Становление психической устойчивости и профессионализма юристов — задача юридической акмеологии
(Шмыков В. И.) («Журнал российского права», 2007, N 9)
СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЮРИСТОВ — ЗАДАЧА ЮРИДИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
В. И. ШМЫКОВ
Шмыков Валерий Иванович — доцент Пермского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат психологических наук.
Профессиональная подготовка является важной составляющей в развитии личности любого специалиста. Социально-экономические преобразования современного общества требуют поиска новых подходов к подготовке юристов, этому посвящена юридическая акмеология. В настоящее время при решении практических задач, связанных с профессиональным развитием, преобладает профессиографический (профессиологический) подход — выявление профессиональной пригодности субъекта к определенному виду профессиональной деятельности (В. Л. Васильев, Д. П. Котов, Г. Г. Шиханцов и др.) <1>. Это является начальным этапом в решении проблем становления профессионализма и ориентирует на выполнение среднего уровня эффективности трудовой деятельности. Акмеологический подход ориентирован на высокий уровень развития профессионально важных качеств (ПВК) и психической устойчивости, направлен на совершенствование личности специалиста, повышение эффективности деятельности. ——————————— <1> См.: Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 2000; Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1976.
Профессиональное становление традиционно трактуется как адаптивный процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, как активное приспособление индивидуальности к условиям жизни и деятельности <2>. Адаптация охватывает процессы становления личности профессионала и сохранения эргономического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда», поддержания динамической сбалансированности в континууме «человек — среда». Таким образом, профессиональное становление как профессиональная адаптация представляет собой единство взаимодействия индивида с физическими условиями профессиональной деятельности (психофизиологический аспект), соответствия личностных качеств требованиям профессиональных задач (психологический аспект), взаимовлияния личности и социальных компонентов профессиональной среды (социально-психологический аспект). ——————————— <2> См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Психология: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2002.
В прикладной юридической психологии широко изучаются ПВК юристов, особенности юридической деятельности и профессионального подбора кадров, различные их аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический <3>. К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по тестированию ПВК и деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований <4>. Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе многие авторы обращаются к анализу негативных изменений личности юристов: посттравматического стрессового расстройства, деформации личности, девиантного поведения, падения престижа деятельности силовых министерств <5>. Определенная часть публикаций посвящена вопросам подготовки к экстремальным видам деятельности и профилактики патопсихологических последствий <6>. Как видим, проблема профессиональной адаптации к специфическим условиям юридической деятельности остается вне внимания юридических психологов. ——————————— <3> См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997; Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М., 2002. <4> См.: Голованов Ю. Н., Кочин А. А., Харламов В. С. Использование системного подхода при подборе сотрудников на службу в ОВД: Метод. пособие. М., 2004; Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г. С. Човдыровой. М., 2004; Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. М., 2005. <5> См.: Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учеб. метод. пособие / М. И. Марьин, И. Ф. Солдатова, В. Е. Петров, И. Ю. Орлова. Барнаул, 2004; Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Метод. пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. М., 2004. <6> См.: Ковалев Ю. В., Поздеев А. Р., Деркачев В. Ф. Расстройства личности. Домодедово, 2002; Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. М., 2004; Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. М., 2004.
В отличие от юридической психологии, в психологии труда имеются исследования проблемы адаптации человека к профессиональной деятельности <7>. Ряд исследователей выделяет следующие особенности адаптации: гендерные различия <8>, возрастные кризисы профессионального развития <9>, потенциал индивидуальной адаптивности <10>. ——————————— <7> См.: Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996; Лебедев В. И. Личность в экстремальных профессиях. М., 1989; Робалде А. Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1986. Вып. 3; Хаккер В. Инженерная психология и психология труда / Пер. с нем. М., 1985; Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. <8> См.: Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998. <9> См.: Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988; Климов Е. А. Указ. соч. <10> См.: Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1996.
