Административно-правовой статус органов государственной безопасности Норвегии

(Васьков М. В., Садыкова М. А.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 5)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НОРВЕГИИ

М. В. ВАСЬКОВ, М. А. САДЫКОВА

Васьков Михаил Юрьевич, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Административного департамента МВД России.

Садыкова Марьям Абуевна, адъюнкт Краснодарского университета МВД России.

В статье рассматриваются правовые и организационные основы обеспечения национальной безопасности Норвегии, показываются особенности обеспечения национальной безопасности в скандинавских государствах.

Ключевые слова: Норвегия, скандинавские государства, безопасность, органы государственной безопасности, система национальной безопасности, информационный потенциал.

Administrative and legal status of state security bodies in Norway M. Yu. Vaskov, M. A. Sadykova

The article considers the legal and organizational basis of national security protection in Norway. The author describes peculiarities of national security protection in Scandinavian states.

Key words: Norway, Scandinavian States, security, state security bodies, system of national security, information potentials.

Понятие «государственная безопасность» впервые появилось в Норвегии еще в Уголовном кодексе 1842 г. Государственную безопасность в Норвегии, как и в большинстве стран мира, в настоящее время рассматривают как состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций <1>. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, известный лозунг, гласящий, что у государства нет вечных врагов, а есть вечные интересы, не утрачивает своей актуальности. Поэтому органы госбезопасности, имеющие перед собой основной целью сохранение и защиту государства, становятся эффективным средством, находящимся вне текущей политики и сдерживающим разрушительные силы политических конфликтов <2>. ——————————— <1> См.: Воронцов В. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. М., 1999. С. 16. <2> См.: Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. С. 273.

История создания полиции безопасности, как и других спецслужб Норвегии, восходит к началу XX в., после признания независимости страны от Швеции. Во время Второй мировой войны, когда Норвегия была оккупирована нацистской Германией, ее спецслужбы вслед за королем Хоконом оказались в изгнании и активно участвовали под руководством британских и американских спецслужб в общей с СССР борьбе с германским фашизмом. Однако в послевоенный период независимость норвежских спецслужб от американских и британских коллег фактически восстановлена так и не была. Не произошло этого и по окончании «холодной войны» и распада Советского Союза <3>. ——————————— <3> Подробнее см.: Overvikning i Norge. Oslo, 1977; http://x-mir. occnet. ru/norvegiya; Евдокимов В., Зеленова С. Кто навязался в тайные «ухажеры» к мирной норвежской науке // На страже Заполярья. 2006. N 26.

В настоящее время органы государственной безопасности в Норвегии структурно также входят в Королевское министерство юстиции и полиции. Служба полиции безопасности (Politiets sikkerhetstjeneste — PST), официально утвержденная Стортингом в июне 2001 г., является преемницей Центральной службы наблюдения (Overvakningssentralen) (иногда также использовалось более широкое название — Overvakningspolitiet — POT), которая действовала с 1937 г. <4>. ——————————— <4> См.: http://www. en. wikipedia. org.

В отличие от других специализированных (отраслевых) полицейских служб функционального назначения Служба полиции безопасности организационно подчинена не Директорату государственной полиции, а напрямую Королевскому министерству юстиции и полиции <5>. ——————————— <5> См.: http://www. pst. potiet. no.

Главная задача PST — обеспечение государственной безопасности страны, охрана конституционного строя и общественного порядка. Служба полиции безопасности отвечает за весьма широкий спектр самых разнообразных вопросов обеспечения национальной безопасности, предотвращение и расследование политически мотивированных насильственных действий. В этой связи на полицию безопасности возложено следующее: 1. Осуществление контрразведывательных мероприятий на территории страны. 2. Выявление и предотвращение незаконной разведывательной деятельности спецслужб иностранных государств, включая как действия агентуры внутри страны, так и проведение ответных мероприятий в виде организации собственной агентурной сети в объектах внимания. 3. Борьба с техническим шпионажем и противодействие ему. По сообщениям печати за последние годы скандинавские контрразведывательные сообщества, и PST здесь не исключение, делают ставку на противодействие усилиям российской и китайской разведок. 4. Борьба с международным терроризмом, предотвращение и расследование преступлений, относящихся к терроризму, шпионажу и нарушению режима нераспространения оружия массового уничтожения. 5. Контроль за радикально настроенными группировками как левацкого, так и ультраправого толка и при необходимости противодействие им. 6. Осуществление мер по охране высших должностных лиц страны. PST обеспечивает личную безопасность короля, премьер-министра Норвегии и членов Государственного совета (Правительства), высокопоставленных должностных лиц государства в ходе их визитов за рубеж, отвечает за охрану официальных иностранных делегаций и высокопоставленных лиц в ходе их визитов в Норвегию. 7. Осуществление мер безопасности по охране особо важных объектов, мест хранения информации и т. п. <6>. ——————————— <6> См.: Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Указ. соч. С. 275.

