Взаимодействие работников служб безопасности золотодобывающих предприятий с органами внутренних дел при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений

(Иванов Е. Л.)

(«Российский следователь», 2009, N 22)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ, ПРЕСЕЧЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Е. Л. ИВАНОВ

Иванов Е. Л., соискатель ВНИИ МВД России.

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия работников служб безопасности (СБ) золотодобывающих предприятий с органами внутренних дел при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений по следующим основным направлениям: совместное участие практических работников ОВД и сотрудников СБ в совещаниях, семинарах, круглых столах и т. п.; обмен сведениями о криминогенной обстановке в регионах деятельности золотодобывающих предприятий, лицах, склонных к совершению преступлений, а также совершающих их, местах хищений и местах сбыта ЗСП и др.; работа по предупреждению преступных посягательств на золотосодержащие продукты; совместная работа по выявлению и пресечению преступных посягательств, совершаемых персоналом, отдельными лицами, криминальными структурами; подготовка работниками службы экономической безопасности материалов для направления в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и их анализ сотрудниками органов внутренних дел.

Работникам служб безопасности золотодобывающих предприятий в своей деятельности постоянно приходится взаимодействовать с органами внутренних дел. К основным направлениям такого взаимодействия можно отнести следующие направления:

— совместное участие практических работников ОВД и сотрудников СБ в совещаниях, семинарах, круглых столах и т. п.;

— обмен сведениями о криминогенной обстановке в регионах деятельности золотодобывающих предприятий, лицах, склонных к совершению преступлений, а также совершающих их, местах хищений и местах сбыта ЗСП и др.;

— работа по предупреждению преступных посягательств на золотосодержащие продукты;

— совместная работа по выявлению и пресечению преступных посягательств, совершаемых персоналом, отдельными лицами, криминальными структурами;

— подготовка работниками службы экономической безопасности материалов для направления в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и их анализ сотрудниками органов внутренних дел.

Раскрывая первое направление взаимодействия, следует отметить, что оно осуществляется путем обмена практическими знаниями и опытом между сотрудниками органов внутренних дел и служб безопасности. Как правило, обе взаимодействующие стороны получают равные преимущества и практическую выгоду.

Для практических подразделений органов внутренних дел подобные встречи дают возможность получить ценную обобщенную информацию об актуальных проблемах развития золотодобывающей отрасли, проблемах обеспечения экономической безопасности золотодобывающих предприятий и тем самым в общем виде спрогнозировать возможные новые формы и виды преступных посягательств.

Для сотрудников служб безопасности полезной является обобщенная информация о результатах борьбы с экономической преступностью в целом и ее отдельными разновидностями в частности в золотодобывающей отрасли, тенденциях развития этих видов преступлений, проблемах борьбы с ними, положительных примерах взаимодействия органов внутренних дел и служб безопасности в сфере выявления и пресечения рассматриваемых преступных посягательств.

Обмен сведениями о криминогенной обстановке в регионах деятельности золотодобывающих предприятий, лицах, склонных к совершению преступлений, а также совершающих их, местах хищений и местах сбыта золотосодержащей продукции (ЗСП) и др.

Сотрудники СБ немало полезной информации могут получить в правоохранительных органах. Учреждения правоохранительной системы обладают большим объемом информации, касающейся рассматриваемой темы. Так, органы внутренних дел обладают важной информацией:

— об установочных данных, месте регистрации и месте жительства граждан, прибывших из Северо-Кавказского региона и республик Закавказья, в том числе и лицах с криминальной направленностью из данной категории граждан;

— о транспортных средствах, на которых данные лица осуществляют передвижение;

— о криминальных группировках и организованных группах, действующих в сфере незаконного оборота драгоценных металлов;

— о расследуемых, прекращенных и приостановленных уголовных делах;

— о местах сбыта драгоценных металлов;

— о лицах, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за рассматриваемые преступления;

— о лицах, ранее привлекавшихся к административной ответственности;

— о лицах, отрицательно характеризующихся по месту жительства;

— о лицах, получивших паспорта и загранпаспорта;

— о криминогенной обстановке в районе (городе), деятельности организованных преступных групп; распространенных способах совершения различного рода преступлений;

— о поступивших в дежурные части ОВД заявлениях, сообщениях и телефонограммах о преступлениях и правонарушениях и др.

Наряду с этим, в ОВД ведутся различные учеты, сведения из которых в ряде случаев будут полезны и сотрудникам СБ.

Наличие подобной информации объективно предопределяет необходимость тесного сотрудничества служб безопасности золотодобывающих предприятий с различными подразделениями органов внутренних дел.

В свою очередь, сотрудники СБ могут информировать ОВД о криминогенной ситуации на конкретном предприятии, лицах, склонных к совершению преступлений, и др. Строится подобное взаимодействие исключительно на индивидуальной основе. Руководители служб безопасности могут также без официальных оснований устно представлять различные сведения о правонарушениях только тем сотрудникам органов внутренних дел, с которыми они постоянно взаимодействуют на доверительной основе и есть уверенность, что эта информация не станет достоянием криминальных структур.

