Основные дефиниции терроризма

(Исаева Т. Б.) («Российский следователь», 2008, N 21)

ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ ТЕРРОРИЗМА

Т. Б. ИСАЕВА

Исаева Т. Б., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института предпринимательства и права.

В статье автор детально изучает понятие «терроризм», обобщая определения, приведенные в судебной практике, российском и международном законодательстве. Также автор предлагает включить в УК РФ дополнительную главу, содержащую понятие терроризма, его толкование, признаки. Также необходимо указать перечень конкретных действий, которые можно квалифицировать как террористические действия.

Работа над дефинициями — первый, но необходимейший шаг, приближающий нас к пониманию проблемы. По нашему глубокому убеждению, настала крайняя необходимость разобраться в сути такого явления, как терроризм, так как без понимания сущности явления нет методов борьбы, кардинально решающих проблему. Разобравшись в терминологии, можно приступать к созданию общей теории терроризма, на основании которой выделить те ведущие опоры, на которых эта система терроризма держится. Станет ясно, что необходимо разрушать и в какой последовательности, чтобы подорвать и уничтожить террористическую систему в целом. Рассмотрим в рамках статьи три основные дефиниции исследуемого явления: «терроризм», «террор» и «террористический акт», в большей степени остановившись на основополагающем понятии «терроризм». Статья 205 главы 24 УК РФ дает следующее определение терроризма: «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях…» <1>. ——————————— <1> УК РФ. М., 2001 (с учетом всех принятых изменений и дополнений). Гл. 24. Ст. 205. С. 95.

В ст. 277 гл. 29 есть определение террористического акта: «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт)…» <2>. ——————————— <2> Там же. Гл. 275. Ст. 277. С. 129.

Обе статьи под разными терминами, «терроризм» и «террористический акт», обозначают преступные деяния, отличающиеся друг от друга степенью общественной опасности и родовым объектом посягательств (последнее весьма спорно). Статьи 206, 207, 208, 211 УК РФ рассматривают виды уголовных преступлений, которые тоже могут относиться к террористическим преступлениям, при наличии в преступном деянии квалифицирующих террористический акт признаков. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.) рассматривают различные стороны борьбы с терроризмом, но определения самого явления не дают. Подзаконные акты: Указ Президента РФ от 22 января 2001 г. N 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля, 4 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 декабря 2004 г., 3 августа 2005 г.); Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом»; Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии» — посвящены организационной деятельности государственных органов и должностных лиц при проведении контртеррористических операций, возмещению причиненного материального ущерба, выплате компенсаций в случае получения ранений, травм, гибели лиц при выполнении специальных задач государства. Содержание термина «терроризм» в документах не поясняется. Принятый в марте 2006 г. Государственной Думой Российской Федерации Федеральный закон «О противодействии терроризму» в ст. 3 «Основные понятия» дает следующее определение терроризму: «Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, причинение значительного материального ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий и совершаемых в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических требований и интересов террористов» <3>. В этой довольно сложной конструкции терроризм понимается как преступные действия. ——————————— <3> Федеральный закон «О противодействии терроризму». Проект. Гл. 1. Ст. 3 // Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. Научные статьи. М., 2005. С. 481.

Международные акты о борьбе с терроризмом, принятые в последние десятилетия, не дают теоретического понятия терроризма, также ограничиваясь перечислением конкретных преступных деяний. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997), Шанхайская конференция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Резолюция конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (2002) <4>, Резолюция ПАСЕ 1271 «Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека» (2002), Рекомендация ПАСЕ 1549 «Терроризм на воздушном транспорте: пути укрепления безопасности» (2002) <5> и другие <6> выработали ряд документов по борьбе с терроризмом. ——————————— <4> См.: Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. М., 2005. С. 286 — 366. <5> См.: Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. 2-е изд-е, доп. М., 2005. С. 384 — 388. <6> См.: Европейская конвенция о пресечении терроризма. Ст. 1 (Страсбург, 1977) // Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. М., 2005. С. 260.

