Некоторые проблемные аспекты взаимодействия ОВД с федеральной налоговой службой
(Васильев Ф. П.) («Налоги» (журнал), 2009, N 2)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОВД С ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ
Ф. П. ВАСИЛЬЕВ
Васильев Ф. П., доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления Министерства внутренних дел РФ.
Взаимодействие ОВД с ФНС России играет важную роль в борьбе с налоговыми правонарушениями. В статье рассматриваются проблемные вопросы в данной области, анализируется нормативно-правовая основа деятельности ОВД в налоговой сфере.
Interaction of the Agencies of Internal Affairs with the Federal Tax Service plays an important role in the struggle with tax violations. The article considers controversial issues in the said sphere, analyses normative legal fundamentals of the Agencies of Internal Affairs activity in tax sphere <*>. ——————————— <*> Vasiliev F. P. Certain controversial aspects of interaction of agencies of internal affairs with the federal tax service of Russia.
Присутствие взаимодействия территориальных органов внутренних дел с налоговыми органами заключается по следующим обстоятельствам. Во-первых, с момента ликвидации федерального органа исполнительной власти — Налоговой полиции России часть вопросов борьбы с налогово-финансовыми правонарушениями Президент РФ возложил на органы внутренних дел. В частности, разрешение дел об административных правонарушениях (возбуждение дела или рассмотрение дел по тем или иным статьям действующего КоАП РФ); проведение оперативно-розыскных мероприятий; расследование уголовных дел и т. д. В процессе пресечения тех или иных правонарушений сотрудники милиции должны руководствоваться соответствующими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства России, а также приказами и инструкциями МВД России <1> (в том числе совместными приказами). ——————————— <1> В частности, см.: Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденная Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177; Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636.
Во-вторых, ст. ст. 36 и 37 Налогового кодекса РФ <2> обязывают территориальные органы внутренних дел не только взаимодействовать с территориальными налоговыми органами, но и предупреждают о том, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники ОВД несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. ——————————— <2> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Омега-Л, 2008.
В-третьих, в соответствии с Законом РФ «О милиции» <3>, а именно ст. 11 («Права милиции»), должностные лица милиции: ——————————— <3> См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изм. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября 2007 г.).
— обязаны участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов (п. 33) <4>; ——————————— <4> См.: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом МВД России и ФНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. При этом Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности утвержден Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636.
— в соответствии с законодательством РФ вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 34) <5>; ——————————— <5> См.: Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033.
— при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, вправе проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ (п. 35). В соответствии с ч. 2, п. 1, ст. 28.3 гл. 28 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протокол об административном правонарушении в области налогов и сборов, а именно по статьям: — 14.5 — за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Дело рассматривается должностными лицами органов внутренних дел (руководитель ОВД и его заместители), также согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах; — 15.1 — за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Дело рассматривается судом, а также должностными лицами ОВД (руководитель ОВД и его заместители) и вышеназванными должностными лицами налоговых органов; — 15.2 — за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций. Дело рассматривается судом, а также должностными лицами органов внутренних дел (руководитель территориального ОВД и его заместители) и вышеназванными должностными лицами налоговых органов; — ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ — за выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Дело рассматривается судом; — ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ — за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ для осуществления налогового контроля, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта. Дело рассматривается судом; — ст. 15.13 — за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных и др. Дело рассматривается судом. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ («Подследственность») предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о налоговых преступлениях, а именно: предусмотренных ст. ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), 199.1 («Неисполнение обязанностей налогового агента»), 199.2 («Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов») <6> и др. ——————————— <6> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2006.
В целях совершенствования вопросов взаимодействия с налоговыми органами руководители ОВД должны периодически проводить совместные оперативные совещания, разрабатывать совместные планы мероприятий с привлечением определенных служб и подразделений. Анализируя работу в данном направлении, должны дать оценку непосредственных исполнителей. Скажем, сотрудников криминальной милиции (проведение оперативно-розыскных мероприятий), участковых уполномоченных милиции (представление ими информации о лицах, предоставляющих строения, сооружения, гаражи квартиры в аренду, о лицах, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без регистрации в территориальном налоговом органе, и т. д.), дознания и следствия по вопросам расследования уголовных дел <7>. Или же ставить в известность руководителей территориальных налоговых органов о реакции должностных лиц ФНС на те или иные обращения должностных лиц ОВД. ——————————— <7> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Российская газета. 2006. 31 дек.
