает, что слабость профессиональной психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов не только снижает эффективность их деятельности, но и затрудняет противостояние факторам профессиональной деформации личности, которая проявляется в узковедомственном способе мышления, немотивированной агрессивности, ослаблении нравственных ориентиров и др.
В связи с этим все более актуальным становится рассматривать социальный интеллект не только как основу социализации и адаптации в современном обществе, но и как необходимое условие успешного формирования профессиональной пригодности и адаптации в профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов.
В исследованиях таких психологов, как Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова установлено, что социальный интеллект помогает человеку преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, а также прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость [8, 10, 22]. Поэтому, по нашему мнению, наличие такой способности как социальный интеллект обеспечивает успех и творческий подход к деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Проблема социального интеллекта является новой в социальной психологии, но активно развивающейся. Изучению данного явления посвящены работы Э. Торндайка, Дж. Гилфорда, Д. Китинг, Н. Кэнтор, Р. Штернберг. В отечественной психологии проблему социального интеллекта рассматривают преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н. А. Аминов, М. И. Бобнев, Ю. Н. Емельянов, А. А. Кидрон, Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, Д. В. Ушаков, А. Л. Южанинова) [6, 8, 10, 18, 22].
В настоящее время достаточно обоснованным выглядит подход Д. В. Ушакова, нашедший свое подтверждение в целой серии проведенных им экспериментов. В своей книге [18. С. 25] он пишет, что если же кратко определить с позиций структурно-динамической теории, от чего зависит уровень социального интеллекта личности, то ответ будет включать три пункта: от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта; от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию; от того, как сложился жизненный путь человек, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.
Однако изучение социального интеллекта как одного из факторов профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов ранее не проводилось, в связи с чем выбранная тема исследования является актуальной и значимой в научном, теоретическом и прикладном отношениях.
В ходе проведения исследования было выдвинуто предположение о том, что одним из ведущих компонентов в структуре профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов является социальный интеллект, и чем выше уровень его развития, тем выше успешность профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.
В рамках нашего исследования был осуществлен профессиографический анализ деятельности по специальности «правоохранительная деятельность», который позволил дополнить существующую профессиограмму деятельности оперуполномоченного и сформулировать квалификационные требования к оперуполномоченному — выпускнику образовательного учреждения. Выпускники должны обладать следующими профессионально важными качествами: коммуникативные качества и умения, интеллектуальные качества, волевые качества, эмоциональные особенности, особенности памяти, особенности внимания и наблюдательность, другие качества (развитая мотивация профессионального самосовершенствования, высокий уровень субъективного контроля) [20].
Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени наличие такой способности, как социальный интеллект, обеспечивающей успех и творческий подход к деятельности в профессиях типа «человек — человек», к которым относится и деятельность сотрудников правоохранительных органов, не учитывается при отборе и подготовке специалистов правоохранительных органов.
В интересах проверки выдвинутой гипотезы было проведено совместно с М. М. Фетисовой исследование, в котором приняли участие курсанты мужского пола в возрасте от 20 до 22 лет, обучающиеся на выпускных курсах образовательных организаций правоохранительных органов [21].
Концептуальная схема нашего исследования основана на том, что конечным результатом деятельности является ее выполнение и достижение успеха. К достижению успеха приводит сочетание факторов: «адаптивное поведение (соответствующее, помогающее приспособиться)» и «эффективность» (способность справиться с окружающей средой, быть компетентным). Как было отмечено выше, необходимым условием адаптивного и эффективного поведения является профессиональная пригодность сотрудников. Таким образом, профессиональная пригодность является предпосылкой и необходимым условием профессиональной успешности сотрудников правоохранительных органов.
Для исследования связи профессиональной пригодности и социального интеллекта были определены их уровни развития в изучаемой выборке.
В процессе эмпирического исследования характера и структуры психологической готовности курсантов были получены следующие результаты. Испытуемые характеризуются стремлением больше к двигательной, а не к мыслительной активности (поэтому они и выбрали службу в правоохранительных органах), но в то же время — спонтанностью, неконформностью, склонностью к лидированию. В процессе принятия решения они чаще руководствуются догадкой и способны на основании минимальной информации выстроить целое. Можно отметить, что у обследуемых преобладает средний уровень склонности к риску, а значит, свойственна обдуманность действий в сложных ситуациях, ответственность по отношению к окружающим.
По результатам профессионального психологического отбора курсанты в исследуемой выборке имеют различные группы профессиональной пригодности к профессиональной деятельности и обучению: рекомендуется в первую очередь (полностью соответствует требованиям); рекомендуется в основном (возможны случаи дезадаптации); рекомендуется условно, минимально соответствует требованиям (высокий риск дезадаптации на службе). В соответствии с группами профессиональной пригодности и полученными результатами по изучению компонентов психологической готовности к деятельности исследуемая выборка курсантов в каждой группе была разделена методом экспертных оценок (экспертами выступали психологи группы психологического сопровождения) на 3 подгруппы: первая группа — с низким уровнем профессиональной пригодности; вторая группа — со средним уровнем; третья группа — с высоким уровнем.
Уровень развития социального интеллекта был исследован с помощью двух методик: СИГ (социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. Салливена) [18] и СО-25 (самооценка 25 свойств В. Н. Куницына) [10].
Выявлено, что в целом уровень социального интеллекта выборки соответствует среднему значению, т. е. испытуемым свойственны средние способности к познанию поведения. Следовательно, они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей людей, но их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожиданным, нетипичным образом, что может привести к напряженным ситуациям. Наиболее развитыми в структуре социального интеллекта у исследуемого контингента являются вербальные способности. Это означает, что важную роль в решении задач социально-поведенческого характера у курсантов играет рациональный (вербальный) канал восприятия и переработки информации, при этом меньше учитывается невербальная информация, имеющая более важное значение в решении профессиональных задач.