Анализ показывает, что и эти документы носят характер описания прецедента, ограничиваются перечислением видов террористических деяний и рекомендуемых действий, мер по борьбе с ними. В современной научной литературе наблюдается фактически такая же путаница понятий. Термины «терроризм», «террор», «террористический акт» выступают как синонимичные. В комментарии к УК РФ дается следующее определение терроризма: «Терроризм — одна из опасных форм преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта посеять у окружающих страх, панику, парализовать социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления и тем самым достичь своих антиобщественных целей» <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное). —————————————————————— <7> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ген. прокурора РФ проф. Ю. И. Скуратова и Предс. ВС РФ В. М. Лебедева. М., 1996. С. 467.

Первое, что необходимо сделать, на наш взгляд, — это развести понятия «терроризм» и «террористический акт». Для начала прислушаемся к тем смысловым нюансам, которые подсказывает нам сам русский язык как живое, развивающееся в определенной степени по собственным внутренним законам социальное и психологическое явление. Суффикс «-изм» придает значению слов в русском языке обобщающий смысл (например, коллаборационизм, коммунизм, протекционизм и т. д.). Следуя логике русского языка, терроризм — это многосложное, обобщенное понятие, обозначающее не действие и даже не сумму действий, а некое явление нашей общественной и государственной жизни. Итак, первое, что мы предположим, — это то, что терроризм — сложное общественное явление, а террористический акт — преступное деяние, связанное с этим общественным явлением, вытекающее из него. Теперь о терроризме. То, что терроризм не ограничивается уголовным действием, в научной среде ощущалось давно. Этим объясняется, на наш взгляд, резкое противостояние исследователей, представления которых можно условно разделить на две группы. Часть исследователей видит в терроризме общественно-политическое содержание как основное и принципиально отрицает его уголовную составляющую. Это в основном историки, философы, политологи, социологи. Юристы, как правило, напротив, единственной считают противоправную, криминальную составляющую терроризма и практически отождествляют терроризм и террористическое преступление, что и отражается, как было показано, на уровне законодательства. Определение понятия дает и направление, в котором надо искать средства. В одном случае решение проблем терроризма лежит в законодательной, правоприменительной, карательной плоскости. В другом случае решение нужно искать главным образом в политической, социально-экономической сфере. На наш взгляд, ни тот ни другой путь не способен решить проблемы терроризма в принципе, потому что не исчерпывает содержания терроризма. Уголовно-правовая составляющая не раскрывает содержания явления терроризма, это только видимая часть айсберга, «тело» которого в своей опасной массе скрыто. И пока не обозначим скрытые составляющие терроризма, мы будем бороться с его внешними, видимыми проявлениями, т. е. с террористическими актами и террористами, которых будет бесконечно порождать и порождать «тело» терроризма. Видеть в терроризме только форму политической борьбы означает бесконечное деление террористов на «хороших» и «плохих» в зависимости от собственных идеологических пристрастий и политической конъюнктуры. Двойные стандарты по отношению к терроризму, «симпатизантство», как выражался Ф. М. Достоевский, создают для него комфортную среду и делают борьбу правоохранительных органов государства практически бесконечной. На наш взгляд, терроризм является сложным, многоструктурным явлением современной жизни. В нем соединились идеологическая, политическая, организационная, финансовая, криминальная, национальная, религиозная, родоплеменная, цивилизационная, воспитательная, нравственно-ценностная, психологическая, этнокультурная и другие подсистемы. Это как бы параллельно существующая, другая форма организации биологической жизни, только борющаяся за полное вытеснение нашей жизни и культуры, за свой собственный миропорядок. Исходя из понимания, что терроризм — системное идейно-политическое, криминальное, социокультурное явление в общественной жизни государства и мировом человеческом сообществе, следует предположить, что решение данной проблемы в каком-либо одном из направлений невозможно. Необходимо соединение усилий исследователей разных наук и научных направлений для полного анализа разных сторон, подсистем терроризма. Только так может быть создана