Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел

(Курочкина В.)

(«Российская юстиция», N 3, 2000)

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. КУРОЧКИНА

В. Курочкина, преподаватель Юридического института МВД России.

Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел России до 21 июля 1999 г. регламентировалась Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденным еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. Оно распространялось не только на военнослужащих Министерства обороны СССР, но и на военнослужащих органов и войск Комитета государственной безопасности СССР, начальствующий и рядовой состав Министерства внутренних дел СССР, курсантов военно — учебных заведений. В соответствии с ним Совет Министров СССР постановлением от 2 марта 1984 г. установил для данной категории лиц в отдельных случаях повышенную материальную ответственность в размере от 2 до 10-кратной стоимости военного имущества по Перечню, утвержденному совместно Министром обороны СССР, Председателем Комитета государственной безопасности СССР и Министром внутренних дел СССР. Данные нормы были объявлены приказом МВД СССР N 70 от 5 апреля 1984 г., которым была утверждена и Инструкция о порядке возмещения военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава материального ущерба, причиненного государству (приложения N 1 и 2 к Приказу).

Положение 1984 года являлось комплексным правовым актом, нормы которого находились на стыке нескольких отраслей права: административного, трудового, гражданского. Оно действовало более 15 лет и, конечно, устарело. В него, к сожалению, не вносились никакие изменения на протяжении этого периода, хотя в юридической литературе неоднократно высказывались предложения о его отмене и дальнейшем совершенствовании законодательства в этой сфере. И это событие произошло 12 июля 1999 г., когда был принят Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. утратил свое действие на территории Российской Федерации. Соответственно, не могут иметь силы и основанные на нем подзаконные акты, в том числе Приказ МВД СССР N 70 от 5 апреля 1984 г. Однако он применяется до сих пор, что, конечно, неправильно.

Названный Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. В п. 2 ст. 1 Закона записано: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба».

На этом законодатель ставит точку. Но для того чтобы окончательно разобраться, на какой круг лиц распространяется Закон, необходимо выяснить, в каких органах законодательством России предусмотрена военная служба. Для этого обратимся к ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»: «Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно — строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях».

Из анализа двух статей указанных Законов напрашивается единственный вывод: законодатель не распространяет действие Федерального закона от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» на рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел Российской Федерации. Это, на мой взгляд, не является недосмотром или ошибкой. Речь идет о пробеле, когда намеренно создано пустующее правовое пространство, не подлежащее заполнению нормами данного Закона в силу специфики самого предмета. Ведь статус сотрудников органов внутренних дел имеет ряд многочисленных и существенных отличий от правового статуса военнослужащих. Нельзя рассматривать в одной плоскости отношения, в которые вступают военнослужащие, и отношения, где субъектами являются сотрудники органов внутренних дел. Отношения, в которые вступают военнослужащие по призыву, возникают на основании административного акта, для издания которого волеизъявление гражданина не имеет юридического значения. Иной характер носит возникновение отношений, в которые вступают сотрудники органов внутренних дел. Они базируются на волеизъявлении самого сотрудника при заключении контракта. Поэтому для каждой из указанных категорий лиц материальная ответственность должна иметь свои особенности.

Сегодня у нас в государстве нет нормативного акта, регулирующего материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел за ущерб, причиненный ими при исполнении служебно — трудовых обязанностей, и необходимым выходом из создавшегося положения было бы ликвидировать данный пробел внесением соответствующих изменений в законодательство, а еще лучше — принятием Федерального закона «О материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел». Но эта процедура длительная, а правоприменителю уже сейчас надо находить решение. Для таких ситуаций закон (ст. 6 ГК РФ, ст. 10 ГПК РСФСР) предусматривает два варианта их разрешения — использовать аналогию закона или аналогию права. В данном случае, как представляется, необходимо применить аналогию закона, представляющую собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Думается, в создавшейся ситуации необходимо использовать нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников. Сегодня она регулируется нормами Кодекса законов о труде РФ (ст. ст. 118 — 126, 255 КЗоТ РФ) и Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный работодателю (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., с последующими изменениями и дополнениями). Материальная ответственность государственных служащих в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливается также законодательством о труде, поскольку пока нет соответствующего специального нормативного акта.

Таким образом, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации за причиненный ими материальный ущерб государству при исполнении служебно — трудовых обязанностей должны нести ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством, поскольку в создавшейся ситуации (пробел в позитивном праве) приходится применять аналогию такого закона, который регулирует наиболее близкие, родственные отношения. В данном случае наиболее близкие к ним — трудовые.

——————————————————————