Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению правил торговли и защиты прав потребителей
(Ланина Е. Ю.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 5)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Е. Ю. ЛАНИНА
Ланина Елена Юрьевна — соискатель Московского университета МВД России, оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Москвы.
Торговля играет важную роль в жизнедеятельности общества, в этой связи данной вид общественно-полезной деятельности не может быть исключен из сферы административно-правового регулирования. Одним из первых нормативных правовых актов, который создал основу для административно-правового регулирования торговой деятельности, явились еще в начале 90-х годов XX в. Указы Президента РФ: от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» <1>, от 29 января 1992 г. «О свободе торговли» <2> и др. ——————————— <1> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 1675. <2> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290.
Указ «О свободе торговли» в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен определял необходимость предоставить предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством. С принятием названного Указа в нашей стране начала стихийно развиваться торговая деятельность на улицах, площадях, парках, вокзалах, а также иных общественных местах. Стихийное развитие торговой деятельности способствовало нарушению общественного порядка, создавало угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, а также способствовало нарушению прав потребителей. На все негативные составляющие, связанные с развитием торговли, начали активно реагировать органы внутренних дел в лице подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные милиции, сотрудники патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, а также подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства. В. В. Теплухин отмечает, что функции органов внутренних дел в сфере обеспечения соблюдения правил торговли состоят в: — охране общественного порядка, обеспечении личной и общественной безопасности; — защите жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств в сфере торговли, в том числе и защите прав потребителей; — предупреждении преступлений и административных правонарушений в сфере торговли; — осуществлении контрольно-надзорной деятельности в пределах своей компетенции за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами; — оказании в пределах своей компетенции помощи торговым предприятиям в осуществлении их законной торговой деятельности; — осуществлении производства по делам об административных правонарушениях <3>. ——————————— <3> См.: Теплухин В. В. Административно-правовое регулирование торговли и функции органов внутренних дел (милиции) по соблюдению правил торговли: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 22.
В своей деятельности по обеспечению правил торговли и защиты прав потребителей подразделения органов внутренних дел руководствуются различными законодательными и иными нормативными правовыми актами. В частности, непосредственно используется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <4>, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» <5>, Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» <6>, УК РФ, КоАП РФ, Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве» <7> и др. ——————————— <4> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140. <5> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434. <6> См.: Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957. <7> См.: Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 1.
Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, которые регламентируют общественные отношения в сфере торговли и защиты прав потребителей, нормы права, которые регламентируют соответствующие общественные отношения. В настоящее время назрела необходимость принять федеральный закон «О торговой деятельности (торговле)». Н. М. Тюкалова отмечает, что «…роль специального правового акта мог бы выполнить закон о государственном регулировании торговли» <8>. В настоящее время некоторые субъекты РФ приняли свои законодательные акты о торговой деятельности. ——————————— <8> См.: Тюкалова Н. М. Пути совершенствования административного законодательства в сфере торговли: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002. С. 3.
Так, в Москве принят Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве» <9>. Данным нормативным правовым актом руководствуются в обеспечении правил торговли, руководствуются и органы внутренних дел. Согласно названному Закону методами государственного регулирования торговой деятельности являются: ——————————— <9> См.: Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 1.
— развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли; — лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке; — сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке; — реализация государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах компетенции города Москвы как субъекта РФ; — поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности; — финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе; — государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы; — разработка и реализация комплексной программы развития отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского рынка. Торговая деятельность весьма разнообразна, с торговлей связан целый ряд правонарушений. Так, по оценкам независимых экспертов, теневой оборот денежных средств только от продажи товаров из Китая и Вьетнама достигает 20 млрд. долларов США в год, объем незаконного оборота лекарственных средств и фармацевтических препаратов составляет 20 — 30 млн. долларов США. Более 40% от общего объема товарооборота, по данным Госкомстата России, — это доля неучтенной торговли водкой и другой спиртосодержащей продукцией. Говоря о степени криминализации, следует принять во внимание то обстоятельство, что общий объем теневой экономики, по мнению специалистов, сегодня достигает 40% валового внутреннего продукта <10>. ——————————— <10> См.: Иванов П. И., Байрамов Т. Г. Информационное обеспечение подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 2003. С. 179.
В этой связи есть смысл кратко определить, что понимается под торговлей в юридической науке. Основоположник торгового права Г. Ф. Шершеневич определял торговлю как деятельность, имеющую своей целью посредничество между производителем и потребителем при обращении экономических благ <11>. ——————————— <11> См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 24.
В научной литературе по административному праву торговля определяется как сфера общественных отношений, связанная с товарным оборотом, насыщением потребительского рынка товарами народного потребления с учетом спроса населения, а также нужд государства с организацией торгового обслуживания, оказанием торговых услуг и защитой интересов покупателей <12>. ——————————— <12> См.: Административное право России: Часть вторая / Под ред. А. П. Коренева. М., 1997. С. 301.
В. В. Теплухин пишет о том, что торговля, являясь самостоятельной отраслью экономики, выполняет жизненно необходимые для общества функции. Цель торговли — максимальное удовлетворение потребностей людей. К основным функциям торговли относятся: установление связи между производством и потреблением путем доведения товаров до населения в соответствии с требованиями экономических законов, ускорение оборота товарной продукции и в связи с этим оборота общественного продукта в целом <13>. ——————————— <13> См.: Теплухин В. В. Административно-правовое регулирование торговли и функции органов внутренних дел (милиции) по соблюдению правил торговли: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 22.
Е. В. Ким отмечает, что торговая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение покупательного спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного питания <14>. ——————————— <14> См.: Ким Е. В. Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка: Дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. С. 20.
Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве» <15> гласит: торговая деятельность — вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. ——————————— <15> См.: Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 1.
На наш взгляд, торговля — это коммерческая деятельность, связанная с удовлетворением потребительского спроса физических и юридических лиц, обусловленная оборотом как продовольственных, так и непродовольственных товаров. В деле обеспечения правил торговли участвуют различные субъекты: Роспотребнадзор, органы внутренних дел. Что касается органов внутренних дел, то подразделения и службы органов внутренних дел в деле обеспечения правил торговли и защиты прав потребителей осуществляют: — охрану общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли; — обеспечение на рынках режима свободной торговли доброкачественными товарами; — пресечение фактов противоправного воспрепятствования гражданам в реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю; — контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли; — проверки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов; обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров; незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли; нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли; продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм; выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан; незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации; участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также участвует в обеспечении соблюдения правил торговли и защиты прав потребителей. Как отмечает В. Б. Левицкий, «…особенность гражданско-правового положения конкретного гражданина потребителя заключается в том, что его статус как гражданина потребителя непосредственно связан (а зачастую опосредуется) с правовым статусом иных лиц, тех субъектов права, которые уполномочены законом к совершению определенного рода действий в обеспечении надлежащего осуществления и защиты прав потребителей, и его законных интересов» <16>. ——————————— <16> См.: Левицкий В. Б. Правовое положение граждан потребителей по действующему российскому законодательству (проблемы совершенствования): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14.
Н. А. Резина также отмечает, что «…одним из основных субъектов потребительского рынка является потребитель. При этом автор предлагает рассматривать данную категорию не только с позиции Закона «О защите прав потребителей» <17>. ——————————— <17> См.: Резина Н. А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 17.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <18> определяет, что потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребитель является активным участником потребительского рынка. Кроме того, необходимо отметить, что потребитель — это особый правовой статус человека, который участвует в соответствующих отношениях. Так, потребитель помимо общих прав обладает еще и специальными правами. ——————————— <18> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Так, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: — потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); — потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; — потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; — потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; — отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: — безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); — соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); — безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; — возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 апреля 2005 г. N 0100/2569-05-32 отмечается, что значительно возросло количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т. п., а также посредством электронных средств массовой информации и средств связи. Учитывая, что подобная форма продажи (особенно через электронные средства связи) получает все большее распространение, в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <19> была введена статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», призванная упорядочить соответствующие отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту, в первую очередь за счет возложения на хозяйствующих субъектов дополнительных обременений в части реализации потребителями безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи. ——————————— <19> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Поскольку в большинстве случаев защита нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных случаях затруднена или просто невозможна по причине умышленного несоблюдения со стороны продавцов соответствующих обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о продавце (что зачастую не позволяет даже идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу), для Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований, предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработке связанной с этим системы превентивных мер. Как показывает анализ обращений граждан, поступающих в Федеральную службу, до 70% жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге реализуются по месту нахождения покупателя, т. е. непосредственно на дому у потребителя. При этом зачастую в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно недопустимым. В этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений граждан по фактам введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре и самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, а также в ходе проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений потребительского законодательства необходимо исходить из нижеследующего. Пункт 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» <20> возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. ——————————— <20> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
При этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона, должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т. е. исключать возможность введения в заблуждение). Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона, а также информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст. 26.1 Закона, отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст. 26.1. Полное или частичное отсутствие названной информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение, может служить основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, а при определенных основаниях — по ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». С учетом соответствующих положений ст. 437 ГК РФ предложения заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (т. е. дистанционным способом продажи товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <21>, — как условия, необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ). ——————————— <21> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Поскольку в целом положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу товаров названным способом, должна корреспондировать в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <22>) в части самой возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров. ——————————— <22> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
В этой связи для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. <23>, не допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. ——————————— <23> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 482.
При этом, принимая во внимание, что перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам реализации посредством дистанционной продажи биологически активных добавок, относящихся к пищевым продуктам, и соблюдению продавцами помимо вышеизложенных также и соответствующих положений СанПиН 2.3.2.1290-0 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище». При выявлении со стороны должностных и юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них в установленном порядке необходимо применять меры административной ответственности, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» или (при несоблюдении определенного санитарными правилами порядка реализации биологически активных добавок) ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. В ходе практической деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей обязательным требованиям, закрепленным в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»), среди прочего может возникать необходимость осуществления определенных действий, направленных на установление точного наименования продавца и его местонахождения, иногда сопряженных со значительными временными затратами. В этом случае следует проводить административное расследование в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ. В рамках административного расследования должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, следует практиковать направление необходимых поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в виду, что неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. В то же время при принятии решения о проведении административного расследования следует учитывать, что применительно к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно возможно лишь после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей (а также законодательства о рекламе — с учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорных функций по ст. 14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых Госторгинспекцией) и не может проводиться по административным правонарушениям в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.
Библиографический список
1. Иванов П. И., Байрамов Т. Г. Информационное обеспечение подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 2003. 2. Административное право России: Часть вторая / Под ред. А. П. Коренева. М., 1997. 3. Ким Е. В. Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка: Дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. 4. Левицкий В. Б. Правовое положение граждан потребителей по действующему российскому законодательству (проблемы совершенствования): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 5. Резина Н. А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2003. 6. Теплухин В. В. Административно-правовое регулирование торговли и функции органов внутренних дел (милиции) по соблюдению правил торговли: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. 7. Тюкалова Н. М. Пути совершенствования административного законодательства в сфере торговли: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002. 8. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994.
——————————————————————