Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственной охраны

(Блатин С. В.) («Военно-юридический журнал», 2014, N 2)

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

С. В. БЛАТИН

Блатин Сергей Васильевич, начальник кафедры Академии Федеральной службы охраны России (г. Орел), кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследуются правовая природа и порядок реализации полномочий Президента Российской Федерации в области государственной охраны.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная охрана, полномочия.

Powers of the President of the Russian Federation in the sphere of state guard S. V. Blatin

The article studies legal nature and procedure of realization of power of President of the Russian Federation in the sphere of national protection.

Key words: national security, national protection, power.

Важнейшим направлением деятельности любого государства является обеспечение собственной безопасности и безопасности своих граждан. Так, еще в XVII в. известный философ-рационалист Б. Спиноза указывал, что «безопасность — главная добродетель государства» <1>, а один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., Ж.-Ж. Руссо, полагал «заботу о самосохранении самой важной заботой государства» <2>. В самой крупной дореволюционной русской универсальной энциклопедии Российской империи, выпущенной в 1890 — 1907 гг. акционерным издательским обществом И. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, пояснялось, что «необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству его цель и назначение» <3>. ——————————— <1> Спиноза Б. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 290. <2> Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969. С. 171. <3> Энциклопедический словарь И. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1889. Т. 5. С. 304.

Система обеспечения безопасности каждого государства уникальна и зависит от множества субъективных и объективных факторов, а одна из ключевых задач юридической науки в области обеспечения безопасности заключается в разработке терминологического аппарата, с помощью которого можно решать проблемы, возникающие в практической деятельности человека. В современной отечественной юридической литературе и государственной политике Российской Федерации утвердилось такое понимание национальной безопасности, при котором она является исходной категорией для решения практических проблем обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства <4>, а приоритетами ее обеспечения признаны национальная оборона, общественная и государственная безопасность. Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что государственная безопасность обеспечивается по таким направлениям, как разведывательная и контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом и преступностью, посягающей на основы государственной безопасности, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности и мобилизационной готовности органов государственной власти, осуществление государственной охраны <5>. ——————————— <4> Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 15. <5> В настоящей статье под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации, и исполнению ею своих международных обязательств.

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции в Российской Федерации установилась новая система органов государственной власти и впервые были учреждены институты президентства и парламентаризма, что свидетельствует о новом этапе развития системы обеспечения национальной безопасности. Государственная охрана, являясь составной частью обеспечения национальной безопасности, в полной мере восприняла происшедшие в обществе и государстве изменения. В настоящее время правовую основу реализации властных полномочий государственных органов в области государственной охраны помимо Конституции Российской Федерации составляют международные договоры Российской Федерации <6>, федеральные конституционные законы <7>, Федеральный закон «О безопасности» <8>, Федеральный закон «О государственной охране» <9>, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. ——————————— <6> См., напр.: Соглашение о взаимодействии государств — участников СНГ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране // Бюллетень международных договоров. 2009. N 10. <7> См., напр.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375. <8> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2. <9> Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

В соответствии с Конституцией России Президент Российской Федерации принимает «меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80), а при принесении присяги клянется «охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ч. 1 ст. 82). Президент Российской Федерации «руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия, как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации» <10>. ——————————— <10> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Конституционно-правовое положение Президента Российской Федерации обусловливает его ключевую роль в сфере обеспечения национальной безопасности, а властные полномочия Президента Российской Федерации в области государственной охраны могут быть разделены на меры политического, организационно-правового и военного характера. К мерам политического характера, осуществляемым Президентом Российской Федерации, следует относить: — определение основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности; — утверждение Стратегии национальной безопасности, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности; — ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области национальной безопасности, излагаются в посланиях Президента Российской Федерации, с которыми он согласно п. «е» ст. 84 Конституции Российской Федерации обязан ежегодно обращаться к Федеральному Собранию. Для заслушивания послания Президента Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума ежегодно собираются на совместное заседание. Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <11> имеет юридическую силу Указа Президента Российской Федерации, а по содержанию представляет собой официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. ——————————— <11> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. К иным концептуальным и доктринальным документам в области обеспечения безопасности следует отнести Военную доктрину Российской Федерации и Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. Военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации <12>. ——————————— <12> Ныне действующая Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 // СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 724.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N ПР-1895) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации <13>. ——————————— <13> Российская газета. 29.09.2000.

Доктрина информационной безопасности служит основой: — для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Среди властных полномочий Президента Российской Федерации организационно-правового характера следует выделять: — принятие решения о предоставлении охраны лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации (помимо лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона «О государственной охране»), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральным государственным служащим и иным лицам; — определение объема мер государственной охраны, предоставляемой объектам государственной охраны; — принятие в соответствии с Федеральными законами решения о привлечении органов охраны к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; — утверждение положения о федеральном органе исполнительной власти в области государственной охраны; — установление общей численности военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны; — утверждение единого перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах государственной охраны, и общего количества воинских должностей, замещаемых полковниками; — присвоение высших воинских званий, назначение военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождение их от воинских должностей и увольнение с военной службы; — издание указов о призыве на военную службу, на военные сборы (с указанием численности граждан, призываемых в органы государственной охраны), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом. Кроме того, реализуя меры организационно-правового характера, Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы, флаг и эмблему ФСО России, порядок прохождения военной службы, положение о Боевом знамени Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля. В военной сфере Президент Российской Федерации: — вводит в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; — объявляет общую или частичную мобилизацию в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации; — вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени. Сложившаяся к настоящему времени в Российской Федерации правовая основа обеспечивает выполнение задач, возложенных на органы государственной охраны. Вместе с тем изменения, внесенные в Федеральный закон «О государственной охране» <14>, обуславливают необходимость принятия в ближайшее время указов Президента Российской Федерации, закрепляющих: ——————————— <14> Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov. ru.

— порядок принятия мер по обеспечению государственной охраны объектов государственной охраны; — новую редакцию Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации; — порядок обеспечения связью для нужд органов государственной власти; — порядок разработки, создания, эксплуатации и развития федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти. Таким образом, соотношение полномочий органов государственной власти в области государственной охраны определяется принятой в Российской Федерации формой правления. Несмотря на то что Президент Российской Федерации не возглавляет систему органов исполнительной власти, органы обеспечения государственной безопасности находятся в прямом подчинении Президента Российской Федерации. Это определяет ключевую роль Президента Российской Федерации по руководству органами государственной охраны.

Литература

1. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006. 2. Спиноза Б. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1965. 3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969. 4. Энциклопедический словарь И. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1889. Т. 5.

——————————————————————