О проекте Федерального закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

(Васильев Ф. П., Дульцев М. В., Тарабрин С. В., Дугенец Д. А.) («Административное право и процесс», 2011, N 2)

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, М. В. ДУЛЬЦЕВ, С. В. ТАРАБРИН, Д. А. ДУГЕНЕЦ

Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент. Дульцев Михаил Викторович, научный сотрудник научного центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук. Тарабрин Сергей Викторович, слушатель Академии управления МВД России. Дугенец Денис Александрович, слушатель Московского университета МВД России.

Под профилактикой правонарушений понимается совокупность государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Общепризнано, что приоритетным направлением в борьбе с преступностью является именно ее предупреждение.

Ключевые слова: профилактика, профилактический учет, социальный контроль, казачество, правонарушения.

On draft Federal law «On fundamentals of the state system of prevention of violations in the Russian Federation» F. P. Vasil’ev, M. V. Dul’tsev, S. V. Tarabrin, D. A. Dugenets

Prevention of violations is understood as the aggregate of state and public measures aimed at elimination and neutralization of causes and conditions enabling commitment of crimes. It is universally recognized that the priority tendency in struggle with criminality is the prevention thereof.

Key words: prevention, prevention record, social control, Cossacks, violations.

Правоохранительная система, осуществляющая социальный контроль над преступностью, давно нуждается в Федеральном законе «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Следует отметить давно назревшую необходимость и практическую значимость указанного Закона, так как он направлен на построение системы профилактики правонарушений в правовом государстве. Отсутствие подобного правового акта отрицательно сказывается на общегосударственной стратегии, направленной на: — противодействие противоправным деяниям в целом; — выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений; — воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений, ведущих антиобщественный образ жизни, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность. В настоящее время в научном сообществе активно обсуждается соответствующий проект Закона. Учитывая его актуальность, представляется целесообразным внести на обсуждение научной общественности ряд предложений, конкретизирующих отдельные положения рассматриваемого проекта. Так, законопроект не в полной мере раскрывает требуемый понятийный аппарат. Представляется целесообразным расширить понятийный аппарат, дополнив ст. 1 такими понятиями, как: профилактический учет, карточка учета, постановление (определение) о постановке на профилактический учет, постановление (определение) о прекращении профилактической работы в отношении гражданина. В этой связи необходимо: — ст. 1 дополнить п. 3 следующего содержания: «Профилактический учет — постановка на учет граждан по месту жительства правоохранительными органами (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, военная полиция <1> и др.), уполномоченными на это в целях правового воспитания, направленного на недопущение совершения ими правонарушений. Порядок и основания постановки на учет определяются федеральным законодательством»; ——————————— <1> В настоящее время ведется активная дискуссия о создании военной полиции. Авторам представляется, что создание военной полиции — вопрос времени.

— ст. 1 дополнить п. 4 следующего содержания: «Карточка учета — бланк (карта) установленного федеральным органом исполнительной власти образца, заполненный должностным лицом, уполномоченным на право ведения профилактической работы в отношении субъектов (физических и юридических лиц)»; — ст. 1 дополнить п. 5 следующего содержания: «Профилактический учет — обобщенные материалы о проведении профилактических действий в отношении граждан уполномоченными лицами федеральных органов исполнительной власти, склонных к совершению правонарушений (административных правонарушений или преступлений)»; — ст. 1 дополнить п. 6 следующего содержания: «Постановление (определение) о постановке на профилактический учет — вынесение официального определения о постановке на профилактический учет физического лица, склонного к совершению правонарушений (употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических препаратов, систематическое совершение административных правонарушений). Определение утверждается руководителем территориального органа исполнительной власти»; — ст. 1 дополнить п. 7 следующего содержания: «Постановление (определение) о прекращении профилактической работы в отношении гражданина — официальный документ, выносимый уполномоченным лицом федерального органа исполнительной власти в связи с определенными обстоятельствами (исправлением, убытием с данной местности, смертью и т. д.). Определение утверждается руководителем территориального органа исполнительной власти». Кроме того, по тексту законопроекта не в полной мере соблюдено требование об унификации понятийного аппарата: так, например, законопроект одновременно содержит упоминание о социальном контроле (п. 2 ч. 2 ст. 4) и об общественном контроле (ст. 17). В отношении цели государственной профилактики правонарушений необходимо отметить, что она несколько размыта. В этой связи из ч. 1 ст. 4 необходимо исключить слова «…организационно-управленческое обеспечение объединения усилий общества…». Кроме того, недостаточно четко, на наш взгляд, выделены задачи государственной профилактики правонарушений, что обусловливает необходимость изложить п. 1 ч. 2 ст. 4 в следующей редакции: «Организация и проведение профилактической работы», а п. 4 ч. 2 ст. 4 дополнить предложением: «Представители всех видов средств массовой информации принимают участие и оказывают содействие лицам, проводящим государственную политику в области профилактики правонарушений на местах». При рассмотрении ст. 5 законопроекта, посвященной принципам государственной системы профилактики правонарушений, представляется необходимым дополнить п. 1 ч. 1 ст. 5 следующего содержания: «законность и уполномоченность». В ст. 6 приведено законодательство Российской Федерации. Вместе с тем оно, на наш взгляд, не в полной мере представлено, что требует после слов «актов федерального органа исполнительной власти» добавить «…в том числе административных регламентов…», заменить слова «…муниципальных правовых актов» словами «…актов органов местного самоуправления». В отношении международного сотрудничества, учитывая роль и место Интерпола в системе профилактики и борьбы с преступностью, в ст. 8 после слов «организациями» добавить «и с Интерполом» <2>. ——————————— <2> См.: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.1986).

