Социальный контроль за деятельностью религиозных объединений
(Надараиа З. Г.) («Российский следователь», 2008, N 12)
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
З. Г. НАДАРАИА
Надараиа З. Г., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса юридического факультета КрасГАУ.
В настоящее время в мире действуют около 110 международно-правовых актов, принятых против терроризма, в том числе: 21 универсальная конвенция по борьбе с терроризмом, 14 региональных конвенций, 57 документов, принятых ООН (из них 22 СБ ООН); 18 документов, принятых другими международными организациями. А также 22 договора РФ с другими государствами о сотрудничестве по борьбе с терроризмом <1>. ——————————— <1> См.: Борьба с международным терроризмом, сборник документов / Науч. ред. д. ю.н., проф. В. В. Устинова. М.: Проспект, 2005.
Все вышеупомянутые документы осуждают терроризм, призывают к борьбе с ним, предлагают конкретные мероприятия по ликвидации этого явления. Многие считают терроризм продуктом исламского мира или некоторых псевдорелигиозных (так называемых религиозных) сект. К сожалению, подтверждение этого встречается в документах, принятых на уровне субъектов Федерации и даже на федеральном уровне, например Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории Республики Дагестан», утвержденный Президентом РФ «Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму» и т. д. <2>. Но, проанализировав следующие документы: Арабскую конвенцию о борьбе с терроризмом от 22 апреля 1998 г., в которой сказано, что «терроризм — любой акт или угроза насилия, невзирая на мотивы или цели, которые совершаются в угоду одного лица или преступной группы, наводят ужас среди населения, наносят вред этому населению, подвергают опасности жизнь, свободу и безопасность людей, направлены на нанесение вреда окружающей среде, общественным и частным зданиям или имуществу, а также захват этих зданий или нанесение вреда всей нации» <3>; Конвенцию Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом от 1 июля 1999 г., в которой сказано: «…в соответствии с догматами терпимости исламского шариата, который отрицает все формы насилия и терроризма, особенно те, которые основываются на экстремизме…»; Конвенцию Организации африканского единства по предотвращению и борьбе с терроризмом от 14 июля 1999 г. и другие документы, в которых также выражается приверженность к Уставу ООН и другим международно-правовым актам <4>, — мы пришли к следующим выводам: ——————————— <2> См.: Устинов В. В. Россия и международные стандарты. М.: Юрлитинформ, 2002. С. 400 — 403. <3> Борьба с международным терроризмом, сборник документов / Науч. ред. д. ю.н., проф. В. В. Устинова. М.: Проспект, 2005. С. 266 — 274. <4> См.: Там же.
— во-первых, государство и религия должны быть разделены; — во-вторых, терроризм не может быть исламским, точно так же, как христианским, буддистским и т. д.; — в-третьих, так называемый религиозный терроризм является частью международного терроризма; — в-четвертых, терроризм по религиозным мотивам — наиболее крайняя форма экстремизма; — в-пятых, несмотря на все вышеупомянутые международно-правовые акты, число терактов только возрастает, так, например, с 1991 по 2000 г. мир был свидетелем более 3810 террористических взрывов. Число убитых и раненых вследствие террористических актов в различных странах возросло с 317 человек в 1991 г. до 4655 человек в 2001 г. Лишь за февраль-март 2004 г. произошло 3 акта терроризма, каждый из которых унес жизни около 200 людей <5>; ——————————— <5> См.: Кочои С. М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М.: Проспект, 2005. С. 4.
— в-шестых, ни одно государство самостоятельно не способно ликвидировать данное явление, а терроризм угрожает не только отдельным государствам, но и всей современной цивилизации; — в-седьмых, так называемый религиозный терроризм не является проблемой отдельных религий; — в-восьмых, терроризм является извращенным для всех религий чувством справедливости; — в-девятых, терроризм — отрицательный продукт человеческой цивилизации, точно так же, как каннибализм, геноцид и нацизм; — в-десятых, необходима ликвидация этого явления; — в-одиннадцатых, ликвидация терроризма не должна оскорблять и задевать чувства верующих людей, международных организаций и отдельных государств. Действующий в настоящее время в Российской Федерации Закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из приоритетных направлений по борьбе с этим явлением называет международное сотрудничество (ст. 4 Закона «О противодействии терроризму»). При этом данный Закон четко формулирует основные принципы противодействия терроризму. Исходя из духа Всеобщей декларации прав человека (ООН, от 10 декабря 1948 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 4 ноября 1950 г.) и Конституции РФ (ст. ст. 2, 13, 19 и 28), а также Закона РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести в религиозных объединениях», «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Исходя из всего вышесказанного, если религиозная организация использует в своей деятельности террористическое принуждение, то она одновременно может быть и религиозной, и террористической. Аналогичные нормы содержатся и в законодательных актах государств — членов Совета Европы, что, на наш взгляд, недопустимо, так как ни одна организация, признающая себя подлинно религиозной, не должна покушаться на самое святое — жизнь и здоровье человека. При этом не секрет, что многие религиозные организации прибегают к террористическим воздействиям против своих идеологических противников. У нас два пути выхода из данной ситуации: 1) или мы открыто признаем это проблемой отдельных религий и начинаем борьбу с этими религиями до их ликвидации, что, несомненно, недопустимо, 2) или все организации, прибегающие к террору, не признавать религиозными, хотя они действуют в основном по религиозным мотивам. По нашему мнению, необходимо четко разделить понятия «традиционная религия» и «атипическая религиозная организация», т. е. организация антисоциальной направленности, использующая учения традиционных религий, что нами уже сделано <6>. ——————————— <6> См.: Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Защита прав человека в формирующемся гражданском обществе: выполнение Россией обязательств по обеспечению прав человека, принятых в связи с ее вступлением в Совет Европы». Красноярск, 2004. С. 229 — 231.
Как показывает время, цивилизация отбрасывает то, что является лишним для нее, пришло, вернее, уходит время и терроризма. Мы должны навсегда похоронить это явление без шанса на возрождение, точно так же, как каннибализм, геноцид и нацизм.
——————————————————————