Уголовно-правовые меры по борьбе с преступностью в послевоенном СССР
(Носик Н. А.)
(«Общество и право», 2009, N 3)
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В ПОСЛЕВОЕННОМ СССР
Н. А. НОСИК
Носик Надежда Андреевна, адъюнкт кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.
В статье раскрывается содержание уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью в послевоенном СССР (1945 — 1953 гг.). Дается оценка уголовного законодательства Советского государства к моменту окончания Великой Отечественной войны. Выявляются тенденции дальнейшего развития уголовно-правовой политики. Исследуются уголовные законы, направленные на борьбу с отдельными видами преступлений. Автор комментирует решения государства об отмене смертной казни (1947 г.) и последующего ее восстановления (1950 г.). Обосновывается усиление жесткости уголовных наказаний за посягательства на собственность и деяний против государства.
Ключевые слова: Уголовный кодекс, борьба с преступностью, уголовно-правовые меры, Советское государство, послевоенный период, наказание в виде смертной казни, преступления против собственности и государства.
In article the maintenance of criminally-legal measures on struggle against criminality in the post-war USSR (1945 — 1953) reveals. The estimation of the criminal legislation of the Soviet state by the time of the Great Patriotic War termination is given. Tendencies of the further development of a criminally-legal policy come to light. The criminal laws directed on struggle against separate kinds of crimes are investigated. The author makes comments on decisions of the state on an abolition of capital punishment (1947) and its subsequent restoration (1950). Strengthening of rigidity of criminal punishments for encroachments on the property and acts against the state is proved.
Key words: the Criminal Code, struggle against criminality; criminally-legal measures, the Soviet state, the postwar period, punishment in the form of the death penalty, crimes against the property and the state.
В послевоенный период функционирования СССР (1945 — 1953 гг.) действовал принятый еще в 1926 г. Уголовный кодекс РСФСР [1], в который, однако, с момента принятия было внесено немало изменений. Рассмотрим основные из них. Но прежде всего отметим, что окончание Великой Отечественной войны определенным образом повлияло на развитие уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью. Прежде всего сыграло свою роль резко ухудшившееся экономическое положение, вызванное военной разрухой, а также неблагоприятными климатическими факторами. Например, в 1946 г. по данным, представленным Госпланом СССР на имя заместителя Предсовмина СССР А. А. Андреева, погибли от засухи большие площади зерновых культур, урожай собирали или с большим опозданием или вообще оставили на полях. К весне погибло 2,6 млн. га озимых. Остались неубранными или погибли от засухи огромные площади обрабатываемой земли. Хлеба не хватало.
В соответствии с методами административно-командного управления проблему продовольствия (по сути, проблему голода на значительной части территории страны, которая наибольшее обострение получила в 1946 — 1947 гг.) стали решать принудительными средствами, переходящими в карательные меры. Так, 27 июля 1946 г. было принято Постановление Совмина и ЦК КПСС «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи», а позже, 25 октября 1946 г. — Постановление «Об обеспечении сохранности государственного хлеба». В последнем документе указывалось, что «руководители партийных и советских организаций, работники прокуратуры и Министерства внутренних дел… склонны мириться с фактами хищений и разбазаривания государственного хлеба и не принимают необходимых мер по обеспечению его сохранности». И если в 1945 г. было осуждено 5757 председателей колхозов, которых делали «крайними» в том, что вообще эта проблема возникла, то в 1946 г. — уже 951113. Судили бригадиров, заведующих фермами. В некоторых районах было осуждено от четверти до половины всех председателей [2, с. 126].
Причем тогда действовали еще предвоенные уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений против социалистической и личной собственности. Однако новые, более жесткие законы не заставили себя долго ждать. Уже 4 июня 1947 г. был издан Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» [3]. В первой статье говорилось: «1. Кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации». Далее следовали привилегированные и квалифицированные составы данного преступления: «2. Хищение государственного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах, карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от десяти до двадцати пяти лет с конфискацией имущества. 3. Кража, присвоение, растрата или иное хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества — карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации. 4. Хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах, карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от восьми до двадцати лет с конфискацией имущества. 5. Недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества, предусмотренном статьями 2 и 4 настоящего Указа, карается лишением свободы на срок от двух до трех лет или ссылкой на срок от пяти до семи лет».
