Социально-экономическая составляющая механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел

(Макаров А. А.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 9)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А. А. МАКАРОВ

Макаров Алексей Анатольевич, адъюнкт кафедры экономической теории Московского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

Нехватка адекватной правовой и экономической базы стала современным условием количественного и качественного распространения коррупции в российском обществе, в органах внутренних дел в частности, что говорит о слабости противодействия государственного управления данному явлению. Имеющие место случаи противоправной деятельности сотрудников, зарабатывающих на населении, все больше обостряют конфликт, сформировавшийся за годы реформ, между сотрудниками ОВД и населением. Население страны не только не хочет помогать в поимке преступников, но и боится идти на контакт с ОВД. Мы разделяем позицию зависимости состояния коррупции от уровня социально-экономического обеспечения, будучи уверенными, что низкий уровень оплаты труда, отсутствие реальной возможности у нуждающихся сотрудников органов внутренних дел удовлетворить свои потребности в улучшении материального, жилищного и др. положения способствуют экономизации коррупции в органах внутренних дел. Бюджет МВД России на 2007 г. по органам внутренних дел был утвержден в объеме 203,3 млрд. руб. Это на 16% больше плана прошлого года. Кроме того, на выплату пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам МВД России бюджетом предусматривалось 44,3 млрд. руб. <1>. И хотя финансирование подразделений ОВД за 3 года увеличено на 50% и долги только по зарплате сократились на 200,0 млн. руб., осталась масса нерешенных проблем недофинансирования. Мы считаем, что необходимо дальнейшее увеличение объемов бюджетного финансирования, чтобы полностью обеспечить расчеты с личным составом по текущему денежному довольствию и обеспечить проведение намеченных министерством перспективных оперативно-служебных и организационных мероприятий. ——————————— <1> См.: Чуракова Е. Д. Денежное довольствие в МВД России: современные подходы // Экономический вестник МВД России. 2007. N 1. С. 6.

Касаясь истории вопроса оплаты труда сотрудников, необходимо заметить, что с 1995 г. по 2001 г. произошло двукратное отставание роста денежного довольствия от роста потребительских цен и проблема реформирования денежного довольствия приобрела особую актуальность в рамках общего реформирования федеральных органов исполнительной власти. Принятые в соответствии с Федеральным законом от 30.06.02 N 78-ФЗ <2> меры установили взаимосвязанную систему должностных окладов государственных служащих и соответствие окладов по специальным званиям надбавкам за квалификационный разряд (классный чин) служащих. При этом денежное довольствие сотрудников в среднем на 20% превышает денежное содержание служащих, что также незначительно изменило материальное положение сотрудников. ——————————— <2> В соответствии с данным Законом в отношении денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел должны применяться нормы денежного довольствия, предусмотренные для военнослужащих.

Федеральным законом от 30.06.02 N 78-ФЗ закреплен единый для правоохранительных органов подход, регулирующий вопросы денежного довольствия. В системе МВД России имеются две категории работников бюджетной сферы и соответственно действуют две системы оплаты труда этих работников. К первой относятся работники, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки, ко второй — работники аппаратов органов внутренних дел, следственных подразделений и централизованных бухгалтерий, оплата труда которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.00 N 1027 <3>. ——————————— <3> См.: Приказ МВД России от 2 марта 2001 г. N 245 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027»; Приказ МВД России от 22 января 1993 г. N 25 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2; Приказ МВД России от 22 марта 2003 г. N 185 (в ред. от 21.11.2007) «Об утверждении Инструкции о выплате отдельным категориям работников органов внутренних дел и гражданского персонала внутренних войск МВД России единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года».

Денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по штатной должности (должностного оклада) и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания или денежное содержание; процентной надбавки за выслугу лет; процентной надбавки за ученую степень и ученое звание; иных дополнительных выплат, устанавливаемых законодательством РФ, Президентом РФ <4>, Правительством РФ, а в пределах выделенных средств — министром внутренних дел РФ. Размер ежемесячной денежной продовольственной компенсации, который не пересматривался с 2001 года, перешел в состав регулярно индексируемого денежного содержания <5>, учитываемого при расчете отдельных дополнительных выплат сотруднику (премий, материальной помощи, единовременного вознаграждения по итогам года), а также выходных пособий и пенсий. ——————————— <4> См.: Указ Президента РФ от 30 июня 2002 г. N 672 «О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 04.07.02 N 487 «Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»; Приказ МВД России от 21.06.03 N 435 «О размерах окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел». <5> См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти». Одновременно Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 837 с 1 декабря 2007 года повышаются должностные оклады в 1,15 раза и устанавливаются новые оклады по званиям.

В соответствии с Приказом МВД России от 02.12.04 N 795 надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы устанавливается сотрудникам, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом несения службы <6>. ——————————— <6> С 1 января 2005 г. надбавка установлена в размере до 120% должностного оклада.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.05 N 47 и Приказом МВД России от 09.02.05 N 80 в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму начальникам подразделений, дислоцированных в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, разрешено в пределах ассигнований на денежное довольствие устанавливать с 1 января 2005 г. отдельным сотрудникам надбавку в увеличенных размерах: до 200% — рядовому и младшему начальствующему составу, до 160% — среднему и старшему начальствующему составу, до 130% — высшему начальствующему составу. Сотрудникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлена надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ <7>. ——————————— <7> См.: Постановление Правительства РФ от 18.09.06 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Соответствующий Приказ МВД России от 13.06.07 N 519 вступил в действие с 1 января 2007 г.

Установлена надбавка за ученую степень кандидата и доктора наук соответственно 10 и 25%, за ученое звание доцента и профессора — 10 и 25% соответственно <8>. ——————————— <8> См.: Постановление Правительства РФ от 02.06.06 N 343.

Сотрудникам органов предварительного следствия за службу в указанных органах установлена надбавка от 30 до 50% в зависимости от занимаемой должности (Приказ МВД России от 14.02.06 N 79). В соответствии с п. 94 Приказа МВД России от 30.09.99 N 750 сотрудникам, кроме руководителей и их заместителей, производятся доплаты за выполнение дополнительных обязанностей временно отсутствующего (в связи с отпуском, болезнью, командировкой, обучением) сотрудника до 50%, но не выше должностного оклада временно отсутствующего сотрудника. При этом сотрудник продолжает выполнять обязанности по прежней должности. Надбавка за особые условия службы в размере 10% установлена в центрах для содержания иностранных граждан, медицинских вытрезвителях, изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, приемниках-распределителях для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, строевых подразделениях конвойной службы милиции, приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке, а также сотрудникам, занятым охраной отделений судебно-психиатрической экспертизы при психиатрических больницах для лиц, содержащихся под стражей, кожно-венерологических диспансеров закрытого типа, специальных наркологических отделений для принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, оперативным дежурным горрайорганов внутренних дел при выполнении ими обязанностей дежурного по ИВС (при отсутствии в ИВС штатных должностей дежурных). Сотрудникам устанавливаются ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу. Надбавки, доплаты, компенсационные выплаты устанавливаются и изменяются каждому конкретному сотруднику приказом руководителя органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность. Надбавки руководителям устанавливаются вышестоящим руководителем <9>. Сотрудникам выплачиваются премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и разовые премии за выполнение особо сложных и важных заданий, а также единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года в размере не менее 3 окладов денежного содержания в год. Начальники в пределах средств на денежное довольствие имеют право выплачивать повышенное вознаграждение до 1,5 оклада сверх 3 окладов денежного содержания в год сотрудникам, добившимся наиболее высоких показателей по службе, а также лишать вознаграждения сотрудников за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины. ——————————— <9> Порядок выплаты дополнительных видов денежного довольствия определен Постановлением Правительства РФ от 21.01.03 N 33 и Приказом МВД России от 13.03.03 N 155.

Материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания ежегодно оказывается, как правило, при уходе в очередной ежегодный отпуск на основании письменного распоряжения начальника либо в иные сроки — на основании рапорта сотрудника. В исключительных случаях в пределах средств на денежное довольствие на основании мотивированного рапорта сотрудника решением начальника ему может быть оказана дополнительная материальная помощь. Приказом МВД России от 03.09.03 N 701 участковым (старшим участковым) уполномоченным, помощникам участковых уполномоченных установлена ежемесячная дополнительная выплата за непрерывную службу в указанных должностях в размере от 20 до 100%. Приказом МВД России от 02.04.05 N 233 сотрудникам отрядов милиции особого назначения в пределах средств на денежное довольствие установлена надбавка за стаж службы: от 5 до 7 лет — 50%; от 7 до 10 лет — 70%; от 10 и более — 100%. Приказом МВД России от 30.04.05 N 337 в пределах средств на денежное довольствие установлена такая же надбавка за стаж службы в отрядах милиции специального назначения. С 1 января 2007 г. введена ежемесячная процентная надбавка сотрудникам отрядов милиции особого и специального назначения в размере 50 — 100% должностного оклада (Приказ МВД России от 26.12.06 N 1087). Для командиров ОМОН, ОМСН и их заместителей надбавка установлена в размере 100% должностного оклада; для командиров и заместителей командиров батальонов, отдельных рот, начальников и заместителей начальников отделов, начальников самостоятельных отделений — 75% должностного оклада; по остальным должностям — 50% должностного оклада <10>. ——————————— <10> См.: Чуракова Е. Д. Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2007. N 12.

Компенсационные выплаты за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, в ночное время производятся только в пределах средств на денежное довольствие в соответствии с п. 13 Приказа МВД России от 30.09.99 N 750. Данный пункт фактически не работает, компенсационные выплаты практически не выплачиваются. Законодательством не предусмотрена компенсация затрат на добровольное медицинское страхование. При отсутствии по месту службы или проживания сотрудника медицинских учреждений системы МВД России медицинская помощь ему оказывается беспрепятственно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а расходы по оказанию помощи возмещаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 31.12.04 N 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей». При реализации данного права возникают различные сложности. Медицинские учреждения отказывают в обслуживании из-за отсутствия страхового полиса (на руках) или из-за сложности получения денежных средств от МВД, а при закрытии больничного листа, открытого не в медицинском учреждении МВД, возникают проблемы иного характера. После индексации денежного довольствия с 1 января 2006 г. в 1,15 раза и с 1 января 2007 г. в 1,1 раза среднестатистический сотрудник милиции (старший оперуполномоченный РОВД, капитан милиции с выслугой 10 лет) стал получать на руки (также с учетом дополнительных выплат) в среднем порядка 12,0 тыс. руб. в месяц, а милиционер ППС (сержант милиции с 5-летней выслугой) — 7,9 тыс. руб. в месяц. С учетом повышений, предусмотренных федеральным бюджетом на 2008 — 2010 гг., денежное довольствие офицерского состава органов внутренних дел районного звена к 2010 г. увеличится до 18,6 тыс. руб., а для рядового состава — до 12,4 тыс. руб. Следует отметить, что меры, принимаемые в части увеличения денежного довольствия с помощью различного рода надбавок к окладу, в настоящее время еще недостаточны, не всегда эффективны. Как показывают расчеты, не в полной мере выполняется решение Президента РФ о реальном росте доходов сотрудников в период 2006 — 2008 гг. не менее чем в 1,5 раза. Прогнозируемый реальный прирост даже с учетом законодательно определенных уровней инфляции за этот период составит увеличение не более чем в 1,4 раза. Анализ темпов роста денежного довольствия сотрудников в период 2005 — 2010 гг. показывает, что к 2010 г. его средний уровень достигнет 21,0 тыс. руб., т. е. выйдет на уровень прогнозируемой среднемесячной заработной платы по стране (20,8 тыс. руб.). Заметим, что уже на сегодняшний день в г. Москве средний уровень зарплаты составляет около 21,0 тыс. руб. Из чего следует заключить, что зарплата сотрудника до 2010 г. будет неудовлетворительной, а к 2010 г. увеличится лишь номинально, без увеличения покупательской способности. Действующая система процентных надбавок не улучшает материального положения сотрудников. В настоящее время в денежном довольствии сотрудников учитываются и «монетизированные» льготы, и гарантии (в среднем порядка 30% денежного довольствия среднестатистического сотрудника), соответственно, уровень должен составлять, по нашему мнению, уже сегодня как минимум 22,0 тыс. руб. При этом данный уровень зарплаты не привлечет дополнительные квалифицированные кадры, а лишь на какое-то время удержит работающих сотрудников на рабочем месте, удержит от нарушений трудовой дисциплины и законности. Дополнительным источником повышения благосостояния сотрудников ОВД может стать система специального премирования, которая будет основана на выплате им премий за счет административных штрафов, а также иного возмещенного государству ущерба. Единая тарифная сетка, по которой начисляли зарплату бюджетникам более 15 последних лет, уходит в историю, и с 1 декабря 2008 г. почти для трех миллионов федеральных бюджетников вводится новая система оплаты труда <11>. Зарплата лучших работников может быть увеличена в разы. Особая система оплаты труда будет введена в силовых структурах, руководители силовых ведомств будут самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда при возможности сохранения Единой тарифной сетки <12>. ——————————— <11> См.: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». <12> См.: Смольякова Т. Зарплата без потолка // Российская газета. 8 июля 2008 г. Выпуск N 4701.

