Проблемные аспекты реализации Национального плана по борьбе с коррупцией

(Васильев Ф. П.) («Безопасность бизнеса», 2009, N 2)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ

Васильев Ф. П., ведущий научный сотрудник научного центра Академии управления Министерства внутренних дел РФ, член РАЮН, доцент, доктор юридических наук.

В целях реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом России от 31 июля 2008 г. (Пр-1568) <1>, а также Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» <2> и борьбы с организованной преступностью экономической направленности целесообразно внести изменения и дополнения в следующие нормативно-правовые акты: ——————————— <1> См.: Российская газета. 05.08.2008. С. 10. <2> См.: Российская газета. 10.09.2008. С. 18.

1. В ст. 150 («Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов») Бюджетного кодекса РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ) в п. 1 добавить абзац: «Контролирующие органы при наличии грубых нарушений правил, установленных настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, материалы проверки направляют в органы, осуществляющие борьбу с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности». 2. В Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» следует: 1) внести дополнения: — в ст. 3 («Принципы осуществления контроля») после слова «гласности»: «взаимодействуя с правоохранительными органами, ведущими борьбу с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности»; — в ст. 5 («Председатель Счетной палаты и заместитель Председателя Счетной палаты») после абзаца 13 добавить: «Председатель Счетной палаты и заместитель Председателя Счетной палаты принимают участие в работе коллегии органа, ведущего борьбу с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности»; — статью 11 дополнить вторым абзацем: «Вопросы и порядок взаимодействия Счетной палаты с правоохранительными органами по отдельным направлениям регулируются совместными административными регламентами»; 2) добавить новую ст. 31.1 «Обеспечение личной безопасности сотрудников Счетной палаты»: «В период проведения проверки (а также по заявлению действующего члена Счетной палаты) органы, ведающие вопросами обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в установленном законом порядке обеспечивают охрану этих лиц, членов их семей, а также их имущества». 3. Внести дополнения: 1) пункт 10 («Руководитель Федеральной антимонопольной службы») Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» <3> дополнить п. 10.11: «Вопросы порядка взаимодействия с органами, ведущими борьбу с коррупцией и правонарушениями экономического характера, определяются в совместных административных регламентах»; ——————————— <3> В ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2006 N 628, от 28.11.2006 N 724, от 08.02.2007 N 83, от 28.03.2008 N 217, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007 N ГКПИ07-320.

2) в Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» <4> в п. 9 («Руководитель Федеральной налоговой службы») следует добавить п. 9.9 Положения: «В целях обеспечения реализации статей главы N 6 Налогового кодекса РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ утверждает административные регламенты, устанавливающие взаимодействия по соответствующим направлениям». ——————————— <4> В ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 72, от 27.05.2005 N 336, от 01.10.2005 N 601, от 23.11.2005 N 693, от 27.05.2006 N 318, от 03.06.2006 N 349, от 10.08.2006 N 479, от 14.12.2006 N 767, от 31.03.2007 N 197, от 06.06.2007 N 351, от 22.02.2008 N 116, от 15.07.2008 N 532, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.03.2005 N 127.

4. Добавить новый раздел «Порядок взаимодействия с органами, ведущими борьбу с коррупцией и финансовыми правонарушениями» в регламент Министерства финансов РФ, утвержденный Приказом министерства финансов РФ от 23 марта 2005 г. N 45н: 1) вопросы взаимодействия Министерства с правоохранительными органами министр Министерства финансов РФ согласовывает с руководителями соответствующих федеральных министерств, служб и агентств посредством утверждения соответствующих административных регламентов; 2) руководители территориальных органов Министерства финансов РФ в случае обнаружения грубых нарушений правил проведения финансовых, валютных операций, а также других операций материалы проверки направляют в соответствующие территориальные правоохранительные органы в течение 5 дней; 3) Министерство финансов РФ и его соответствующие структурные подразделения вправе в рамках действующих нормативно-правовых актов осуществлять контрольные функции совместно с представителями правоохранительных органов в пределах установленных совместными административными регламентами. 5. Дополнить Приказ Министерства финансов РФ от 6 ноября 2007 г. N 98н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственных функций органа валютного контроля»: — «территориальные органы финансово-бюджетного надзора, в случае обнаружения нарушений правил проведения валютных операций, копии материалов проверки в течение 5 дней направляют в территориальные органы, ведущие борьбу с коррупцией и финансово-налоговыми правонарушениями». 6. Подобное дополнение следует внести также в Приказ Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. N 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности», а именно: территориальные органы финансово-бюджетного надзора, в случае обнаружения нарушений правил проведения валютных операций, копии материалов проверки в течение 5 дней направляют в территориальные органы, ведущие борьбу с коррупцией и финансово-налоговыми правонарушениями. Предложения по вопросам реализации действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <5>: ——————————— <5> С изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля 2008 г.

Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов»: «1. Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей. «2. Использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Статья 15.18. «Незаконные сделки с ценными бумагами»: «Совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей. Статья 15.21. «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»: «Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей. Статья 15.25. «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»: «1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании. 2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. «3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. 4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. 5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. 6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч. Статья 15.26. «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»: «1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности — влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. «2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. «3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), — влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Предлагается изменить санкцию: влекут наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Статья 15.27. «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: «Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток». Предлагается изменить санкцию: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация сроком до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Кроме того, целесообразно предоставить сотрудникам милиции, ведущим борьбу с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, право составления протокола об административном правонарушении, а именно внести следующие изменения в статьи действующего КоАП РФ: «Статья 28.3. «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» 1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа». Далее добавить: Дела, связанные с использованием бюджетных и внебюджетных средств, валютными операциями, рассматриваются только судами. Далее в п. 1 ч. 2: 1) должностные лица органов внутренних дел (милиции) — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.35 — 5.43, 5.47, 5.49, 6.3, 6.6 — 6.14, 6.15, 7.1, ч. ч. 2 и 3 ст. 7.2, ст. ст. 7.3 — 7.9, 7.11 — 7.15, 7.17 — 7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, ч. ч. 1 и 3 — 5 ст. 8.13, ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.21, 8.28 — 8.32, ч. ч. 1 и 2 ст. 8.37, ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5, ст. ст. 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, ч. 2 ст. 11.1, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.6, ст. 11.16, ч. ч. 4 и 5 ст. 11.17, ст. ст. 11.21, 11.22, 11.26, 11.27, 11.29, ч. 4 ст. 12.2, ч. 2 ст. 12.3, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.4, ч. ч. 3 — 6 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.7, ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ст. 12.26, ч. ч. 2 и 3 ст. 12.27, ст. ст. 13.1 — 13.4, 13.10, ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 13.12, ст. ст. 13.13 — 13.15, 13.21, 14.1 — 14.5, 14.7, 14.10 — 14.18, 14.23, а также добавить ст. 14.24 («Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле») ч. ч. 1 — 3 ст. 14.26 («Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения»), ч. 1 ст. 14.27, ч. ч. 1 и 5 ст. 14.34, ст. ст. 15.1, 15.2, добавить ст. ст. 15.11 («Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»), 15.12 — 15.24 и добавить ст. ст. 15.25, 15.26, 15.27, 17.1 — 17.3, 17.7, 17.9 — 17.13, 18.2 — 18.4, 18.8, 18.9, 18.11, 18.12, 18.14, 19.1, 19.3 — 19.7, 19.11 — 19.17, 19.19 — 19.21, 19.23, 20.2 — 20.6, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.22, ч. 2 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении частных детективов (охранников)), ст. ст. 20.25, 20.28 настоящего Кодекса. Одновременно следует внести изменения в Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (с изменениями от 15 ноября 2006 г., 11 октября 2007 г., 16 июня 2008 г.), а именно: — дополнить отдельные разделы (пункты), определяющие полномочия сотрудников криминальной милиции по пресечению определенных административных правонарушений, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, финансово-налоговыми правонарушениями (в том числе — ОЭП) с определением статей, указанных в ст. 28.3 КоАП РФ. В настоящее время Приказ конкретизирован в основном в отношении сотрудников милиции общественной безопасности. Тем самым административно-юрисдикционные вопросы ОВД следует конкретизировать с учетом преобразования новых подразделений в составе криминальной милиции. Кроме того, конкретизация основных федеральных законов способствует разрешению проблемных аспектов обеспечения доказательствами на любых стадиях разрешения дела об административных правонарушениях не только судами, но и иными правоприменительными органами. В целом и в области законотворчества должна присутствовать инновационность. Эти неизменные требования предъявляет Президент РФ Д. А. Медведев. Рассматривая проблемные аспекты в доказательственном процессе, следует отметить и то, что при проведении профилактических мероприятий, получении сообщений о готовящемся правонарушении или личном обнаружении административного правонарушения должностные лица должны предпринять определенные меры для их предотвращения и пресечения, руководствуясь в своих действиях нормами соответствующего закона. Но эти действия завершаются параллельно с применением санкций в отношении различных правонарушителей. И возникает вопрос: всегда ли это должно проходить? Если мы говорим о наличии и верховенстве судебной власти, наверное, следует сократить число (перечень) субъектов, обладающих правом наложения административного наказания, до минимума (их сегодня свыше 60). Ибо мы не сможем отказаться от того, что административное правосудие осуществляется не только судом, но и многими административными органами. По нашему мнению, мировые судьи должны рассматривать все административные дела: — если дело связано с нарушением чести и достоинства, прав и свобод участников правоотношения; — если в законе предусмотрены административные штрафы (санкции) свыше 3 тыс. руб.; — в отношении юридических (неюридических) и физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью; — в отношении иностранных граждан; — по делам, по которым предусматривается конфискация, изъятие вещей и предметов, или когда потерпевший на стадии составления протокола об административном правонарушении заявляет о наличии морального или материального вреда. Что касается специальных субъектов — сотрудников правоохранительных и судебных органов, органов прокуратуры, то административные дела должны рассматриваться областными, республиканскими и краевыми судами. Это связано с реализацией требований Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 г.) и ст. 1.4 («Принцип равенства перед законом») КоАП РФ, где говорится: «1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), УСТАНАВЛИВАЮТСЯ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ <6>» (выделено нами. — Ф. В.). ——————————— <6> По смыслу закона складывается впечатление, что законодатель предусматривает возможность пересмотра действующей Конституции РФ по вопросам привлечения к административной ответственности отдельных должностных лиц — представителей законодательной и судебной власти, а издание отдельного федерального закона не состоялось, хотя Президент РФ В. В. Путин во время встречи с судебными работниками (2003 г.) отметил, что не должно быть лиц, которые не несли бы юридической ответственности за свои противоправные действия.