В тот же день, т. е. 4 июня 1947 г., был принят и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны личной собственности граждан» [4]. В обоих Указах, по сравнению с действовавшим тогда уголовным законодательством, регулирующим ответственность за хищения имущества (УК РСФСР 1926 г.), более тщательно с юридической точки зрения были разработаны составы соответствующих преступлений [5, с. 522] и значительно усилено наказание (например, за особо квалифицированное хищение личного имущества путем разбоя по Указу предусматривалось лишение свободы на срок до 20 лет, а ранее было до 10 лет).
Примечательно, что законодатель отказался смешивать в том же составе разбоя два преступления — собственно разбой и неосторожное убийство при совершении разбоя (по Указу эти деяния стали квалифицироваться отдельно, а ранее предполагался один состав разбоя). Было также сочтено целесообразным отказаться от понятия «социальная опасность» при определении меры наказания. Однако в Москве понимали, что дальнейшее обескровливание кадров на селе, где в результате войны и без того испытывался острейший дефицит, лишь усугубит положение. По инициативе Н. С. Хрущева, в ту пору первого секретаря ЦК Компартии Украины, 21 февраля 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». Характеризуя людей, которые не хотели работать в колхозах, как «преступные и паразитические элементы», Хрущев в письме Сталину неожиданно обратился к опыту дореволюционной России: «В царской России был закон, по которому крестьянские общества могли выносить приговор об удалении из села лиц, дальнейшее пребывание коих в этой среде угрожает местному благосостоянию и безопасности (Свод законов Российской империи, т. IX, ст. 683). Ясно, что этот закон ограждал частную собственность и был направлен против людей, социально опасных для царско-помещичьего строя. В наше время следовало бы для усиления охраны социалистической собственности изучать закон, представляющий право общим собраниям выносить приговоры о выселении за пределы республики наиболее опасных, антиобщественных и преступных элементов, упорно не желающих приобщаться к общественно-полезному труду» [6, с. 31 — 36].
Это был неожиданный и смелый ход, поскольку предлагалось использовать опыт царской России, однако в сложной ситуации с продовольствием в послевоенные годы эта идея не только никого не шокировала из властной элиты, но и была поддержана — 2 июня 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». В Указе, в частности, говорилось: «1. Предоставить общим собраниям колхозников или общим собраниям сел и деревень на территории РСФСР, УССР (за исключением западных областей), БССР (за исключением западных областей), Карело-Финской ССР, Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской и Киргизской ССР право выносить общественные приговоры о выселении из села (деревни) лиц, которые упорно не желают честно трудиться, ведут антиобщественный образ жизни, подрывают трудовую дисциплину в сельском хозяйстве и своим пребыванием в селе угрожают благосостоянию колхозов, колхозников и их безопасности. 2. Для вынесения общественного приговора о выселении лиц, упомянутых в ст. 1 настоящего Указа, необходимо присутствие на общем собрании большинства членов колхоза или совершеннолетних крестьян села (деревни). Общественный приговор принимается открытым голосованием простым большинством участников собрания. 3. …Общественный приговор представляется сельским Советом на утверждение исполнительного комитета райсовета. Если райсовет найдет приговор правильным и обоснованным, то приговор принимает законную силу. 4. Лица, в отношении которых вынесены общественные приговоры о выселении, подлежат удалению из пределов края, области, республики сроком на 8 лет в отдаленные местности, перечень которых устанавливается Советом Министров СССР. 5. Лицо, выселенное по общественному приговору, по истечении 5 лет может возбуждать ходатайство перед исполкомом райсовета, которым утверждался обвинительный приговор, о возвращении на прежнее место жительства». Характерно, что Сталин, согласившись с представленным ему проектом, все же не решился его обнародовать, сделав резолюцию «Не для печати» [6, с. 36]. Однако в устном порядке он был доведен до сведения крестьянского населения, поскольку без этого невозможно было организовать колхозные собрания, на которых принимались решения о выселении колхозников, ведущих паразитический образ жизни. По сведениям отдела спецпоселений МВД СССР, за период с 1948 по начало 1953 гг. было выселено 33266 колхозников и 13598 членов их семей. Пик выселений пришелся на 1948 г., когда были направлены в ссылку 27335 человек» [6, с. 36]. Таким образом, впервые власть переложила на общественность часть карательно-судебных функций, связанных с вынесением «приговоров», соразмерных уголовному наказанию, поскольку в УК РСФСР предусматривались меры наказания мягче, чем рассмотренная мера, которую с чисто формальной стороны можно отнести, очевидно, к административным мерам.