Рассматривая заработную плату, нельзя не затронуть пенсионное обеспечение, рассчитываемое от окладов, которые редко индексируются, т. к. зарплату увеличивают в основном с помощью различных надбавок. В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы предусматривал порядок планирования, распределения, выделения и движения денежных средств на пенсионное обеспечение. Правовые основы осуществления данного направления финансовой деятельности МВД России закреплены различными нормативными правовыми актами. Условия и порядок финансирования расходов на пенсионное обеспечение сотрудников и военнослужащих регулируются Законом РФ от 12.02.93 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Бюджетным кодексом РФ, законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, Приказом МВД России от 27.05.05 N 418, Соглашением МВД России со Сбербанком России о порядке выплаты пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам Министерства внутренних дел РФ и членам их семей и другими нормативными правовыми актами. Центры пенсионного обслуживания МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ должны вести учет начисленных для выплаты пенсий, пособий и компенсаций денежных средств, владеть информацией о ежемесячной потребности денежных средств на эти цели <13>. Для эффективного контроля за расходованием денежных средств, предусмотренных на пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России, финансовым и пенсионным подразделениям МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ необходимо более тесно взаимодействовать с учреждениями Сбербанка России и строго вести учет начисленных выплат пенсионерам МВД России. ——————————— <13> См.: Алешина С. А. Функционирование системы ведомственного пенсионного обеспечения // Экономический вестник МВД России. 2007 г. N 12.

Мы считаем недостаточным пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и рекомендуем их увеличение. Необходимо помнить о том, что расходы на пенсионное обеспечение, как и другие виды расходов МВД России, обязаны носить строго целевой характер и не должны быть использованы на другие цели. Еще одной из социально-экономических гарантий является возможность удовлетворения потребности в жилище в особенном порядке (не на общих основаниях). По нашему мнению, обеспечение доступным и комфортным жильем нуждающихся сотрудников органов внутренних дел — необходимое условие привлечения молодых специалистов, а также сохранения на службе опытных сотрудников. Необходимость комплексного решения указанной проблемы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий сотрудникам органов внутренних дел для выполнения ими своих основных функций, таких как защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Целесообразно разработать эффективную систему обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел. При Министерстве внутренних дел следовало бы создать специальный жилищный фонд, который бы занимался вопросами строительства и выделения служебного жилья для сотрудников ОВД. В целях законодательного урегулирования проблемы обеспечения сотрудников милиции жильем должны быть реализованы законопроекты поправок в Закон РФ «О милиции», Жилищный кодекс РФ, а также иные нормативные правовые акты <14>. Необходимость указанных законопроектов обусловлена тем, что после вступления в силу с 1 марта 2005 г. ЖК РФ ряд положений Закона «О милиции» в части обеспечения жильем сотрудников милиции пришли в противоречие с Жилищным кодексом РФ. Сотрудники милиции также не отнесены ЖК РФ к категории граждан, которым жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. Должны быть сформулированы основания признания сотрудников милиции нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также нормы и порядок предоставления указанных жилых помещений. Кроме того, ст. 30 Закона «О милиции» установлено, что участковым уполномоченным милиции, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилье должно предоставляться в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Отметим, что данная норма вступает в противоречие с ЖК РФ. В связи с этим данная норма представляется труднореализуемой. ——————————— <14> См.: Титов А. С. Правовые проблемы жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2007 г. N 1.

