Вопросы теории и практики административно-правового обеспечения общественной безопасности
(Босхамджиева Н. А.)
(«Административное право и процесс», 2013, N 12)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Н. А. БОСХАМДЖИЕВА
Босхамджиева Наталья Антоновна, профессор ВИПК МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Рассматриваются актуальные вопросы теоретического и практического обеспечения общественной безопасности в современной России. Сравнительно-правовой анализ административно-правового обеспечения общественной безопасности позволил автору сделать вывод об устойчивости парадигмы общественной безопасности, сформированной и закрепленной в национальных законодательствах России и зарубежных государств.
Ключевые слова: общественная безопасность, административно-правовые средства, правовое регулирование, орган общественной безопасности.
Issues of theory and practice of administrative-law ensuring of public security
N. A. Boskhamdzhieva
Boskhamdzhieva Natal’ya Antonovna, professor of the All-Russia Institute of Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences, assistant professor.
The author considers topical issues of theoretical and practical ensuring of public security in contemporary Russia. The comparative-law analysis of administrative-law ensuring of public security allowed the author to make a conclusion on the stability of the paradigm of public security formed and consolidated in national legislations of Russia and foreign states.
Key words: public security, administrative-law means, legal regulation, agency of public security.
Административно-правовое обеспечение общественной безопасности представляет собой осуществляемую в рамках единой государственной политики в области обеспечения общественной безопасности деятельность уполномоченных субъектов, направленную на формирование административно-правовой основы обеспечения общественной безопасности, на закрепление в ней системы административно-правовых средств (административно-правовых норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.), при помощи которых достигается результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями обеспечения общественной безопасности страны, создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности государства.
Административно-правовое обеспечение общественной безопасности является важнейшей областью применения сравнительно-правового метода научного исследования. Относительная схожесть правовых систем государств Европы, целей и задач других стран на первое место выдвинула нормативный способ проведения сравнительно-правовых исследований в области обеспечения общественной безопасности, при котором сравнивались сходные правовые нормы, институты, законодательные акты. Однако по мере возрастания различий между правовыми системами государств, их большей интеграции с иными правовыми системами повышалась и роль функционального способа сравнения, при котором исследовались правовые средства и способы решения сходных или одинаковых правовых проблем в области обеспечения общественной безопасности.
Сравнительно-правовой анализ административно-правового обеспечения общественной безопасности в России и других государствах показывает: общность теоретико-методологических подходов к формированию национальных законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения общественной безопасности путем использования таких категорий, как «общественная безопасность», «угрозы общественной безопасности», «жизненно важные интересы»; развитость национальных административно-правовых основ обеспечения безопасности, включенность в них нормативных правовых актов различной юридической силы (от конституционных и международно-правовых до ведомственных); межотраслевой характер правового регулирования общественных отношений в области обеспечения общественной безопасности, которое носит преимущественно публично-правовой характер.
Сравнительно-правовой анализ административно-правового обеспечения общественной безопасности позволяет сделать вывод об устойчивости парадигмы общественной безопасности, сформированной и закрепленной в национальных законодательствах России и зарубежных государств, а также дать следующие определения:
— общественная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, достигаемая применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, обеспечивающая их устойчивое прогрессивное развитие;
— обеспечение общественной безопасности — деятельность установленного круга субъектов, обладающих реальными возможностями (полномочиями, ресурсами) защитить жизненно важные интересы личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз путем применения системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в конкретно-исторических условиях развития государства и общества.
В ходе проведенного исследования обоснован вывод о том, что административно-правовое обеспечение общественной безопасности является самостоятельной специфической отраслью государственной деятельности и в недалеком будущем предстоит создание иной эффективной, рациональной и специализированной системы государственного управления в сфере обеспечения общественной безопасности, адекватной современной общественно-политической и экономической ситуации, как на федеральном, так и на муниципальном уровне. При этом актуальной является разработка не только стратегии и проекта федерального закона в сфере административно-правового обеспечения общественной безопасности, но и основ государственной политики в области административно-правового обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации на период до 2030 г.