Некоторым образом изменилась также позиция государства в борьбе с преступлениями, посягающими на советский строй. Этим деяниям посвящена первая же глава Особенной части УК РСФСР. В статьях 58.1 — 58.14 были сформулированы традиционные для советского уголовного права составы преступлений против государства: измена Родине, шпионаж, недонесение о совершенной измене, вооруженное восстание против СССР, шпионаж, диверсия, террористический акт против представителей советской власти, антисоветская пропаганда и агитация, «контрреволюционный саботаж». Как правило, за их совершение предусматривалась смертная казнь (эта мера наказания, так и не исключенная из УК РСФСР в связи с Указом об отмене смертной казни, не действовала в указанный выше период). В послевоенный период к данному перечню добавился еще один состав преступного деяния против государства — 9 июня 1947 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» [7]. Этот Указ помогал следствию привлекать к уголовной ответственности лиц, в отношении которых не было возможности доказать факт шпионажа, т. е. целенаправленной передачи гостайны иностранным разведкам, в то время как факт разглашения гостайны доказать можно было сравнительно несложно. Наказание предусматривалось достаточно жестким — до 12 лет лишения свободы должностным лицам и до 10 лет — частным лицам. В этом же Указе содержался и еще один совершенно новый состав преступления — «заявка или передача за границу изобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющих государственную тайну, сделанных в пределах СССР, а также сделанных за границей гражданами СССР, командированные государством, если эти преступления не могут быть квалифицированы как измена Родине или шпионаж». Данное деяние каралось заключением в ИТЛ на срок от 10 до 15 лет, и соответствующие уголовные дела должны были рассматриваться военными трибуналами. Принятие этого акта подтверждает общую стратегию советского руководства во внутренней политике, в данном случае власть пригрозила научному сообществу, повысив тем самым социальное напряжение в стране.
Представляет интерес и позиция Советского государства по поводу такой уголовно-правовой меры, как наказание в виде смертной казни. Дело в том, что в 1947 г. в СССР была отменена смертная казнь. В Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» [8] в качестве мотива данного решения отмечалось: «Историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную преданность Советской Родине и Советскому Правительству всего населения Советского Союза. Вместе с тем международная обстановка за истекший период после капитуляции Германии и Японии показывает, что дело мира можно считать обеспеченным на длительное время, несмотря на попытки агрессивных элементов спровоцировать войну. Учитывая эти обстоятельства и идя навстречу пожеланиям профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих мнение широких общественных кругов, Президиум Верховного Совета СССР считает, что применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». И далее Верховный Совет СССР постановлял: «1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за преступления действующими в СССР законами. 2. За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. 3. По приговорам к смертной казни, не приведенным в исполнение до издания настоящего Указа, заменить смертную казнь, по определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2-й настоящего Указа». Однако, как показали ближайшие годы, это решение было явно поспешным, и уже с 1950 г. смертная казнь стала применяться в отношении шпионов, изменников Родины, подрывников-диверсантов [9]. В формате авторитарно-тоталитарной системы, где еще недавно к смертной казни приговаривали за антисоветскую пропаганду, не говоря уже о более тяжких преступлениях, отмена расстрела явно выпадала из логики карательной политики.
Таким образом, можно констатировать, что в послевоенные годы советская власть в борьбе с преступностью использовала уголовно-правовые нормы, принятые еще до начала Великой Отечественной войны (УК РСФСР 1926 г.). Вместе с тем в уголовный закон вносились изменения, направленность которых определялась преимущественно усилением жесткости уголовных наказаний, и прежде всего это касалось посягательств на собственность и деяний против государства.
Литература
1. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. М.: Госюриздат, 1947.
2. Попов В. П. Крестьянство и государство (1945 — 1953) // Исследование новейшей русской истории. 1992. N 9.
3. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» от 4 июня 1947 г. // СЗ СССР. 1947. N 14.
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны личной собственности граждан» от 4 июня 1947 г. // Ведомости ВС СССР. 1947. N 19.
5. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России. История. Документы. В 6-ти т. Т. 6. М: Мысль, 2003.
6. Попов В. П. Неизвестная инициатива Хрущева (О подготовке Указа 1948 г. о выселении крестьян) // Отечественные архивы. 1993. N 2.
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» от 9 июня 1947 г. // Ведомости ВС СССР. 1947. N 20.
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» от 26 мая 1947 г. // Ведомости ВС СССР. 1947. N 17.
9. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам» от 12 января 1950 г. // Ведомости ВС СССР. 1950. N 8.
——————————————————————