Адаптированность как динамическое равновесие в системе «человек — профессиональная среда» проявляется в эффективности деятельности, чувстве удовлетворенности трудом, оптимальном уровне работоспособности, гибкой смене стратегий и способов трудовых действий, эргономичности стратегий преодоления трудностей на пути становления профессионального мастерства. Факторы, влияющие на успешность профессионализации, обычно подразделяются на две группы: субъективные и средовые. К субъективным относят психофизиологические, психологические, социально-психологические характеристики личности профессионала. В контексте данного исследования к ним относятся стаж работы и возрастные нормативные кризисы в процессе становления профессионализма <11>. ——————————— <11> См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
В настоящее время новое направление в изучении профессионализма сформировалось в самостоятельную научную дисциплину — акмеологию <12>. На современном этапе становления акмеология изучает механизмы развития человека на ступени его зрелости при достижении высокого уровня профессионального мастерства. В акмеологии определились следующие направления в изучении развития личности: личностно-профессиональное, профессионально-квалификационное, профессионально-должностное, нравственное. Для достижения наивысших показателей юридического труда необходимо ведение психологической работы с применением не только количественных, но и качественных методов оценки. Юридическая акмеология является отраслью акмеологии, объектом которой является профессионализм деятельности юристов. ——————————— <12> См.: Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
В рамках данного исследования проведено изучение профессионального становления и психической устойчивости молодых специалистов при организационной поддержке отдела психологического обеспечения ГУВД Пермского края. В эксперименте приняли участие юристы — сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, имеющие стаж работы от 1 года до 10 лет. Молодые специалисты (адаптанты, группа 1) — стаж до 5 лет, 210 человек. Специалисты (стадия профессионализации, интерналы, группа 2) — стаж до 10 лет, 120 человек. Цель исследования — изучение психологических механизмов профессиональной адаптации и психической устойчивости (как психологических составляющих профессионального мастерства) юристов ОВД. Для изучения применялись методики тестирования психического напряжения, психических состояний, стилей саморегуляции, стратегий поведения, личностных особенностей адаптации. Критериальный анализ полученных данных по профессиональной адаптации и психической устойчивости свидетельствует о том, что по большинству показателей значимых различий между группой 1 и группой 2 не имеется. Исключение составляют проявления субъективного значения деятельности и стремления к совершенству, они значимо выражены в группе сотрудников со стажем работы более шести лет. Это характеризует респондентов-интерналов как профессионально активных с выраженным субъективным значением избранной профессии, стремлением к совершенству при выполнении профессиональных задач (работа над собой). В целом по обеим группам можно констатировать: большинство респондентов-юристов профессионально адаптированы и психически устойчивы (с точки зрения профессиографического подхода): психическое напряжение оптимальное; психическое состояние оптимальное (соответствует низкой тревожности и отсутствию фрустрированности), агрессия и ригидность — средние (величины незначимые, соответствуют таким же проявлениям, как в общей массе населения); саморегуляция высокозначимая и выраженная (т. е. гибкое, адекватное поведение); переживания, связанные с работой, — величины средние, что характеризует среднюю профессиональную активность, среднюю психическую устойчивость, среднее отношение к работе — так как отсутствуют низкие значения этих показателей, следовательно, отсутствуют синдромы «сгорания» и «деформаций личности»; социально-адаптационные качества свидетельствуют об отсутствии дезадаптации, уровень социализации средний, коммуникативные качества средние, поведенческая регуляция средней выраженности; адаптационный потенциал высокий, соответствует первой группе профессиональной пригодности. Вывод по этой части критериального анализа (профессиографический подход) несколько противоречит сложившимся психологическим представлениям о положении дел в части собственно психологического аспекта адаптации. В публикациях по психологии зачастую представлен негативный вывод: деформация личности, дезадаптация вследствие чрезмерного психического напряжения юридической деятельности <13>. ——————————— <13> Журавлева Е. А. Психологическое сопровождение молодых сотрудников в период их профессиональной адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. N 1. С. 26 — 30; Новиков Б. Д., Козлов С. А. Психологические предпосылки успешной деятельности следственных работников прокуратуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. N 1. С. 35 — 38; Яньшина З. Я. Причины нравственно-правовой деформации работника милиции и пути их преодоления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. N 1. С. 69 — 72.