И эти требования с 2001 г. по настоящее время на должном уровне не реализовываются, хотя в ст. 19 Конституции РФ определено: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В связи с этим в целях недопущения искажений при толковании норм КоАП РФ (в то числе Верховным Судом РФ и Президиумом Верховного Суда РФ) по вопросам составления протокола об административном правонарушении в отношении отдельных лиц (скажем, сотрудников органов прокуратуры, судей и т. д.) внести дополнение в Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 г.), а именно: — в п. 2 Указа — «рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности (далее добавить: «а также должностным лицам правоохранительных органов»), придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц». И в п. 1 Общих принципов служебного поведения государственных служащих (утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885) (с изменениями от 20 марта 2007 г.) следует дополнить, а именно: 1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих (далее добавить: «в том числе должностных лиц федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам» (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 <7>)), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. ——————————— <7> Имеется в виду первый раздел структуры федеральных органов исполнительной власти.

На основе анализа различных точек зрения, а также обмена мнениями с различными должностными лицами, обладающими правом реализации норм как действующего КоАП РФ, так и законов субъектов РФ об административной ответственности, можно сделать вывод, что обеспечение дела об административном правонарушении доказательствами имеет поэтапный характер, подразделяющийся на два самостоятельных этапа: на стадию возбуждения дела об административном правонарушении и на стадию его рассмотрения. В связи с чем в КоАП РФ доказательства следует подразделять на полученные в ходе составления протокола об административном правонарушении и полученные в процессе рассмотрения административного дела. На обоих этапах те или другие субъекты доказывания, безусловно, руководствуются при исследовании доказательств своими внутренними убеждениями и определяют относимость, допустимость и достаточность доказательств. В главе 28 действующего КоАП РФ (возбуждение дела об административном правонарушении) следует определить в отдельной статье, что лицо, возбудившее дело, проводившее административное расследование и составившее протокол об административном правонарушении, не обладает правом рассматривать дело об административном правонарушении, ибо оно будет выступать в качестве заинтересованного лица по делу и не будет предпринимать меры по устранению допущенных процессуальных ошибок. Следует предусмотреть отдельные статьи в главе 27 действующего КоАП РФ о производстве выемки и опознания предметов и вещей, а также физического лица, поскольку эти процессуальные действия требуют отдельного подхода, которые имеют немаловажное значение при собирании доказательств по делу. Это важно, тем более в случае передачи ранее возбужденного дела об административном правонарушении органам следствия и дознания для возбуждения уголовного дела, то произведенные с несоблюдением необходимых процессуальных правил и несвоевременностью их производства эти действия не позволят разрешить данное дело по существу. Необходимость их проведения на практике возникает чаще всего по делам об административных правонарушениях по факту мелкого хищения чужого имущества, при установлении личности административного правонарушителя. В главе 27 Кодекса предусмотреть отдельную статью об осмотре места совершения административного правонарушения уполномоченными лицами, обладающими правом возбуждать дело об административном правонарушении в целях узаконения их прав и обязанностей, так как данное процессуальное действие зачастую выступает основным доказательственным действием по делу и способствует доказыванию, в частности, по факту не только ДТП, но и нарушения правил техники безопасности, хищения чужого имущества, повреждения материальных ценностей и т. п. И в статье следует указать, что необходимость осмотра места происшествия определяют уполномоченные лица, обладающие правом разрешить дело об административном правонарушении. Законодателю следует также в главу 25 КоАП РФ добавить отдельные статьи в отношении участников по делу