Вызывает сомнение целесообразность представленной формулировки названия ст. 12, в связи с чем мы считаем необходимым изложить название ст. 12 в следующей редакции: «Направление действий в отношении определенных лиц (физических и юридических) в целях недопущения (становления) ими жертвами противоправных действий». Статья 14 посвящена вопросу разработки целевых программ профилактики правонарушений. Вместе с тем законопроект не раскрывает порядок и источник финансирования. В этой связи ст. 14 следует дополнить ч. 2 «Финансирование целевых программ профилактики правонарушений в Российской Федерации производится за счет федерального, местных и муниципальных бюджетов, добровольных пожертвований со стороны юридических и физических лиц». Законопроект не в полной мере раскрывает государственные учреждения и организации, общественные объединения, занимающиеся вопросами профилактики правонарушений в своей области деятельности в соответствии с действующим законодательством. В этой связи мы считаем необходимым: 1. После ст. 27 следует продолжить (дополнить) ст. 28 следующего содержания: «Проведение профилактической работы с казачеством. Часть 1. Федеральные органы исполнительной власти по вопросам профилактики правонарушений в соответствии со статьей 5 ФЗ «О государственной службе российского казачества» осуществляют взаимодействие с казачеством. Часть 2. Казачество в целях поддержания правопорядка и обеспечения безопасности на вверенных территориях (хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое) проводит профилактику правонарушений с ведома правоохранительных органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации)». Это обусловлено задачами и функциями российского казачества, принимающего участие в охране общественного порядка <3>. ——————————— <3> См.: п. 2 ст. 4 ФЗ от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в ред. от 03.06.2009).

После ст. 33 следует продолжить (дополнить) ст. 34 — 36 следующего содержания: «Статья 34. Полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в области профилактики правонарушений Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена правоохранительная и государственная гражданская служба, в пределах своих полномочий и порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами в области профилактики правонарушений, принимает меры по: — воспитанию по вопросам безопасности; — постановке на профилактический учет; — ведению профилактического дела и его прекращению (передаче) в отношении физических лиц; — составлению актов обследования; — направлению представлений для устранения причин, способствующих совершению правонарушений (по вопросам пожарной безопасности); — проведению организационных мер (действий); — обеспечению взаимодействия между соответствующими субъектами по профилактическим вопросам; — и другие действия в рамках действующих федеральных законов, а также административных регламентов. Статья 35. Полномочия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в области профилактики правонарушений Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации и ее территориальные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена правоохранительная служба, в пределах своих полномочий и порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами в области профилактики правонарушений, принимают меры (по обеспечению исполнения уголовного наказания, не связанного с лишением свободы) по: — постановке на профилактический учет и проведению профилактических мероприятий; — правовому воспитанию; — ведению профилактического дела и его прекращению (передаче) в отношении физических лиц; — составлению актов обследования; — направлению представлений для устранения причин, способствующих совершению правонарушений; — проведению организационных мер (действий); — обеспечению взаимодействия между соответствующими субъектами по профилактическим вопросам; — и другие действия в рамках действующих федеральных законов. Статья 36. Полномочия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в области профилактики правонарушений Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена государственная правоохранительная служба, в пределах своих полномочий и порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами в области профилактики правонарушений, принимает меры (по обеспечению контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) по: — проведению профилактической работы по вопросам обеспечения оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации; — постановке на профилактический учет; — правовому воспитанию; — ведению профилактического дела и его прекращению (передаче) в отношении физических лиц; — составлению актов обследования; — направлению представлений для устранения причин, способствующих совершению правонарушений; — проведению организационных мер (действий); — обеспечению взаимодействия между соответствующими субъектами по профилактическим вопросам; — и другие действия в рамках действующих федеральных законов и административных регламентов; — выработке решений (предложений по вопросам совершенствования профилактической работы)». После ст. 33 следует продолжить (дополнить) ст. 42 следующего содержания: «Осуществление прокурорского надзора за реализацией данного Федерального закона. Часть 1. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и территориальные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляют общий надзор за соблюдением законности федеральными органами исполнительной власти, должностными лицами, осуществляющими профилактику правонарушений. Прокурор имеет право участвовать в организационных мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, требовать представления отчетов по направлениям профилактической деятельности. Прокурор обладает правом осуществления проверки законности ведения профилактического учета». Очевидно, что представленный законопроект Федерального закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» не лишен некоторых недостатков и нуждается в доработке. Вместе с тем его актуальность требует, с одной стороны, скорейшего его принятия, а с другой — тщательной проработки положений нормативно-правового акта. Фактически законопроект определяет стратегию развития системы государственной профилактики правонарушений, объединяющей усилия государственных органов и гражданского общества в области общей и частной превенции правонарушений.

——————————————————————