Также осуществляется совместная работа по предупреждению преступных посягательств на золотосодержащие продукты. Положительные моменты в сотрудничестве подразделений ОВД и служб безопасности золотодобывающих предприятий, конечно же, имеются. Золотодобывающие предприятия постоянно обращаются к сотрудникам ОВД в период золотодобычи с просьбами о проведении досмотров работников предприятий непосредственно после съемки и доводки золота, по просьбе руководства предприятий проверяются на наличие судимости вновь принимаемые работники, проверяются промприборы, автомашины, перевозящие золото. Отдельные предприятия стараются по возможности оказывать помощь сотрудникам ОВД, работающим по данному направлению, в предоставлении топлива, автомашин, в их ремонте.

Сотрудниками ОВД проводятся рабочие встречи с директорами золотодобывающих предприятий, а также с руководителями служб безопасности, где отрабатываются вопросы обеспечения сохранности добываемого промышленного золота на всех стадиях добычи, транспортировки и обработки.

Совместно со службами безопасности осуществляются контрольные съемы золота с промприборов, осуществляются внезапные досмотры помещений для проживания работников, непосредственно связанных с работой с драгоценным металлом и др.

Важным моментом деятельности службы безопасности является наличие постоянных рабочих контактов с практическими сотрудниками правоохранительных органов, в первую очередь для пресечения конкретного преступного посягательства. Это направление взаимодействия является наиболее ответственным, поскольку пресечение начатого преступного посягательства обеспечивает недопущение негативных последствий для золотодобывающего предприятия. Оно требует от сотрудников служб безопасности и органов внутренних дел четкой согласованности и повышенной ответственности организации проведения указанных мероприятий, поскольку зачастую они проводятся внутри помещений и технологических приборов (драги, промустановки).

Подготовке и планированию этих мероприятий предшествует четко определенное и сформулированное задание, а именно: для чего проводится операция, какие результаты от нее ожидаются, какие силы и средства в ней задействуются.

Сотрудники СБ могут предлагать намечаемые мероприятия и пути решения различных вопросов, в том числе:

— на каком этапе провести задержание (при подготовке к преступлению, в момент совершения, при перемещении предметов или орудий преступления, в момент сокрытия последствий совершения хищения и т. д.);

— повод для задержания;

— где и в какой последовательности проводить личный обыск задержанных;

— какие силы необходимо привлечь для проведения задержания;

— в какой последовательности проводить задержание других участников преступной группы;

— какие предметы, документы, имущество и ценности и где именно следует искать при обыске и др.;

— осуществлять фиксацию действий расхитителей и др.

Однако не все золотодобывающие предприятия охотно сотрудничают с правоохранительными органами. Ряд предприятий не желает, чтобы сотрудники милиции в принципе вмешивались в деятельность золотодобывающего предприятия. Некоторые руководители предприятий и руководители служб безопасности желают только получать информацию о лицах, совершающих хищения золота, с целью их быстрого увольнения без задержания их с поличным и возбуждения уголовного дела. На данное обстоятельство, возможно, влияет ряд причин, в том числе:

— оказание воздействия организованных преступных групп на руководителей золотодобывающих предприятий;

— «негативное» влияние на репутацию данных предприятий в случае обращения по фактам совершения на их территории преступлений, освещение данных обстоятельств в средствах массовой информации;

— получение изъятых в ходе доследственных проверок и следствия драгоценных металлов только после решения суда, т. е. через 4 — 12 месяцев.

Подготовка работниками службы экономической безопасности материалов для направления в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и их анализ сотрудниками органов внутренних дел.

Данное направление взаимодействия непосредственно направлено на предотвращение преступного посягательства, в том числе на ранних стадиях его совершения. В рамках этого направления одна из сторон (служба безопасности) осуществляет сбор и фиксацию сведений, данных, содержащих признаки конкретного состава преступления, а другая (подразделение органов внутренних дел) призвана всесторонне оценить эти сведения, дать им уголовно-правовую оценку, определить перспективы дальнейшей, возможно совместной, работы и роль сотрудников безопасности в ней.

Кроме того, на этом этапе в случае необходимости планируется получение дополнительных сведений отдельно силами и средствами службы безопасности либо совместными усилиями с представителями органов внутренних дел. Основой для обеспечения положительных результатов от данного взаимодействия является тот факт, что большинство сотрудников служб безопасности в прошлом — работники различных правоохранительных органов и спецслужб, обладающие специальными знаниями и навыками в оперативно-розыскной деятельности. Отсюда теоретически и практически не может возникать существенных проблем, препятствующих их результативному сотрудничеству.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела в основном возникают две типичные ситуации, от которых зависит порядок сбора, подготовки и направления материалов в органы внутренних дел. Одна из таких ситуаций связана с задержанием работников предприятия или иных лиц с похищенной продукцией, содержащей драгоценные металлы, либо при попытке совершения хищения, другая — с обнаружением тайника или иных действий (срыв пломбы, взлом замков дверей и т. п.), свидетельствующих о намерении совершения хищения продукции, по фактам которых проведено служебное расследование.