об административном правонарушении: председателя и секретаря административных комиссий их процессуальные обязанности и права секретаря коллегиального органа (и предусмотреть административную ответственность, скажем, за искажение содержания протокола заседания). Существенным фактором является то, что правовое внимание направлено на развитие малого и среднего бизнеса (предпринимательской деятельности), в связи с этим в действующем КоАП РФ должна быть отдельная статья, посвященная вопросам осмотра места происшествия, где должен быть отдельный пункт об осмотре квартиры с разрешения мирового или федерального судьи на осмотр квартиры, если вопросы производства документации (ведение документации) производится непосредственно в квартире предпринимателя <8>. ——————————— <8> В настоящее время немало случаев, когда предприниматель во время регистрации дает вымышленные адреса, и в последующем ведение документации и ее хранение проходит по месту жительства одного из работников (бухгалтера) или собственника. Тем самым контрольные вопросы находятся в проблемных ситуациях.

В главу 29 действующего КоАП РФ в ст. 29.13 следует добавить ч. 3 о том, что представление об устранении причин, условий, способствующих совершению административного правонарушения судьей, органом, должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, направляется только с момента вступления в законную силу вынесенного решения по делу. Именно представление выступает как документ, способствующий дальнейшей профилактике правонарушений на местах. По мнению ученых научного центра Академии управления МВД России, подобный подход необходим с учетом того, что доказательства по административному делу, изложенные в представлении и направленные прав оприменительным субъектом, также требуют проведения в дальнейшем профилактических мероприятий лишь после вступления в законную силу вынесенного постановления. В противном случае представление до вступления в законную силу вынесенного постановления может создать коллизии в области правоприменительной деятельности работодателя, так как на основании представления должностные лица применяют к виновным лицам юридические меры дисциплинарного характера, которые преобразуют соответствующие правовые последствия для работника, которые он в последующем также вправе обжаловать в суде. В заключение следует отметить, что правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами (в нашем случае — в том числе сотрудники милиции, ведущие борьбу с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности) устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым Регламентом, утверждаемым Правительством РФ <9>. Издание совместных административных регламентов различными надзорно-контрольными органами (кроме судебной власти) совместно с МВД России способствует разрешению проблем деятельности определенных служб и подразделений. ——————————— <9> См.: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 07.06.2004. N 23. Ст. 2313, а также см.: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СЗ РФ. 21.11.2005. N 47. Ст. 4933.

Кроме того, если Президент РФ настаивает на усилении юридической ответственности должностных лиц, то целесообразнее издание двух важных нормативных правовых актов: — во-первых, учитывая, что вопросы о дисциплинарной ответственности истолковываются с различных позиций, и в целях недопущения искажения норм о юридической ответственности тех или иных должностных лиц, следует издать федеральный закон «О дисциплинарной ответственности в Российской Федерации». Если в правовой науке говорится о видах юридической ответственности, то и должны быть конкретные федеральные законы об их регулировании, поскольку имеются по всем видам ответственности определенные процессуальные правила. Закон нужен для того, чтобы каждое ведомство не прикрывалось ведомственной неприкосновенностью и правилами, а работодатель любой категории знал свои права и обязанности; — во-вторых, нужен президентский указ «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с коррупцией», так как сегодня каждое ведомство вопросы борьбы с правонарушениями понимает по-своему и никто не хочет быть зависимым от закона или же быть подотчетным контролирующему органу. Думается, разрешение этих вопросов будет способствовать также дальнейшему развитию правового Российского государства в XXI в.

——————————————————————