Некоторые исследователи предполагают, что еще одной задачей контрразведок северных стран является проведение мероприятий по дискредитации или обезвреживанию той или иной политической фигуры в собственной стране, хотя формально это запрещено и никто этого не подтвердит. Арсенал средств здесь традиционен — подслушивание, сбор компромата и т. д. <7> (см. ниже). ——————————— <7> См.: Palme selv ga SAPO ordre om bred meningsregistering // Aftenposten. 11.12.1997; http://x-mir. occnet. ru/norvegiya.

Кроме вышеперечисленного, Служба полиции безопасности выполняет совещательную функцию в отношении других норвежских органов власти. Что касается органов полиции, отметим, что подразделения PST структурно входят как в полицейские округа, так и в отраслевые полицейские службы, однако в административном плане они подчиняются собственному центральному аппарату. В качестве работы по укреплению безопасности государства PST составляет анализы степени угроз для доклада Государственному совету (Правительству), предоставляет иную важную с точки зрения обеспечения государственной безопасности предупредительную информацию, проводит технические проверки обеспечения режима безопасности и соблюдения (в необходимых случаях) секретности, выносит заключения о благонадежности. PST, как мы уже отметили, ведет наблюдение за деятельностью на территории Норвегии национальных и международных движений и группировок экстремистской направленности, в том числе молодежных, лево — и праворадикальных, религиозных, различных «альтернативных» групп, которые становятся объектами наблюдения, если в их деятельности начинают проявляться элементы или черты, подрывающие безопасность государства. Известен случай в 1997 г., когда PST организовало разгром неонацистской группы «Последователи Видкуна» <8>, которая, по данным полиции безопасности, готовила покушение на премьер-министра Норвегии. Штаб неонацистов в г. Хемнесе был взят штурмом, а их лидеры арестованы <9>. ——————————— <8> Видкун — имя председателя пронацистской партии «Национальное собрание» (Nasjonal Samling — NS) Квислинга (1887 — 1945), который во время оккупации Норвегии гитлеровской Германией возглавлял коллаборационистское правительство. <9> См.: http://x-mir. occnet. ru/norvegiya.

В последнее время активисты саамского национального меньшинства утверждают, что они также постоянно находятся в поле зрения PST, якобы опасающейся сепаратистских тенденций среди норвежских саамов и инспирации их движения за независимость. Саамские журналисты Й. Кальвемо и Х. Карсэт сняли в 2002 г. по этому поводу документальный фильм «Fear of the people without bordies» («Страх народа без границ»), демонстрировавшийся на Северном кинофестивале в г. Йеллоунайфе (Канада) в сентябре 2004 г. <10>. ——————————— <10> См.: http://www. nordfest. ru.

В этой связи уместно привести пример активности т. н. Движения за права саами (Samebevegelsen), произошедший несколькими годами ранее — в январе 1981 г., когда норвежское правительство приняло решение о строительстве гидротехнических сооружений на реке Алта в местах проживания саами. Саами тогда организовали массовые протесты против «посягательств на их национальную территорию обитания». После ожесточенных стычек палаточный лагерь демонстрантов был разгромлен полицией. «Движение за права саами», поддержанное норвежскими адвокатами, потребовало конституционно закрепить за саами статус коренного народа Севера <11>. ——————————— <11> См.: http://www. nordfest. ru.

Деятельность PST, как и любой другой спецслужбы, разумеется, покрыта завесой секретности. Между тем, хотя норвежская контрразведка и не так знаменита, как ее мировые аналоги, на счету полиции безопасности ряд успешных операций, получивших общемировой резонанс. В качестве примеров стоит привести разоблачения многолетних агентов КГБ: секретаря МИД Норвегии Г. Хаавик в 1977 г. и пресс-атташе МИД Норвегии А. Трехольта в 1984 г. <12>. В ходе следствия по делу Г. Хаавик было установлено, что она работала на советскую разведку в течение 27 лет, и за более чем 250 встреч с разными операторами, включая резидентов ПГУ КГБ в Норвегии, передала им огромное число секретных материалов <13>. Что же касается А. Трехольта, то сам он во время следствия и на суде категорически отверг связь с КГБ. В своих мемуарах он утверждает, что обвинение против него как агента советской разведки было построено на беспочвенных слухах, несущественных фактах и политически мотивировано как типичное порождение холодной войны <14>. В этой связи в последнее время на дело Трехольта вновь обратили внимание. Его адвокаты открыто обвиняют норвежские правоохранительные органы в подтасовке фактов, изучением дела сейчас занялась специальная комиссия стортинга <15>. ——————————— <12> См.: Кристофер Эндрю, Гордиевский Олег. КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева. М., 1992. С. 571; http://www. lubyanka. org. <13> См.: Старые девы из Осло // Курьер. 2002. N 10. <14> См.: Трехольт Арне. Серые зоны. Шпион, которого не было. М., 2006. <15> См.: http://www. norge. ru.