общая теория терроризма и выработана комплексная программа антитеррористических мер. В рамках данной статьи в качестве рабочей формулировки предлагаем следующее определение терроризма: терроризм — многоструктурное идейно-политическое, социальное явление в обществе, направленное на разрушение существующей государственно-политической системы страны и использующее наиболее общественно опасные противоправные методы и средства для достижения своих политических целей. Для определения международного терроризма можно предложить уточненный вариант этого же определения: международный терроризм — многоструктурное, идейно-политическое, социокультурное явление в международной общественной жизни, направленное на разрушение существующей международной государственно-политической и цивилизационной системы и использующее наиболее общественно опасные противоправные методы и средства для достижения своих политических целей. В структуре терроризма выделяется несколько составляющих, или подсистем: идеологическая, политическая, финансовая, пропагандистская, организационная, воспитательная, криминальная и другие, требующих специального профессионального изучения. Каждая из этих подсистем имеет относительно самостоятельную собственную организационную структуру (органы материального обеспечения, финансирования, подготовки кадров, пропаганды и т. д.), повторяющую в значительной степени общую структуру терроризма. Все подсистемы объединены общей идеологией (во всяком случае, общим набором основных догм), общими (по крайней мере, провозглашаемыми как общие) целями, общими организационной и финансовой структурами. В случае провала (или какой-либо другой потери) в подсистеме восстановление любого звена единого целого идет быстрее и с наименьшими затратами. Направления антитеррористических мер должны соответствовать структурным составляющим терроризма и вестись одновременно по всем направлениям сразу и в течение всего необходимого для преодоления этого явления времени. «Террор» имеет более узкое и конкретное содержание по сравнению с «терроризмом» как явлением. Собственно, террор — это метод социального устрашения и деморализации общества, давления на государственную власть в политических интересах преступников. Конкретные противоправные действия в рамках этого метода и есть террористические преступления, или террористические акты. Для квалификации преступного деяния как террористического акта необходимо наличие следующих основных признаков: несовпадение непосредственного и основного объектов посягательств; основным объектом посягательств является всегда государство, государственная власть; факт запрещенного законодательством государства преступного деяния, совершенного общеопасным способом; публичность, демонстративность совершения преступления; устрашение общественности с целью оказания давления на принятие решений государственной властью; наличие прямого или косвенного умысла. Итак, предлагается следующее рабочее определение: террористическое преступление — это совершенное общеопасным способом любое преступное деяние против жизни, психического и физического здоровья одного и более лиц, сопряженное с публичным нагнетанием в обществе настроений страха и безысходности, направленное против существующего государственного порядка и государственной власти, с целью принуждения принятия ею решений в политических интересах террористов. Исходя из рассмотренных в данной статье дефиниций предлагаются следующие корректировки в УК РФ. В Общую часть УК РФ включить главу «Терроризм», раскрывающую содержание данного многоструктурного явления; содержание понятия «террор» как противоправного метода борьбы определенных социальных групп против существующего государственного устройства, политического и общественного порядка. В главе должны быть: дано толкование террористического акта, названы его квалифицирующие признаки, субъекты террористического преступления, основной и непосредственный объекты преступного воздействия, содержание виновности, дана характеристика основного и вспомогательного действий, цели и направленность действия. В Особенной части из ст. 277 следует убрать помещенный в скобках текст, определяющий политическое убийство как террористический акт. Статья 205 «Терроризм» УК РФ должна называться «Террористический акт» и не содержать перечислений конкретных преступных действий и способов их осуществления. Необходимо повысить уровень юридического обобщения в формулировке данной статьи, дать дефиницию террористического акта. Таковы, на наш взгляд, первые необходимые шаги для внесения ясности в этот вопрос.

——————————————————————