Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом в Российской Федерации
(Москалькова Т. Н.)
(«Юридический мир», 2007, N 5)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т. Н. МОСКАЛЬКОВА
Москалькова Т. Н., первый заместитель начальника Правового департамента МВД России, генерал-майор милиции, доктор юридических наук, профессор.
Для современной мировой цивилизации терроризм по-прежнему остается одной из главных угроз. Однако в отличие от прежних периодов он имеет ряд особенностей, обусловленных в первую очередь процессом глобализации: создание специальных криминальных структур, разработка системы ее финансового, кадрового и иного ресурсного обеспечения. Террористическая акция приобретает форму сложной многоходовой криминальной деятельности, тесно связанной с другими видами преступлений: экономическими, общеуголовными, должностными и другими. Она имеет ярко выраженный международный характер и поэтому требует совершенствования правовой базы в первую очередь именно на международном уровне.
Российская Федерация, являясь постоянным членом Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Международной уголовной полиции — Интерпол, других международных организаций, активно участвует в формировании единого антитеррористического правового пространства.
В настоящее время Россия является участницей 21 международного многостороннего правового акта в сфере борьбы с терроризмом: 13 — по линии ООН, 3 — по линии Совета Европы, 2 — по линии ШОС. Большинство из них ратифицированы.
В частности, в 2001 г. Россией ратифицированы Конвенции ООН о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г., в 2002 г. — Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., в 2004 г. — Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.
В рамках Совета Европы Россия ратифицировала в 1999 — 2006 гг. Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. с Дополнительным протоколом к ней от 17 марта 1978 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. и Протокол о внесении изменений в нее от 15 мая 2003 г., Конвенцию о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г., Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.
В рамках ШОС Россия участвует в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и в Соглашении между государствами — членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г.
Активно развивалось антитеррористическое правовое пространство и на постсоветском пространстве в рамках СНГ (Содружество Независимых Государств) и ОДКБ (Организация Договора коллективной безопасности). Одной из эффективных форм совместной правовой работы государств — участников СНГ стало принятие модельных законов, которые являются основой работы по гармонизации и унификации их законодательства.
В рассматриваемой области было принято два таких Закона: Модельный закон «О борьбе с терроризмом» от 8 декабря 1998 г. и Модельный закон «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств» от 4 декабря 2004 г.
Важно также отметить, что в целях укрепления договорно-правовых основ антикриминального взаимодействия 6 ноября 2003 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, с подавляющим большинством европейских государств на двусторонней основе подписан целый ряд соответствующих договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера.
Российская Федерация уделяет большое внимание этому направлению деятельности и постоянно совершенствует формы участия в международно-правовом сотрудничестве.
На данном этапе Россия обеспечивает выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу двух европейских Конвенций:
— о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.
— и о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 г.
Вместе с тем мы продолжаем интенсивную работу по присоединению России к другим международным правовым актам в правоохранительной области, в том числе к Международной конвенции ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. и Протоколу о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., а также к европейским Конвенциям о компьютерных преступлениях 2001 г., о противодействии торговле людьми 2005 г., об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г.
Так, по нашему мнению, требуется скорейшая разработка и подписание всеобъемлющей Конвенции ООН о международном терроризме, в которой будет дано универсальное понятие терроризма.
С учетом сложившейся международной практики сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи нуждаются в соответствующей модернизации положения Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Необходимо, в частности, упростить процедуру выдачи в случае согласия выдаваемого лица и сократить экстрадиционные процедуры по времени, а также установить сроки исполнения международных поручений, так как зачастую на получение ответа от запрашиваемой стороны уходят многие месяцы, что не позволяет достичь качественных и своевременных результатов в расследовании преступлений.
Назрела также объективная потребность в выработке самостоятельного международно-правового документа о борьбе с кибертерроризмом, призванного закрыть имеющиеся бреши в международном контртеррористическом праве и антитеррористическом сотрудничестве европейских государств. Как известно, сегодняшнее киберпространство самым активным образом используется террористами для организации терактов и пропаганды террора.
Актуальным также представляется рассмотрение вопроса относительно разработки отдельной Конвенции о защите участников уголовного судопроизводства, в которой будет детально регламентирован механизм взаимодействия европейских государств в данной сфере.
В целях приведения российского законодательства в соответствие с положениями международных актов о предупреждении и пресечении терроризма в России приняты Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ, предусматривающий внесение в ряд законодательных актов изменений, направленных, в частности, на регламентацию деятельности средств массовой информации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов федеральной службы безопасности в вопросах борьбы с терроризмом, а также введение конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений либо предназначенных для финансирования терроризма.
В связи с требованиями Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регламентирующий осуществление контроля на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с подготовкой и совершением указанных преступлений.
Предпринятые Россией на международном и национальном уровне шаги по укреплению правовых основ противодействия транснациональной, в первую очередь антитеррористической, преступности позволили реализовать широкий комплекс совместных мер противодействия транснациональной преступности.
Так, сотрудниками МВД России совместно с сотрудниками Федерального ведомства криминальной полиции (БКА) Германии проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий по установлению российских граждан, причастных к отмыванию денежных средств, полученных преступным путем на территории Германии, а также по изобличению и последующему задержанию участников международной преступной группы, специализирующейся на подделке денежных знаков евро.
Успешным примером взаимодействия являются, в частности, результаты скоординированных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в рамках проведения испанскими коллегами спецоперации «Белый Кит» в отношении лиц, подозреваемых в отмывании денежных средств путем инвестирования деятельности ряда предприятий в различных секторах экономики Испании.
В рамках реализации заключенного с Европолом Соглашения только в текущем году во взаимодействии со штаб-квартирой этой Организации в отношении лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, по каналам НЦБ Интерпола отработано 13 информационных сообщений, а по каналам МИД России — 131.
Осуществлялся также обмен сведениями о лицах, причастных к движениям «Аль-Каида» и «Талибан». За истекший с января по август 2006 г. период на основании поступившей информации проверено 34 лица, в отношении которых имеются подозрения о причастности к данным террористическим организациям.
Среди конкретных мер по координации контртеррористических усилий представляет интерес опыт работы Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом, созданного в прошлом году в рамках ОДКБ на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России. В 2007 г. Центр при содействии УНП ООН готовится провести семинар-тренинг для участников законодательного процесса государств — членов ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом.
——————————————————————