Проектом федерального закона должны быть предусмотрены положения, которые позволят осуществлять принятие на учет сотрудников милиции в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту прохождения службы в соответствующем органе внутренних дел РФ. Необходимо законодательно урегулировать перечень возможного получения сотрудниками жилых помещений в жилищном фонде РФ или жилищном фонде субъекта РФ на основании договора социального найма жилого помещения, возможность получения жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на основании договора социального найма жилого помещения, возможность реализовать свое право на жилище с помощью системы ипотечного кредитования при поддержке государства, возможность приобретения жилого помещения с помощью государственных жилищных сертификатов <15>, получение которых ныне для сотрудников является чрезвычайно усложненным (сами же сертификаты сложно обменять на удовлетворяющее потребности жилье). Необходимо сделать общедоступной для нуждающихся в улучшении жилищных условий возможность реализации права получения беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, право на получение безвозмездной финансовой помощи в соответствии с Инструкцией о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной Приказом МВД России от 02.07.02 N 631. ——————————— <15> См.: Указ Президента РФ от 28.06.99 N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений». Порядок выпуска государственных жилищных сертификатов и предоставления субсидий сотрудникам милиции осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.10.04 N 522.

Возможными формами государственной поддержки могут быть: — компенсация кредитным организациям снижения процентной ставки по долгосрочному жилищному кредиту за счет бюджетных средств; — предоставление банкам, осуществляющим жилищное кредитование сотрудников органов внутренних дел РФ, государственных гарантий на погашение получаемых кредитов либо частичное или полное погашение их за счет бюджетных средств. Необходимо осуществлять дополнительное строительство служебного жилищного фонда. Предоставление жилых помещений из служебного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.02 N 897. Для использования социального найма как способа решения жилищной проблемы сотрудников органов внутренних дел РФ необходимо принять федеральный закон, которым в число лиц, имеющих право на получение бесплатного жилого помещения в жилищном фонде РФ или жилищном фонде субъекта РФ, должны быть включены сотрудники органов внутренних дел РФ. Данным законом должны быть предусмотрены основания и порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ жилого помещения на основе договора социального найма. Для реализации права семей погибших (умерших) при осуществлении служебной деятельности сотрудников милиции на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке в законопроекте должны предусматриваться соответствующие положения, вносящие изменения в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Учитывая изложенное, при условии успешного прохождения всех стадий согласования законопроектов по предложенным поправкам, дальнейшего финансирования, можно будет говорить о позитивном законодательном и практическом опыте разрешения жилищной проблемы сотрудников милиции. Другим направлением общесоциального воздействия на коррупционные процессы в органах внутренних дел является разработка нового механизма подбора кадров для службы в органах внутренних дел. Следует сформировать такую систему кадрового отбора, при которой в органы внутренних дел должны приниматься лица не моложе 20 лет (кроме учебных заведений системы МВД), с обязательным средним либо высшим юридическим образованием. В целях повышения правовой информированности целесообразно включить в программу обучения специальный антикоррупционный курс, в котором бы разъяснялась ответственность за преступления коррупционного характера, пропагандировалось правомерное поведение, уважение прав и свобод граждан. Представляется, что в учебный процесс высших образовательных учреждений МВД России следует включить рассмотрение вопросов борьбы с коррупцией, действий сотрудников при попытках отдельных граждан, а также представителей криминальных структур предложить взятку, изучение мер ответственности за коррупционные деяния. В вузах системы МВД возможна подготовка кадров для подразделений собственной безопасности органов внутренних дел, изучение и анализ накопленного опыта. Деятельность государственных средств массовой информации должна быть направлена на формирование позитивного мнения граждан о деятельности правоохранительных органов путем увеличения на телевидении и радио передач правового характера, в которых бы разъяснялись населению пагубность, бесперспективность и опасность коррупционных действий, необходимость в различных ситуациях действовать лишь законными средствами. Необходимо обеспечить прозрачность работы ОВД для населения, достоверность информации, указывающей на принятие решений по обращениям граждан, движение рассмотрения жалоб и т. д. Итак, динамика реального роста денежного довольствия сотрудников милиции незначительна <16>. Мы полагаем, что при сложившейся неэффективной системе социально-экономических мер сотрудники вынуждены выживать, используя незаконные источники доходов. Разгул коррупции в обществе нашел свое отражение и в подразделениях органов внутренних дел. Неформальные подработки сотрудников в качестве охранников являются безобидной верхушкой айсберга бизнес-услуг, оказываемых представителями органов внутренних дел <17>. Дефекты трудовой деятельности работников милиции создают условия для роста преступности в обществе, а следовательно, для ослабления безопасности населения России (см. схему). ——————————— <16> См.: Перова С. Н. Современное финансовое положение подразделений МВД России и перспективы федеральных ассигнований на ближайшие годы // Экономический вестник МВД России. 2007 г. N 1. <17> См.: Коленникова О. А. Деформация трудовой деятельности работников милиции как фактор ослабления безопасности населения: автореферат дис. … канд. экон. наук. М., 2001. 21 с.