Из всех категорий должностных лиц в системе органов внутренних дел в основном административно-юрисдикционными полномочиями обладает участковый уполномоченный милиции (далее — УУМ), на которого согласно народной поговорке возложена «тысяча и одна обязанность». По существу, с учетом актуальности вопросов борьбы с отдельными видами правонарушений и деятельности самого УУМ ныне действующий Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» требует внесения изменений и дополнений. Так, по мнению автора, на основании пересмотра функций и задач органов внутренних дел вышеуказанный Приказ отдельными главами или разделами должен регламентировать особенности взаимодействия участкового уполномоченного милиции (УУМ) с должностными лицами территориальных федеральных органов исполнительной власти. Например, деятельность УУМ с: — МЧС России (по вопросам профилактики правил пожарной безопасности и обследования объектов должностными лицами вневедомственной охраны — ОВО <8>); ——————————— <8> См.: Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный Приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 772; Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589; Инструкция о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденная Приказом МВД России от 5 августа 1993 г. N 371.
— ФСНКА (профилактическая работа по вопросам потребления, производства, хранения и сбыта наркотических веществ); — Минздравсоцразвития России (по работе с несовершеннолетними, образовательными учреждениями, малоимущими и т. д.); — ФСИН Минюста России (контроля над лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, трудоустройства, а также контроля юридических и физических лиц и т. д.); — ФМС России (по миграционным вопросам и контролю над иностранцами и их трудовой деятельности и пребывания их на административном участке т. д.). Необходимостью подобного подхода является то, что УУМ на обслуживаемом им административном участке выступает от имени ОВД и обладает административно-юрисдикционными полномочиями, что нельзя говорить о других должностных лицах милиции. С другой стороны, по мнению авторов, эти и другие проблемные вопросы взаимодействия территориального органа внутренних дел как с правоохранительными органами, так и с иными государственными органами разрешимы путем издания совместных административных регламентов. В настоящее время они фактически не изданы. Регламентирование требуется и в целях реализации президентской Национальной программы по борьбе с коррупцией в стране и его Послания Совету Федерации от 5 ноября 2008 г., где сказано и о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по защите законных интересов от противоправных действий — по защите наших граждан <9>. ——————————— <9> Российская газета. 2008. 6 сен.
В качестве примера сегодня подразделения потребнадзора при МВД, ГУВД И УВД по субъектам Федерации весьма успешно реализовывают те или иные задачи по защите законных интересов потребителей, взаимодействуя с территориальными органами Роспотребнадзора, так как совместным Приказом МВД и Минздравсоцразвития России от 3 ноября 2006 г. N 879/746 конкретизированы вопросы реализации и норм действующего КоАП РФ <10>. ——————————— <10> См.: Васильев Ф. П., Свинарев В. В. Административный регламент: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Васильева. Чебоксары: Новое время, 2008. С. 326.
Издаваемые регламенты не должны противоречить законодательным нормам. И регламентирование деятельности всех уровней субъектов управления должно быть направлено на: — недопущение и ликвидацию бюрократизма со стороны органов власти и их уполномоченных должностных лиц; — недопущение коррумпированности в системе государственного управления <11>; ——————————— <11> Российская газета. 2008. 22 мая.
— способствование совершенствованию административно-управленческой деятельности на местах; — преобразование принципов уважения и охраны прав и свобод человека в России; — обеспечение повышения стандартов жизни граждан в России, присутствия справедливости и заботливого отношения к ним; — совершенствование деятельности субъектов управления в области оказания соответствующих государственных услуг юридическим и физическим лицам. Тем более что Президент РФ Д. А. Медведев первоочередной задачей перед всеми органами исполнительной власти и должностными лицами ставит уважение и охрану прав и свобод человека. Особое внимание он придает фундаментальной роли права, на котором основываются государство и гражданское общество. Субъекты управления обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает развитию современного общества. В связи с этим, на наш взгляд, административные регламенты должны способствовать реализации намеченных Президентом РФ планов. Власть сильна тогда, когда каждый управленец профессионально подходит к выполнению возложенных на него обязанностей по оказанию государственных услуг, умеет принимать правильные решения в целях реализации потребностей граждан в пределах законных интересов. Что же касается вопросов борьбы с коррупцией, по данной проблеме Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме необходимо противопоставить системный ответ. Так, в 2007 г. возбуждено 10,5 тыс. уголовных дел в этой сфере. Задача, очевидно, непростая, нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции. При этом Президент РФ конкретизирует три раздела. Первый — юридический, второй — ликвидация условий коррупции, профилактика, контроль имущественного положения чиновников и их родственников, третий — создание антикоррупционного стандарта поведения и ликвидация условий для коррупции. В связи с этим в настоящее время действует Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции». Президентом РФ также определен состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (возглавляет сам Президент РФ) и состав президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Следует отметить, что дальнейшие намеченные планы Президента РФ Д. А. Медведева и Председателя Правительства РФ В. В. Путина на 2009 — 2011 гг. <12> в сфере регулирования государственной административной политики закономерно обязывают государственные органы пересмотреть действующие (путем внесения изменений и дополнений) и издать новые административные регламенты. ——————————— <12> См.: Кабинет с видом на лучшее // Российская газета. 2009. 13 мая.
——————————————————————