Соглашение как правовая основа информационного взаимодействия таможенных органов и подразделений ГИБДД МВД России
(Лесников П. А.) («Информационное право», 2010, N 3)
СОГЛАШЕНИЕ КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД МВД РОССИИ
П. А. ЛЕСНИКОВ
Лесников П. А., заместитель начальника правового отдела Челябинской таможни, аспирант Южно-Уральского государственного университета.
Рецензент — Майоров В. И., профессор, доктор юридических наук.
В статье рассмотрены теоретическая возможность и практическая необходимость заключения соглашения об информационном взаимодействии таможенных органов и подразделений ГИБДД МВД России. Указаны принципы и характерные признаки такого взаимодействия, а также рассмотрены полномочия таможенных органов и подразделений ГИБДД в области информационного взаимодействия.
Ключевые слова: таможенные органы, подразделения ГИБДД России, соглашения, информационное взаимодействие, принципы и признаки.
Agreement as a legal basis of informational interaction of customs agencies and sub-divisions of the stsi attached to the ministry of internal affairs of Russia P. A. Lesnikov
The article deals with the theoretical possibilities and practical need for an agreement on information cooperation of customs officials and traffic police departments Russian Interior Ministry. The principles of direct relevance to an agreement on information cooperation, as its characteristic features. Discussed in detail the powers of customs officials and traffic police departments Russian Interior Ministry, necessary and sufficient for an agreement on information cooperation.
Key words: customs agencies, sub-divisions of the STSI of Russia, agreements, informational interaction, principles and features.
Правовой основой информационной деятельности государственных органов являются нормы информационного законодательства, как общего, так и специального характера, принимаемые на основе Конституции РФ и в соответствии с международными договорами РФ. Базовым является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1>. ——————————— <1> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Кроме того, информационные отношения государственных органов регулируются другими Федеральными законами <2>, указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ <3> и ведомственными нормативно-правовыми актами ФТС России и МВД России <4>. ——————————— <2> Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009); Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2010); Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (ред. от 08.11.2007) // СПС «КонсультантПлюс». 2010. <3> Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 N 1244-р «О концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации» (ред. от 10.03.2009); Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 N 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // «КонсультантПлюс». 2010. <4> Приказ МВД России от 18.05.1999 N 356 «О мерах по совершенствованию использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов подразделениями ГИБДД МВД РФ» (ред. от 03.12.2007); Приказ МВД РФ N 522, ГТК РФ N 741 от 07.07.2003 «О мерах по реализации взаимного автоматизированного обмена информацией по транспортным средствам»; Приказ ФТС России от 05.10.2006 N 965 «Об утверждении технологии использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля за транспортными средствами, зарегистрированными в иностранных государствах и временно ввозимыми физическими лицами для личного пользования на таможенную территорию РФ» // СПС «КонсультантПлюс». 2010.
Таким образом, информационное взаимодействие осуществляется в силу закона. Вместе с тем продолжает складываться система аналогичного взаимодействия в силу договора. Наиболее распространенной формой межведомственного договора о взаимодействии является соглашение. Соглашение об информационном взаимодействии является источником информационного права, так как содержит, а вернее, заключается на основании норм права и не должно им противоречить. К соглашению в равной мере относятся такие принципы, как независимость и свобода воли сторон, заключающих соглашение. Характерными признаками соглашения об информационном взаимодействии можно назвать следующие: — соглашение регулирует конкретные правоотношения на основании и в целях соблюдения норм права; — соглашение обычно бессрочного действия; — соглашение пригодно для многократного применения; — наличие минимум двух сторон — участников соглашения, обладающих необходимыми полномочиями; — соглашение заключается на добровольных началах; — при отсутствии обязанности по опубликованию в СМИ необходимо соблюдение принципа публичности соглашения; — обязательно только для сторон — участниц соглашения. В качестве примера таких соглашений можно назвать: Соглашение Федерального агентства по энергетике и Федеральной налоговой службы по взаимному информационному обмену <5>, Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной регистрационной службы <6>, Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене между Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральной налоговой службой <7>, Соглашение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении информации о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы <8>. ——————————— <5> Соглашение Федерального агентства по энергетике и Федеральной налоговой службы по взаимному информационному обмену (утв. Росэнерго, ФНС РФ N САЭ-27-21/2@ 02.08.2005) // СПС «КонсультантПлюс». 2010. <6> Распоряжение Роснедвижимости, Росрегистрации от 29.03.2005 N 9/Р/0004 «Об утверждении Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной регистрационной службы» // СПС «КонсультантПлюс». 2010. <7> Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене между Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (24 сентября 2008 г. N 263/ММ-25-1/7) // СПС «Гарант». 2010. <8> Соглашение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении информации о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы от 21.11.2005 N САЭ-27-13/8 // СПС «Гарант». 2010.
Как наглядно видно из указанных примеров, стороны соглашений зачастую обладают разным статусом, находятся на разном уровне, как системы, так и структуры федеральных органов исполнительной власти (федеральная служба и федеральное агентство, министерство и федеральная служба), данные обстоятельства ни в коей мере не препятствуют заключению соглашений об информационном взаимодействии. В данном случае одним из основных условий, позволяющих заключить соглашение об информационном взаимодействии, является наличие полномочий по заключению соглашений в конкретной области. Таможенные органы и подразделения ГИБДД МВД России обладают полномочиями по осуществлению такого взаимодействия. Письмом ФТС России от 8 декабря 2008 г. N 01-11/51980 «Об информационном обмене» разъяснено таможенным органам, что региональные таможенные управления и таможни не имеют полномочий по заключению соглашений в области информационного обмена, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями, заключаемыми ФТС России с федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 4 Положения о ФТС России <9> Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. ——————————— <9> Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 «О Федеральной таможенной службе» (ред. от 20.02.2010) // СПС «КонсультантПлюс». 2010.
Более того, в соответствии со вторым абзацем п. 2 ст. 10 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы передают предоставленную им информацию федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации, в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации <10>. ——————————— <10> Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // СПС «КонсультантПлюс». 2010.
Согласно Положению о ГИБДД МВД России <11> Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств. ——————————— <11> Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (ред. от 03.07.2008) // СПС «КонсультантПлюс». 2010.
Между тем при наличии полномочий между ФТС России и ГИБДД МВД России соглашение об информационном взаимодействии в какой-либо области соприкосновения до настоящего времени не заключено. В настоящее время наиболее характерными формами взаимодействия таможенных органов и подразделений ГИБДД МВД России является издание совместных правовых актов, а также обмен информацией по письменным запросам. Вместе с тем анализ практической деятельности таможенных органов и подразделений ГИБДД МВД России позволяет сделать вывод, что оптимальной организационной формой данного межведомственного информационного взаимодействия является постоянно действующая единая автоматизированная информационная система, позволяющая получать доступ к необходимой информации в режиме прямого доступа, чего можно достичь благодаря применению современных информационных технологий, на основании принятия совместных нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению. При этом представляется необходимым, прежде всего, заключение соглашения об информационном взаимодействии между ФТС России и ГИБДД МВД России, которое будет носить координационный характер, в то время как совместные нормативно-правовые акты носят организационный, а порой и сугубо технический характер. Данное соглашение должно быть построено на основных принципах взаимодействия, определять его цели и задачи, включать формы сотрудничества. Соглашение будет служить правовой основой, закрепляющей направления и конкретные формы взаимодействия, позволяющей достичь целей повышения эффективности государственного управления, в том числе и в сфере легализации транспортных средств.
——————————————————————