К вопросу о регламентации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина

(Захарцев С. И., Игнащенков Ю. Ю.)

(«Российский следователь», 2006, N 5)

К ВОПРОСУ О РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,

ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

С. И. ЗАХАРЦЕВ, Ю. Ю. ИГНАЩЕНКОВ

Захарцев С. И., доктор юридических наук.

Игнащенков Ю. Ю., кандидат юридических наук.

Суд согласно законодательству Российской Федерации не осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Однако в ее осуществлении судебные органы играют заметную роль. Так, оперативно-розыскные мероприятия, предусматривающие ограничения конституционных прав человека и гражданина, проводятся на основании судебного разрешения.

По нашему мнению, разрешение суда на проведение таких мероприятий действительно необходимо. Именно суд, объективно рассматривая материалы о проведении мероприятий, ограничивающих конституционные права, и давая на них разрешение, выступает гарантом обоснованного ограничения указанных прав.

Однако в правовой регламентации указанных мероприятий имеются вопросы, на которые следует обратить внимание.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. То есть возможность проведения названных мероприятий прямо зависит от категории тяжести раскрываемого преступления. Однако тяжких и особо тяжких преступлений в УК РФ относительно не много.

В законодательстве значительной части европейских государств, напротив, разрешение на проведение указанных мероприятий дается по другим принципам и не зависит от категории тяжести преступления. Так, в законах ФРГ содержится общий перечень преступлений, по которым возможно проведение названных мероприятий, где, в частности, указываются: преступления против мира и государственная измена; подрыв демократического строя и законности; шпионаж или угроза международной безопасности; преступления против национальной обороноспособности; преступления против войск НАТО в ФРГ; преступления, учтенные в разд. 129а Уголовного кодекса (убийство, геноцид, похищение людей с целью выкупа, захват заложников, уничтожение имущества путем поджога или взрывов в транспортных средствах и отравление); преступления, учтенные в разд. 92.1(8) Акта об иностранцах (секретная запрещенная организация и деятельность групп, состоящих в основном из иностранцев). Аналогичный подход и у ряда других стран. Например, в США и Великобритании для проведения прослушивания телефонных переговоров и аналогичных мероприятий достаточно того, что раскрываемое преступление связано с незаконным оборотом наркотиков, оружия и т. д.

Представляется, что в России следует учитывать мировой опыт правовой регламентации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Думается, что не стоит связывать разрешение на проведение указанных мероприятий именно с категорией тяжести раскрываемых преступлений. Правовой базой для необходимых изменений является Конституция Российской Федерации, в ч. 3 ст. 55 которой указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

——————————————————————