Вопросы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскных мер по противодействию криминальным угрозам

(Козлов В. И., Прохорова М. И.) («Российский следователь», 2009, N 7)

ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ

В. И. КОЗЛОВ, М. И. ПРОХОРОВА

Козлов В. И., кандидат юридических наук.

Прохорова М. И., кандидат юридических наук.

На основе анализа понятия и содержания информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскных мер по противодействию криминальным угрозам определены актуальные направления этой деятельности, а также направления совершенствования информационно-аналитической работы. Одной из основных составляющих организации оперативно-розыскных мер противодействия преступности является их информационно-аналитическое обеспечение, которое связано с изучением, преобразованием, анализом, использованием и хранением информации, отражающей реальные явления и процессы, факты и события, происходящие в этой сфере. Систематическое накопление достоверной, характеризующей оперативную обстановку информации, ее своевременный и качественный анализ, принятие на этой основе управленческих решений — именно в этом состоит одно из главных условий научной организации борьбы с преступностью <1>. ——————————— <1> См.: Иванов Н. Н. Интенсификация информационного обеспечения управления: проблемы и пути решения // Интенсификация информационного обеспечения управления в органах внутренних дел: Труды Академии МВД России. М., 1992. С. 3.

От того, как организовано информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия криминальным угрозам, во многом зависит и вся деятельность ее субъектов, включенных в сферу противодействия преступности. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по противодействию преступности — это система сбора, обработки, хранения и использования информации, необходимой для создания функционально-организационного механизма в данной сфере правоохранительной деятельности. Кроме того, оно имеет свои специфические задачи: обеспечение необходимой информацией субъектов противодействия преступности; определение видов и объемов информации, источников получения и носителей, сроков ее поступления и форм представления; обработка (систематизация, обобщение и пр.) поступающей первичной информации, преобразование ее в виды и формы, необходимые для организации деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства; распределение поступившей и обработанной информации между звеньями системы ее субъектов (непосредственными исполнителями) согласно выполняемым ими функциям или решаемым задачам; обеспечение хранения поступившей информации, своевременного ее поиска и выдачи; внедрение технических средств сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации в целях ускорения и оптимизации этих процессов. Для информационно-аналитического обеспечения противодействия преступности необходимо определить источники, виды и способы получения различного рода информации, разработать группировку этих сведений, обеспечить их сопоставительный анализ. Это предполагает: получение фактических сведений о преступности; оценку ее распространенности в сочетании с количественными показателями о преступлениях и преступниках. Актуальным направлением информационного обеспечения процесса противодействия является устранение бессистемности в сборе информации, рассогласованности между различными субъектами в анализе информации о криминогенной обстановке и разработке мер реагирования на ее осложнения, что в конечном счете позволяет принять эффективные управленческие решения и повысить уровень их реализации. В связи с этим одним из приоритетных направлений совершенствования эффективности деятельности правоохранительных органов является использование новых, современных подходов в организации их информационного взаимодействия, таких как создание единого информационного пространства правоохранительных органов. Это позволит: оградить федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации информацией о защите личности, общества, государства от противоправных посягательств; обеспечить эффективное информационное взаимодействие всех правоохранительных органов по координации их усилий по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства; реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т. п.); использование взаимной доступности к определенным блокам информационных массивов в качестве действенного средства борьбы с наиболее опасными видами преступности. Глубокий и всесторонний анализ информации о состоянии преступности помогает успешно устранять причины ее возникновения и изменять условия, ей способствующие <2>. ——————————— <2> См.: Сосновский В. В. Методика анализа криминологической обстановки в городе и районе: Методические рекомендации. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. С. 3 — 4.

Единое информационное пространство как сложный информационный комплекс должно создаваться с учетом существующих межведомственных соглашений по информационному обмену, а также информационно-технологической совместимости создаваемых в рамках единого информационного пространства информационных систем и банков данных. Особого внимания требует целеустремленность, своевременность, наступательность и оперативность документирования противоправных действий лица для последующего реагирования. Реализация этих требований предполагает: принятие мер получения необходимой информации; выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; обнаружение признаков преступлений; установление и фиксацию конкретных фактов (эпизодов) преступного поведения; выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений; обеспечение безопасности объектов посягательств; возмещение материального ущерба; обеспечение выявления и закрепления фактических данных, относящихся к событию преступления; о причастности проверяемых к подготовке или совершению криминальных деяний; выявление лиц, могущих быть свидетелями; обеспечение безопасности жизни и здоровья потенциальных потерпевших и свидетелей. Завершая анализ отдельных вопросов информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия криминальным угрозам, необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть, что: выводы о развитии криминальной ситуации в основном базируются на сравнении цифровых показателей уровня, структуры и динамики зарегистрированных преступлений, как правило, без учета их взаимозависимостей между собой и с факторами внешней среды функционирования; не содержат конкретных предложений и проектов управленческих решений, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности. При анализе не всегда используются материалы инспекторских и контрольных проверок, результаты анализа писем, жалоб и заявлений граждан, информация других правоохранительных и иных органов, учреждений и общественных объединений, публикации средств массовой информации, нормативные материалы. Не проводится текущее отслеживание развития оперативной обстановки, хотя для упреждающего реагирования важно иметь именно раннее выявление складывающихся в криминогенной сфере тенденций. Следует отметить, что такой анализ был бы особо оценен при условии применения в нем оперативно-поисковой информации. В аналитической работе слабо используются возможности типологического анализа. В этих целях не выработана система базовых показателей. Практически не осуществляются региональные замеры латентности преступности. Далеко не везде разрабатываются прогнозы развития криминальной ситуации, а имеющиеся зачастую наивны и не подкрепляются конкретными расчетами. Не обеспечивается вариантность прогнозов. Известно, что в статистике отмечается спад числа зарегистрированных преступлений. Однако, на наш взгляд, это не стоит рассматривать как свидетельство качественного оздоровления криминологической обстановки. В стране сохраняются все условия для регенерации преступности, а следовательно, наблюдающиеся позитивные изменения показателей динамики преступности — либо следствие воздействия фактора случайности и носят проходящий характер, либо проявление известных приемов манипулирования формированием статистических показателей. В связи с этим совершенствование информационно-аналитической работы может осуществляться по следующим направлениям: создание соответствующего правового обеспечения; подбор, расстановка, специализированная подготовка и переподготовка кадров; приобретение, поддержание в рабочем состоянии и обновление необходимой современной техники и программного обеспечения; формирование полноценной интегрированной базы данных, обеспечение оптимального режима пополнения, хранения, обработки и представления первичной и переработанной информации по запросам; обеспечение единообразия методов анализа, содержательной оценки и интерпретации информации, включая методы моделирования и прогнозирования; разработка единых стандартов оформления и унифицированных сроков представления результатов анализа (вариантов управленческих решений, информационно-аналитических и справочных материалов, проблемных записок, предложений и представлений, тезисов докладов и выступлений, иных информационно-аналитических и оперативно-справочных материалов); формирование у руководителей всех уровней навыков и привычек грамотного использования результатов информационно-аналитической работы, в том числе при принятии решений, подготовке всех видов планов, включая межведомственные, отчетных документов и т. п.; организация внешнего и внутреннего конструктивного взаимодействия информационно-аналитических подразделений правоохранительных органов; контроль за организацией этой работы.

——————————————————————