Однако с позиции акмеологического подхода (высоких требований к ПВК и высоких стандартов профессиональной деятельности) выводы следуют иные. Молодые специалисты (адаптанты) и специалисты со стажем работы (интерналы) не испытывают психического перенапряжения в повседневной служебной деятельности, психическое состояние оптимальное, саморегуляция поведения хорошо выражена: юристы обеих групп могут гибко и адекватно реагировать на изменения условий и задач юридического труда, легко овладевать новыми видами активности, проявлять уверенность в незнакомых ситуациях; успехи в деятельности стабильны и во многом связаны с мотивационными факторами личности. Это личностная основа высоких ресурсов профессиональной адаптации, которые не реализуются в эффективной юридической деятельности. Особенности поведения, связанные с профессиональной деятельностью (субъективное значение деятельности, профессиональные притязания, энергетические затраты), следующие: не выражено субъективное значение избранной профессии, не сформированы профессиональные притязания, т. е. у юристов профессиональные планы не связаны с работой в ОВД; незначительные энергетические затраты при выполнении заданий, сохранение дистанции к работе, т. е. нежелание прилагать усилия при решении служебных задач. Настораживают показатели отсутствия положительной оценки профессионального труда и удовлетворенности жизнью, недостаточная социальная поддержка. Эти проявления характеризуют неуверенность юристов в собственной пригодности и социальной полезности своего труда, недостаточную удовлетворенность самим коллективом и своим местом и ролью в обществе. Социально-адаптационные проявления респондентов характеризуют недостаточную социализацию, недостаточно выраженные коммуникативные качества, нестабильную поведенческую регуляцию. Поэтому юристы не стремятся соблюдать требования коллектива, испытывают трудности в общении с окружающими, демонстрируют склонность к конфликтности и неосознаваемую тенденциозность в оценке действительности. Адаптационный потенциал (это важно отметить) в обеих группах, участвовавших в эксперименте, высокий. Лица с таким высоким потенциалом могли бы легко адаптироваться в различных условиях деятельности, быстро включаться в коллектив, адекватно ориентироваться в ситуации, обладать высокой психической устойчивостью и работоспособностью, но не реализуют своего потенциала в высокой продуктивности юридического труда. Выявленное несоответствие имеет психологическое объяснение: при наличии адаптационных ресурсов, оптимального психического состояния и активационного психического напряжения мотивационные устремления у большинства юристов остаются вне пределов профессиональной среды ОВД. Такое сочетание противоречий не создает предпосылок роста профессионального мастерства юристов даже на фоне признаков профессиональной адаптации и психической устойчивости. Однако социальное неблагополучие не у всех сотрудников сопровождается неполной отдачей в труде, часть юристов все же сохраняет стремление к совершенствованию деятельности (особенно интерналы — специалисты со стажем работы) даже на фоне недостаточной социальной поддержки (с гедонистическими личностными особенностями). К сожалению, эта часть юристов не составляет большинства выборки. Вывод с позиции акмеологического подхода (психологический аспект) не только не противоречит, но даже подтверждает социологические данные (социально-психологический аспект) о социальном торможении профессионального мастерства <14>. К социальным причинам относятся: неудовлетворенность условиями и уровнем организации работы; отсутствие предоставления жилья; недостаточное денежное содержание; недостаточный уровень знаний и навыков, полученных в вузе; выполнение поручений, не связанных с прямыми обязанностями; низкая удовлетворенность морально-психологическим климатом в коллективе; трудности в организации досуга, отдыха и быта; психологический нигилизм; снижение престижа профессии юриста силовых министерств; недостаточная разработанность системы индивидуальной оценки трудового участия; неопределенные перспективы служебного и профессионального роста и др. ——————————— <14> Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. N 1. С. 25 — 29; Комлев Ю. Ю. Адаптация выпускников Казанского юридического института МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. N 2. С. 61 — 62; Караваев А. Ф., Михайлова В. К., Даниличева Т. П. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. N 1. С. 58 — 64; Состояние работы с кадрами ОВД РФ: Сборник аналитических и информационных материалов. М., 2004.
Преобладающий тип личности при существующем социальном положении в профессиональной деятельности на основании результатов исследования можно определить как «экономный»: энергосберегающий, со сниженной степенью трудового участия; со средним уровнем мотивации и низким значением профессиональной деятельности юристов ОВД; с неустойчивым характером служебной перспективы, вероятностью социальной неудовлетворенности на фоне успешности людей иных специальностей в обществе. Работа по психологическому отбору и первичной профессиональной подготовке оправдывает себя, большинство юристов психически устойчивы, с высоким адаптационным потенциалом. Однако ПВК не выражены в полной мере и не соответствуют высоким стандартам профессионализма и стандартам высокопроизводительного юридического труда, проводится недостаточно мероприятий по психологическому сопровождению профессионального становления личности юристов. Юридическая акмеология, таким образом, позволяет совершенствовать профессиональную подготовку юристов, разрабатывать программы личностно-профессионального развития с целью повышения эффективности юридической деятельности <15>. ——————————— <15> См.: Шмыков В. И. Концепция психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел. Пермь, 2006; Он же. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь, 2006.
——————————————————————