Небезынтересно отметить, что, кроме вышеназванных лиц, только за период с 1977 по 1987 гг. органы государственной безопасности Норвегии, по их утверждению, разоблачили еще 31 советского шпиона, работавшего под дипломатическим прикрытием. Все они были обвинены в промышленном шпионаже и высланы из страны <16>. ——————————— <16> См.: Кузнецов А. Е. Указ. соч. С. 475.

Имеются сообщения о том, что норвежская полиция безопасности во второй половине XX в. помогала израильской спецслужбе «Моссад» в обезвреживании скандинавской сети Организации освобождения Палестины <17>. В то же самое время полиция безопасности в 1973 г. быстро выявила и задержала агентов самого «Моссада», охотившихся за лидерами «Черного сентября», — убийц израильских спортсменов во время мюнхенской Олимпиады, по ошибке застреливших не имевшего никакого отношения к террористам выходца из Марокко, женатого на норвежке <18>. ——————————— <17> См.: http://x-mir. occnet. ru/norvegiya. <18> См.: http://lib. rus.

В 1994 г. была проведена успешная операция по ликвидации террористов (граждан Югославии и Чехии), захвативших самолет в аэропорту Осло. В том же году вокруг деятельности предшественницы PST — POT — разразился крупный политический скандал, приведший к отставке тогдашнего руководства полиции безопасности: комиссия стортинга (т. н. комиссия Лунда) выявила факты внедрения агентов полиции безопасности в партии левого толка и провокаций против их руководства (парламентарии доказали, в частности, организацию слежки за генеральным секретарем норвежских социалистов) <19>. ——————————— <19> См.: http://x-mir. occnet. ru/norvegiya.

В августе 2005 г. в свете последних событий в мире Правительство Норвегии приняло решение о расширении полномочий полиции безопасности в борьбе с терроризмом. В частности, PST получено право (после утверждения в суде) прослушивать частные телефонные разговоры, в том числе с мобильных телефонов, если речь идет о подозрении в террористической деятельности. Решено также выделить дополнительные ассигнования на приобретение новой аппаратуры и увеличение численности личного состава <20>. ——————————— <20> См.: http://www. korrespondent. net, http://www. polit-nn. ru.

Впрочем, в Норвегии пока не были зафиксированы террористические акты со стороны международного терроризма. Несмотря на это в декабре того же года глава PST заявил, что полностью исключить возможность террористической атаки исламистов на Норвегию и другие страны Скандинавии в ближайшее время нельзя <21>. ——————————— <21> См.: http://www. terrorismu. net.

В этой связи представляют интерес сообщения СМИ об усилении с начала 2000-х гг. полицейского контроля над иностранцами в Северной Норвегии. Например, в г. Трумсе, самом большом населенном пункте этого региона, проживает достаточно большое число выходцев из мусульманских стран, в частности афганцев, что заставляет полицию безопасности быть крайне бдительной и проводить еженедельную оценку возможных угроз. Руководство местных органов PST ходатайствует о введении дополнительных мер безопасности, позволяющих увеличить способность предотвращать террористические акты <22>. ——————————— <22> См.: http://www. norge. ru, http://www. russisk. org.

В качестве примера успешной операции подобного рода можно привести предотвращение в сентябре 2006 г. заговора группы исламских экстремистов с целью убийства посла Израиля в Норвегии и взрыва посольств США и Израиля в г. Осло. Подозреваемых (в их числе трое выходцев из мусульманских стран и один норвежец) арестовали после обстрела столичной синагоги. Когда же были получены данные прослушивания их телефонных разговоров, полиция безопасности добавила обвинение формулировкой «террористический заговор» <23>. ——————————— <23> См.: Uni, Assaf. Four in custody to kill Israeli ambassador in Norway // Ha’aretz. 22.09.2006.