При задержании работников с похищенной продукцией, содержащей драгоценные металлы, либо при попытке совершения хищения на место происшествия вызывается СОГ, которой передаются все материалы предварительных действий работников СБ, и по результатам этих и дополнительно проведенных оперативно-следственных действий решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Для решения вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в рассматриваемых случаях обязательно проведение предварительного исследования изъятой продукции, содержащей драгоценные металлы. От решения данного вопроса зависит, есть ли в действиях того или иного лица состав преступления, а также его квалификация в зависимости от размера ущерба, причиненного предприятию.

В целом можно отметить, что при такой ситуации существенных проблем, связанных с возбуждением уголовных дел и взаимодействием сотрудников СБ с правоохранительными органами, не возникает.

Гораздо сложнее обстоит дело во втором случае, т. е. при обнаружении тайника или иных действий (срыв пломбы, взлом замков дверей и т. п.), по фактам которых проведено служебное расследование. К направлению таких материалов целесообразно подходить взвешенно и учитывать ряд моментов.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным детективам, а следовательно, и службам безопасности запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений.

Во-вторых, при обнаружении тайника или иных действий, свидетельствующих о намерении совершения хищения продукции, содержащей драгоценные металлы, нельзя однозначно сказать о наличии либо отсутствии признаков готовящегося преступления. В данном случае следует иметь в виду, что изъятие из технологического процесса продукции, содержащей драгоценные металлы, и ее оставление (укрытие) в определенном месте может содержать признаки покушения на преступление. При этом следует учитывать два обстоятельства.

Первое связано с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. Изъятие из технологического процесса продукции, содержащей драгоценные металлы, и ее оставление (укрытие) в определенном месте может содержать признаки покушения на хищение, т. е. преступлений, квалифицируемых, как правило, по ст. 158 УК РФ.

По ст. 158 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет предусмотрено только по ч. 3 «Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище либо в крупном размере» и ч. 4 «Кража, совершенная: а) организованной группой; б) в особо крупном размере».

В соответствии с примечанием 4 к ст. 158 УК РФ крупным размером в статьях об ответственности за преступления против собственности признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб., а особо крупным — 1 млн. руб.

Таким образом, при решении вопроса о направлении материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела стоимость потенциально подготовленной к хищению продукции должна быть не менее 250 тыс. руб.

Второе обстоятельство, которое необходимо учитывать при направлении материалов служебной проверки (расследования) в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, связано с установлением наличия признаков субъективной стороны состава преступления. То есть из материалов служебного расследования должны усматриваться признаки, свидетельствующие о том, что правонарушение совершено именно с целью хищения.

В ряде регионов в целях совершенствования межведомственного взаимодействия имеются совместные указания руководителей правоохранительных и контролирующих органов, регламентирующие порядок передачи в правоохранительные органы материалов проверок соблюдения законодательства о недропользовании при наличии в их действиях признаков правонарушений, преступлений, а также иной противоправной деятельности.

Например, в Магаданской области действует совместное указание прокуратуры, УВД, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Магаданской области, Росприроднадзора и Ростехнадзора по Магаданской области от 30 апреля 2008 г. N 35/30 «О порядке передачи в правоохранительные органы материалов проверок соблюдения недропользователями природоохранного законодательства, законодательства о недропользовании при наличии в их действиях признаков правонарушений, преступлений, а также иной противоправной деятельности».

В соответствии с данным указанием материалы, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний, в частности о незаконном обороте драгоценных металлов и нарушении правил сдачи государству драгоценных металлов, должны быть направлены в соответствии с федеральным законодательством в органы внутренних дел по Магаданской области для правовой оценки и принятия по ним процессуального решения.

Материалы, направляемые в правоохранительные органы, должны содержать:

— сопроводительное письмо с изложением данных о нарушителе, существе нарушения, расчетом и обоснованием суммы причиненного ущерба, перечнем прилагаемых документов и вещественных доказательств;

— протокол или акт о правонарушении, содержащий исчерпывающие сведения о месте, времени, характере и способах нарушения; нарушителе; следах незаконной добычи драгметалла; свидетелях, а также нарушенных правилах охраны недр и т. д.;

— акт осмотра промприборов, местности, грунта и пр., а также вещественных доказательств (с приложением, по возможности, фотографий и негативов);

— схему места совершения правонарушения с привязкой на местности;

— банковские и другие денежные документы, свидетельствующие о возмещении ущерба;

— письменное объяснение нарушителя, свидетелей по существу совершенных действий, если оно отсутствует в протоколе о правонарушении;

— письменное объяснение лиц, принимавших участие во вскрытии нарушения, с изложением обстоятельств выявленного или пресеченного правонарушения.

В случае неустановления местонахождения предприятия или его руководителей, граждан, допустивших либо совершивших правонарушение, материалы, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, направляются в органы внутренних дел для организации проведения оперативно-розыскных мероприятий и принятия процессуального решения.

Если из материалов служебной проверки признаки преступления не усматриваются, руководитель предприятия может ограничиться принятием мер дисциплинарной, материальной ответственности, решить вопрос о перемещении работника на другое место работы в соответствии с трудовым законодательством и др.

——————————————————————