Правовой статус сотрудников федеральных органов государственной охраны
(Шахматов А. В., Блатин С. В., Карлов М. Ф.) («История государства и права», 2008, N 7)
ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
А. В. ШАХМАТОВ, С. В. БЛАТИН, М. Ф. КАРЛОВ
Шахматов А. В., доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России.
Блатин С. В., кандидат юридических наук, начальник кафедры N 62 Академии ФСО России.
Карлов М. Ф., преподаватель кафедры N 62 Академии ФСО России.
Сотрудниками федеральных органов государственной охраны (далее — сотрудники) являются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также лица, назначенные на воинские должности (п. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной охране» <1>). Первый контракт о прохождении военной службы в федеральных органах государственной охраны могут заключить граждане Российской Федерации <2> в возрасте от 18 до 40 лет. Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским <3> и профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям. ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594. <2> Требования, закрепленные в ст. 18 Федерального закона «О государственной охране», допускают возможность поступления на военную службу в федеральные органы государственной охраны лиц, имеющих двойное гражданство. <3> Критерии годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе в органах государственной охраны определены в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 // СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 902.
Приказом ФСО России от 22 июля 2005 г. N 284 «О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в федеральные органы государственной охраны» <4> установлены дополнительные требования для поступления на военную службу в федеральные органы государственной охраны. Такими требованиями являются: по уровню образования — наличие образования не ниже среднего (полного) общего. Для граждан, поступающих на военную службу на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания старших и высших офицеров, на предусмотренные штатом воинские должности, исполнение обязанностей по которым предполагает работу с лицами, оказывающими содействие органам государственной охраны на конфиденциальной основе, — высшее профессиональное образование; по уровню профессиональной подготовки — наличие знаний, умений, навыков и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей по воинской должности, на которую предполагается назначение; по уровню физической подготовки — выполнение нормативных требований, предусмотренных в федеральных органах государственной охраны. ——————————— <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 36.
Правовой статус сотрудников есть совокупность прав (свобод), а также обязанностей и ответственности сотрудников органов государственной охраны, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной охране» и иными нормативными правовыми актами. Ядро правового статуса сотрудников составляют конституционные права, свободы и обязанности гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В то же время понятие конституционно-правового статуса гражданина не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, что приводит к необходимости введения в научный оборот понятия «специальный правовой статус сотрудников органов государственной охраны», содержанием которого являются права и обязанности сотрудников органов государственной охраны, обусловленные спецификой их служебного положения. Военно-служебный статус отражает особенности правового положения сотрудников федеральных органов государственной охраны. Таким образом, содержание конституционно-правового статуса гражданина конкретизируется в военно-служебном статусе сотрудников федеральных органов государственной охраны, объединяемых по признаку исполнения ими в соответствии с законом служебной деятельности. Различия в объеме полномочий в зависимости от занимаемой должности и присвоенных воинских званий, а также необходимость четко установленного порядка в служебных отношениях обусловливают потребность в классификации сотрудников. Такая классификация может быть проведена по следующим основаниям: — виды военной службы — сотрудники делятся по составам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицеров; — служебно-правовое положение сотрудников — сотрудники делятся на начальников и подчиненных; — должностное положение сотрудников — сотрудники делятся на исполняющих военную службу на воинских должностях, на государственных должностях государственной службы и исполняющих военную службу не на воинских или иных должностях; — характер полномочий сотрудников — определяет роль и степень участия в осуществлении государственно-властных функций сотрудников, которые подразделяются соответственно на руководителей, исполнителей и вспомогательный (обеспечивающий) персонал и на сотрудников подразделений охраны; сотрудников, обеспечивающих боевое прикрытие охранных мероприятий; сотрудников оперативных и оперативно-технических подразделений; сотрудников, организующих и обеспечивающих специальную связь и информацию. Как правило, военную службу сотрудники исполняют на воинских должностях, предусмотренных штатами федеральных органов государственной охраны. Однако в ряде случаев сотрудники могут проходить военную службу не на воинской должности. К таким случаям относится прикомандирование сотрудников к органам, организациям и учреждениям, в которых исполнение военной службы не предусмотрено, а также нахождение в распоряжении соответствующего начальника. Прикомандирован может быть только один состав сотрудников — офицеры. Они могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации и Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти. Прикомандирование сотрудников осуществляется для выполнения задач специального характера. К категории руководителей относятся сотрудники, возглавляющие службы, управления в службах, управления, отделы, комендатуры, отделения, подразделения личной охраны, и их заместители, начальники центров специальной связи и информации, начальники подразделений связи специального назначения и т. д. Исполнителями являются сотрудники, которые в рамках занимаемой воинской должности обеспечивают персональную охрану, транспортное обслуживание объектов государственной охраны, защиту охраняемых объектов, боевое прикрытие охранных мероприятий, специальную связь и информацию. К ним относятся начальники оперативных групп и их заместители, офицеры (сотрудники) охраны, офицеры выездной охраны, старшие адъютанты, прикрепленные, сотрудники подразделений охраны, обеспечивающие боевое прикрытие охранных мероприятий, шоферы основной машины, командиры катеров и водители эскортных мотоциклов, дежурные по подразделениям охраны, начальники узлов связи, начальники станций и т. д. К обеспечивающему персоналу могут быть отнесены сотрудники, организующие материально-техническое обеспечение, делопроизводство, бытовое обслуживание объектов государственной охраны, обучение сотрудников органов государственной охраны и т. д. Подразделения охраны входят в состав Службы безопасности Президента Российской Федерации, Службы охранных мероприятий ФСО России, Управления охраны Службы коменданта Московского Кремля ФСО России, транспортного управления Службы хозяйственного обеспечения ФСО России, управления охраны по Северо-Западному федеральному округу, управления охраны на Кавказе, государственных комплексов Завидово и Таруса ФСО России. Сотрудниками подразделений охраны являются начальники подразделений личной охраны (старшие адъютанты, прикрепленные и их заместители), коменданты подразделений личной охраны, начальники отделов, коменданты комендатур, начальники отделений подразделений охраны и их заместители, начальники оперативных групп и их заместители, офицеры (сотрудники) охраны и т. д. Структура оперативных, оперативно-технических подразделений и подразделений, обеспечивающих боевое прикрытие охранных мероприятий, утверждается директором ФСО России. Подразделения, организующие и обеспечивающие специальную связь и информацию, входят в состав Службы специальной связи и информации ФСО России, управлений специальной связи и информации в федеральных округах, центров специальной связи и информации, подразделений связи специального назначения <5>. ——————————— <5> Структура федеральных органов государственной охраны определена в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. N 32. Ст. 3314.
——————————————————————