Факторы деформации трудовой деятельности работников МВД <

V

< Рост преступности < Массовая предпринимательская деятельность работников милиции

V Ослабление правоохранной деятельности

V > Ослабление безопасности населения

Экономическая нестабильность, низкий уровень зарплат, ухудшение условий труда, плохая реализация бюджетных программ по обеспечению компенсациями и льготами, жилищным и материальным обеспечением привела к тому, что сотрудники органов внутренних дел вынуждены постоянно искать дополнительные источники доходов лично для себя, а также спонсоров для осуществления поддержки матери альной части подразделения. Это привело к негативному отношению к исполнению служебных обязанностей, которое выражается в высказывании: «Как нам платят, так мы и боремся с преступностью». Сегодня, в условиях формирования рыночных отношений, необходимо пересмотреть традиционные подходы. Поэтому, с точки зрения проблем управления, актуальность экономической оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, в том числе и по обеспечению экономической безопасности, первостепенна. Предпринимательская деятельность сотрудников органов внутренних дел отвлекает их от выполнения основных профессиональных обязанностей. Как следствие, основу их деятельности составляет не борьба с преступностью и разработка и совершенствование новых методов данной борьбы, а показатели и отчетность делаются либо на наиболее незащищенных слоях населения, либо путем незаконного задержания граждан и выбивания у них признаний в совершении преступлений насильственными методами. Часто за решеткой оказываются невиновные люди. Коммерциализация органов внутренних дел блокирует борьбу с широкомасштабной коррупцией, процессами сращивания госчиновников других ветвей власти с преступными элементами. Стимулируется расширенное воспроизводство организованной преступности и коррупции в органах внутренних дел. Коррупция сотрудников, осуществляемая с использованием служебного положения и статуса госслужащего, позволяет правонарушителям уходить от ответственности, обеспечивая милиционерам часть криминально нажитых доходов, тем самым стимулируя дальнейшее развитие криминального бизнеса. Механизм реализации антикоррупционной функции подразделений органов внутренних дел работает малоэффективно, так как поражен коррупцией, основной причиной которой стало недофинансирование и недореформирование. Для улучшения финансового состояния подразделений МВД России, наиболее полного удовлетворения денежными средствами потребностей милицейских служб необходимо заботиться об эффективном расходовании бюджетных ассигнований, об искоренении фактов бесхозяйственности. Малоэффективные увеличения зарплаты не решат назревшей проблемы экономизации коррупции в органах внутренних дел. По этим и некоторым другим вопросам финансового обеспечения органов внутренних дел необходимо продолжать работу в ходе исполнения федерального бюджета в 2008 г. и при формировании проекта федерального бюджета на 2009 — 2011 гг. и далее. В частности, исполняя федеральный бюджет в будущем, необходимо обеспечить строгое соответствие с утвержденной бюджетной росписью, добиваясь эффективного и неукоснительно целевого использования бюджетных средств. При этом расходование средств федерального бюджета должно идти равномерно, без образования неиспользованных остатков бюджетных средств, роста кредиторской задолженности и хищений. В ходе формирования проектов и при исполнении бюджетов территорий на 2008 г. и последующие годы необходимо вести проработку в органах государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления вопросов увеличения расходов на содержание милиции, особенно на ее техническое оснащение, строительство и ремонт зданий. Надо продолжать последовательно осуществлять работы по созданию и внедрению автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами МВД России, что призвано обеспечить соответствие бюджетного процесса в системе МВД России требованиям Бюджетного кодекса России и нормативной базы Минфина России, возможность качественно формировать бюджетную отчетность и своевременно представлять ее в Федеральное казначейство, а также более эффективно управлять финансовыми ресурсами системы МВД России <18>. ——————————— <18> В целях реализации мероприятий по созданию автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами (АСУФР) Программы Министерства внутренних дел Российской Федерации «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», утвержденной Приказом МВД России от 08.06.06 N 420.

Высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей, в IV квартале текущего года должны быть использованы на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы <19>. ——————————— <19> См.: Указ Президента РФ от 26.12.06 N 1459 и Приказ МВД России от 13.06.07 N 517.

Итак, механизм противодействия коррупции в органах внутренних дел, содержательной основой которого является совокупность субъектов и организационно-правовых элементов, составляет установленная законом система правовых норм и правоотношений, характеризующих направления, формы, способы, средства, и организационно-правовой инструментарий деятельности по осуществлению этой борьбы опирается на организационно-экономический механизм обеспечения. Слабость организационно-экономического обеспечения ставит под сомнение эффективность противодействия коррупции, за ним кроется противозаконная деятельность сотрудников, направленная на самообогащение, что представляет реальную угрозу экономической безопасности страны и ее граждан. Структура и содержание механизма деэкономизации коррупции представляют собой сложную диалектическую систему разнородных элементов, которая включает в себя следующие элементы: — объект механизма борьбы с коррупцией; — социальную среду и условия экономического развития общества и государства, в том числе их противоречия, порождающие коррупцию и являющиеся необходимой социальной базой борьбы с ней; — экономическую, социальную и уголовную политику государства; — систему правового регулирования этого механизма; — социальные нормы — экономические, политические, правовые, нравственно-этические, идеологические, технические и иные; — субъекты и их гарантии (общие, специальные, организационные); — направления, способы, средства, методы, формы, составляющие деятельность субъектов по борьбе с коррупцией (в том числе профилактического характера); — культуру и идеологию, общественное сознание, социальную психологию; — людские, материальные, финансовые и духовные ресурсы и резервы. Деэкономизация коррупции в органах внутренних дел представляет собой сложную систему организационно-экономических отношений, направленных на обеспечение предупреждения и устранения коррупции в органах внутренних дел, опирающихся на юридические нормы. Согласно плану по борьбе с коррупцией, будет расширен круг лиц, подлежащих имущественному контролю. К нему отнесли военнослужащих, таможенников и милиционеров, которые раньше не были обязаны декларировать свою собственность <20>. ——————————— <20> См.: Волкова М. Четыре шага против коррупции // Российская газета. 01.08.08. Выпуск N 4720.

Мы полагаем, что ряд согласованных предложений, практических наработок и мер правового департамента, финансово-экономического департамента, департамента собственной безопасности и департамента кадрового обеспечения МВД России позволит справиться с коррупцией в рядах органов внутренних дел. Конечно, данные меры должны учитывать общий накопленный международный опыт и развивать механизм противодействия коррупции в обществе.

——————————————————————