Приоритетное значение в деятельности PST в последнее время получают задачи борьбы с промышленным и коммерческим шпионажем. При этом основное внимание уделяется защите в частном секторе технологической информации, имеющей военное значение, а также повышению режима секретности. Наметилась тенденция к укреплению в фирмах и банках, ведущих внешнеэкономическую деятельность, агентурно-оперативных позиций полиции безопасности. По сообщениям СМИ, в феврале 2008 г. стортинг приступил к рассмотрению законопроекта о введении наказания за сбор и передачу зарубежным государствам закрытой информации в нефтегазовой и рыбной сферах. По утверждению директора PST Й. Хольме, подача данного законопроекта связана с возросшей активностью иностранных агентов на территории Норвегии, масштабы деятельности которых якобы достигли уровня «холодной войны» и направлены именно на получение информации о передовых норвежских технологиях разработки шельфовых месторождений нефти и газа <24>. Среди стран, проявляющих интерес к данной проблематике, на семинарах, организованных PST для норвежских промышленников, прямо называется Россия <25>. ——————————— <24> См.: Смирнов Алексей. Осло начинает всерьез бороться с «нефтерыбным шпионажем» // Новые известия. 2008. 12 февр. <25> См.: Aalle, Per Kristian; Jonassen, Arild M. Nainntar spionene Norgeigjen // Aftenposten. 08.02.2008.

В целом же после распада СССР позиция полиции безопасности, как и других норвежских спецслужб, в отношении России становится все более жесткой и наступательной. В последние годы зафиксировано несколько случаев попыток вербовки в Норвегии российских граждан, в том числе и дипломатов. В 1997 г. широкий резонанс получило т. н. дело Петренко, когда норвежская контрразведка сфальсифицировала дело о незаконном ввозе в страну наркотиков против капитана торгового флота Российской Федерации Петренко, которого в связи с этим пытались завербовать. В 1999 г. был обнародован факт обыска полицией безопасности российского самолета Ан-26 в аэропорту г. Трумсе. Контрразведчики имитировали возгорание и проникли на борт лайнера под видом пожарной команды. Практически ежегодными стали захваты норвежцами российских рыболовецких траулеров, ведущих лов рыбы в спорных водах <26>. ——————————— <26> См.: http://x-mir. occnet. ru/norvegiya.

Что же касается структуры PST, то она, как и структура любой другой спецслужбы, полностью и подробно в открытых источниках никогда и нигде не приводится. Ее структуру можно в общих чертах предположить, исходя из стоящих перед ней задач. Упоминается, что оперативные отделы PST имеются во всех 27 полицейских округах и отраслевых полицейских службах функционального назначения. С точки зрения конспирации это идеальное прикрытие. Под видом простого полицейского профессиональному контрразведчику работать проще. Разумеется, подчиняются они напрямую своему центральному аппарату. В центральном же аппарате угадывается наличие канцелярии, архива, отдела кадров, бюро переводов, аналитического подразделения, службы связи, подразделений технического обеспечения мероприятий, наружного наблюдения и т. п. <27>. ——————————— <27> См.: Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. С. 269.

Не имеется достоверных сведений и о численном составе Службы полиции безопасности. По некоторым данным, число ее сотрудников в настоящее время составляет чуть более 2000 человек <28>. Официальный сайт PST сообщает, что среди сотрудников Службы полиции безопасности работают политологи, социологи, лингвисты, историки, экономисты, инженеры. ——————————— <28> См.: http://en. wikipedia. org.

Служба полиции безопасности не входит в Директорат полиции, а подчиняется напрямую Королевскому министерству юстиции и полиции. Высшее же руководство PST, как и другими норвежскими спецслужбами, по некоторым данным, осуществляется правительством страны посредством комитета по контролю за разведкой и спецслужбами (Kontrollutvalget for Overvikings og Sikkerhetsjenesten) <29>. Как отмечают исследователи, в такой орган обычно входят: премьер, все ведущие министры, а также все начальники спецслужб. Заседания проводятся регулярно и тайно <30>. ——————————— <29> См.: http://www. lubyanka. org. <30> См.: Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Указ. соч. С. 270.

Библиографический список

1. Воронцов В. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М., 1999. 2. Евдокимов В., Зеленова С. Кто навязался в тайные «ухажеры» к мирной норвежской науке // На страже Заполярья. 2006. N 26. 3. Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. 4. Кристофер Эндрю, Гордиевский Олег. КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева. М., 1992.

——————————————————————