Административно-правовое обеспечение общественной безопасности есть регламентированная нормами административного права деятельность наделенных властными полномочиями государственных органов и должностных лиц по прогнозированию, предотвращению, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно важным интересам граждан (личности), государству и обществу в целом, а также гарантированной реализации и защиты этих интересов, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности.
Административно-правовая основа обеспечения общественной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения общественной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями. На формирование административно-правовой основы обеспечения общественной безопасности в современных условиях наиболее значительное влияние оказывают положения конституций государств, нормы международных договоров (соглашений), заключаемых государствами в области обеспечения безопасности, и содержащиеся в документах различных международных организаций стандарты в области обеспечения общественной и национальной безопасности.
Основными субъектами административно-правового обеспечения общественной безопасности в России являются органы общественной безопасности. Орган общественной безопасности — это образованная в установленном порядке и в определенной нормативными правовыми актами форме организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, которую реализует в установленных формах и при помощи определенных методов, в т. ч. и специальных, комплектуется отвечающими предъявляемым к службе в ней требованиям гражданами, наделена правом выступать по поручению государства и осуществлять деятельность, направленную на реализацию важнейшей функции современного государства — обеспечение общественной безопасности в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах государственного управления.
Административная деятельность, осуществляемая органами общественной безопасности в России, является как важнейшей формой реализации административно-правового обеспечения общественной безопасности, так и функцией органов общественной безопасности, которая заключается в повседневной практической реализации внешних и внутренних административных полномочий, предоставленных органам общественной безопасности, в целях решения общих задач государственного управления в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, создания благоприятных условий для решения задач его деятельности, а также регулирования складывающихся внутриорганизационных отношений.
Сравнительный анализ концептуальных документов в области обеспечения общественной безопасности позволяет сделать вывод, что реформирование органов общественной безопасности в России будет осуществляться с учетом положительного опыта зарубежных государств по созданию системы обеспечения общественной безопасности и современных общемировых тенденций развития таких систем путем: придания приоритета предупредительным мерам и стратегиям; усиления роли государственных органов и институтов в обеспечении безопасности и противодействии внешним и внутренним угрозам общественной безопасности, усиления сотрудничества с иностранными государствами; совершенствования антитеррористической деятельности, режима охраны государственной тайны; концентрации интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения как национальной, так и общественной безопасности; возрастания уровня бюджетного и иных видов ресурсного обеспечения субъектов обеспечения общественной безопасности.
Реформирование органов безопасности должно осуществляться на основе четко установленных принципов, важнейшими из которых являются: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; адекватность государственной политики по вопросам общественной безопасности и мер по ее реализации реальным и потенциальным угрозам национальным интересам и общественной безопасности; внепартийность; гласность, открытость для демократического гражданского контроля; научность; системность; плановость; эффективность.
Совершенствование административно-правового обеспечения общественной безопасности в России связано с наделением их органов безопасности полномочиями в области привлечения к административной ответственности. Такое расширение компетенции органов безопасности является оправданным и вызвано необходимостью придания органам общественной безопасности реального статуса органов исполнительной власти, действующих в правовых государствах на основе общеправовых принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, демократизма, гласности, гуманизма, подотчетности и подконтрольности; совершенствованием государственного управления в области обеспечения общественной безопасности, более четким распределением задач, функций и полномочий между исполнительными органами в данной области; потребностью более полного использования всех гласных и негласных организационно-правовых и специальных средств для эффективного обеспечения общественной безопасности.
С административно-правовым обеспечением общественной безопасности следует связать формирование так называемого права общественной безопасности как комплексной отрасли российского права. Сама постановка вопроса о существовании права общественной безопасности при всей ее противоречивости оказывает благоприятное воздействие на совершенствование национальных правовых систем. Благодаря этому совершенствуются правовые нормы и институты в области обеспечения общественной безопасности, закрепляемые в них основные понятия и категории, правовое положение субъектов обеспечения общественной безопасности, формы и методы их деятельности.
——————————————————————