Основная масса значений показателей социального интеллекта курсантов распределилась между тремя уровнями: средне-слабый, средний и среднесильный. Подавляющее большинство испытуемых имеет средний показатель социального интеллекта (57,4% сотрудников). Показатель выше среднего зарегистрирован у 26% сотрудников, ниже среднего — у 16,6% курсантов).
Мы сопоставили уровни профессиональной пригодности с уровнями развития социального интеллекта. Выявлены значимые корреляционные связи (p 0,05) компонентов профессиональной пригодности с общим уровнем социального интеллекта. Выделенные уровни профессиональной пригодности коррелируют с тремя уровнями социального интеллекта таким образом, что низкий уровень профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов соответствует низкому уровню социального интеллекта, остальные два уровня — по аналогии, т. е. одним из показателей профессиональной пригодности можно считать уровень социального интеллекта (чем он выше, тем выше успешность профессиональной деятельности).
Проведенный факторный анализ корреляций между взятыми компонентами профессиональной пригодности и социального интеллекта показал следующее:
1. Уровни профессиональной пригодности и социального интеллекта хорошо коррелируют между собой и при факторном анализе входят в один и тот же фактор.
2. Метод главных компонентов позволил выделить 7 латентных факторов, которые образуют иерархическую структуру профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов (факторы расположены в порядке уменьшения их значимости): волевой компонент профессиональной пригодности, личностная адаптивность, лидерские качества, мотивационный компонент, оценочный компонент профессиональной пригодности; свойства социального интеллекта, чувствительность к эмоциональным состояниям.
По результатам корреляционного анализа установлено, что существуют статистически значимые (p 0,05) положительные взаимосвязи композитной оценки социального интеллекта с девятью показателями пригодности: нервно-психической устойчивостью, с мотивацией к достижению успеха в деятельности, адаптивностью, готовностью к риску, коммуникативным потенциалом, отрицательные связи с ригидностью, индивидуалистичностью, агрессивностью, мотивацией к избеганию неудач.
Таким образом, для сотрудников с высоким социальным интеллектом характерны: достаточно высокий уровень самообладания, гибкость в поведении, развитые коммуникативные способности, экстравертированность, преобладание мотивации достижения, низкий уровень агрессивности в общении и высокий адаптационный потенциал.
Результаты эмпирического исследования позволили нам предположить, что уровень профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов можно повысить за счет развития социального интеллекта с помощью социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня данных способностей.
Поэтому дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку использования социально-психологического тренинга в интересах развития социального интеллекта.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Устойчивыми характеристиками профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов по данным исследования являются: экстраверсия-интроверсия, сензитивность, готовность к риску, мотивация к избеганию неудач, ригидность. Динамическими являются: социальный интеллект, самооценка социальной компетентности, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность, агрессивность, тревожность. При этом социальный интеллект является одним из ведущих компонентов профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов.
2. Социальный интеллект представляет собой сложную целостную систему взаимозависимых познавательных способностей, имеющих разнообразные связи в структуре личности. То есть для лиц с высоким социальным интеллектом характерны: гибкость в поведении, достаточно высокий уровень самообладания, развитые коммуникативные способности, низкий уровень агрессивности в общении, преобладание мотивации достижения, экстравертированность.
3. Выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи социального интеллекта с такими личностными характеристиками, как: поведенческая регуляция, экстраверсия, готовность к риску, коммуникативный потенциал; и отрицательные связи — с ригидностью, индивидуалистичностью, агрессивностью, мотивацией к избеганию неудач.
4. Повышение уровня социального интеллекта в процессе направленного интенсивного развития может привести к возрастанию уровня коммуникативного потенциала, компонентов социального интеллекта, моральной нормативности, поведенческой регуляции, самооценки социальной компетентности, а также снижению показателей тревожности и агрессивности. При этом низкий уровень социального интеллекта может рассматриваться в качестве ограничения при профессиональном отборе в образовательные организации правоохранительных органов.
5. Профессиональная психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов должна включать в себя не только их знакомство с экстремальными ситуациями и факторами, которые имеют место в их профессиональной деятельности, не только формирование навыков и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях, но и развивать профессионально важные качества, одним из которых и является социальный интеллект.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып. 2. Л., 1967. 350 с.
2. Белых-Силаев Д. В., Ивашин А. Г., Ланцов Д. Е. Акцентуации характера и подходы к их классификации // Юридическая психология. 2013. N 2.
3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
4. Выступление на расширенном заседании Коллегии МВД России Президента Российской Федерации Д. А. Медведева 22 марта 2011 г. // URL: http://kremlin. ru/transcripts/10715.
5. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 272 с.
6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 166 с.
7. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990. 159 с.
8. Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта: научный отчет (Грант РФФИ 1993 — 1994). СПб.: СПбГУ, 1995.
9. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Методическое пособие. Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. СПб. — Рыбинск, 1993. 235 с.
10. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века». СПб.: Питер, 2001. 544 с.
11. Марищук В. Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе / Хрестоматия по инженерной психологии: Учеб. пособие / Сост.: Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А. Смирнов / Под ред. Б. А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.
12. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
13. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. С. 200 — 230.
14. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
15. Платонов Ю. П. Социальная психология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1992. 368 с.
16. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 175 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. 488 с. Т. 1.
18. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
19. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
20. Федотов С. Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел: Дис. … д-ра психол. наук. Тверь, 2001. 366 с.
21. Федотов С. Н., Фетисова М. М. Социальный интеллект как фактор профессиональной компетентности сотрудника ОВД — выпускника образовательного учреждения МВД России // Человеческий фактор: общество и власть. 2005. N 4(8).
22. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии: Сборник статей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. С. 63 — 67.
——————————————————————