Некоторые аспекты формирования института социально-правовой ответственности представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Тепляшин И. В.) («Безопасность бизнеса», 2010, N 2)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
И. В. ТЕПЛЯШИН
Тепляшин И. В., доцент юридического института Красноярского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук.
Понятие коррупции носит не только правовой, но и социальный характер. Это предполагает, что необходимым основанием успешной борьбы с коррупцией является вовлечение в этот процесс граждан государства. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. подчеркивается: «…чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества» <1>. При этом, на наш взгляд, именно личность, внутренний мир человека, потенциал гражданского общества России в вопросе преодоления коррупции занимают первостепенное место и должны играть ключевую роль. ——————————— <1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.
Коррупция как социальное явление характеризуется многофакторным содержанием. Истоки ее всепроникающего и масштабного характера надо видеть прежде всего в системе сложившихся ценностей, интересов, приоритетов, национальной ментальности, на которые ориентируется российское общество. Социологические исследования, проведенные по проблеме коррупции в России и мерам по противодействию ей, свидетельствуют, что большинство респондентов (около 70%) не верят в возможность получения ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, оценивают коррупционированность ветвей власти как высокую (51%) или очень высокую (36%), а антикоррупционное законодательство как слабое (41%) или малоэффективное (22%) <2>. Это свидетельствует о наличии объективных причин формирования в обществе социально-правовой мимикрии — человек сознательно приспосабливается к сложившимся правилам решения многих вопросов в обход установленных норм. ——————————— <2> См.: Барьер от коррупции. Концепция обеспечения собственной безопасности очистит милицию от взяточников и преступников // Российская газета. 2009. N 146. 7 августа.
Но первичными факторами создания цивилизованной и при этом эффективной, основанной на законе модели противодействия коррупции непременно выступают: научный прогресс и сосредоточение усилий на возобновлении научного ресурса; мониторинг исследуемой сферы: систематическое отслеживание уровня коррупциогенности проектов и нормативных правовых актов, определение динамики данного законодательства; реальное существование гражданского общества, его полноценное функционирование при сочетании интересов общества и государства; формирование института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах. Сегодня российский законодатель и общественность приступили к формированию «правовых контуров», надо надеяться, прогрессивного механизма борьбы с коррупцией. Но пока технология реализации нормативных положений и инструментов, направленных на противодействие коррупции в современной России в настоящее время, безусловно, далека от совершенства. В ФЗ «О противодействии коррупции» в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Помимо этого, среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества <3>. Здесь вызывает опасение то, что предлагаемый антикоррупционный механизм может оказаться лишь декларативным. Тем не менее законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой культуры и инициативы в первую очередь происходит совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола со стороны государственной власти, установление надлежащей регламентации деятельности органов власти в механизме правового регулирования. В другом документе — Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. — подчеркивается, что «главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан». При этом ряд норм Стратегии (ст. ст. 39, 48, 55 и др.), закрепляющих механизмы противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе в области борьбы с коррупцией, устанавливают необходимость взаимодействия государства и институтов гражданского общества <4>. ——————————— <3> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря. N 266. <4> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
Поэтому можно говорить, что сегодня в правовой жизни России пристальное внимание следует обратить на такой правовой способ механизма противодействия коррупции, как общественное присутствие, участие в этом процессе представителей гражданского общества. Подобный способ предлагается реализовать в различных направлениях. Важным элементом данного способа является экспертиза, цель которой — определение качества соответствующих законов и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления через призму общественных потребностей и стремлений самого гражданского общества. В ст. 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» допускается некоторая возможность участия в подобной деятельности институтов гражданского общества и отдельных граждан <5>. Но следует понять, что такое отношение граждан к подобной деятельности должно быть ответственным и профессиональным. ——————————— <5> См.: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. 2009. 22 июля. N 133.
Также обращает на себя внимание идея создания такого элемента представленного механизма, который обеспечивает непосредственное участие граждан в работе антикоррупционных комиссий. В специальной литературе отмечается возможность проведения публичных слушаний в форме общественных или гражданских форумов, участия граждан в деятельности советов, создаваемых при органах власти и пр. <6>. Представленная правовая технология обсуждения вопросов (получение информации, обмен мнением, выработка общей позиции) антикоррупционной деятельности, наряду с иными направлениями, может быть востребованной и значимой. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья М. А. Очеретиной «Понятие и типология института публичных слушаний» включена в информационный банк согласно публикации — «Конституционное и муниципальное право», 2008, N 23. —————————————————————— <6> См.: Очеретина М. А. Понятие и типология института публичных слушаний // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2009. N 8. С. 466 — 476.
Формирование новой социальной группы — представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, должно выступить сегодня магистральным направлением в борьбе с преступностью в целом. В силу этого важным представляется принятие регламента «включенности» граждан в антикоррупционные механизмы. Следует особо подчеркнуть: в этом вопросе необходимо создать механизм социальной, материальной, организационной и иных форм поощрения данных граждан. Представителям гражданского общества, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, могут быть предоставлены соответствующие льготы и преимущества. Здесь можно говорить о создании гармоничной и соответствующей социальной жизни общей архитектуре статуса данной категории граждан. В подобном правовом статусе помимо обозначенного должны быть учтены дополнительные гражданские права, соответствующие гарантии деятельности этих лиц, а также адекватная социальной обстановке система материального вознаграждения. Но в исследуемом вопросе важно акцентировать внимание также на обязанностях, запретах и ответственности, как категориях, гарантирующих безупречное и дисциплинированное отношение гражданина к своей, в определенной мере, особой общественной деятельности. Так, необходимо принять уголовно-правовую норму (административно-правовую), направленную на привлечение к юридической ответственности представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в случае нарушения ими установленных требований. В свою очередь, данные правила (требования) важно создавать понятными и прозрачными. Эти правила должны основываться в первую очередь на объективности, бескорыстности и принципиальности представителей гражданского общества в работе соответствующих антикоррупционных комиссий, а также проведения антикоррупционных экспертиз. Например, институт ретроспективной юридической ответственности, как видится, должен разрабатываться в отношении представителей конкурсных комиссий, формируемых при поступлении претендентов на государственную гражданскую службу, при обсуждении вопросов распределения материальных благ и услуг, принятия соответствующих нормативных и правоприменительных актов, их изменения и отмены. Предметом контроля могут и должны выступить общественные представители и других общественных групп, например экспертных сообществ, парламентских групп, избирательных комиссий и др. Некоторые авторы предлагают в целях антикоррупционной деятельности осуществлять пропаганду антикоррупционного поведения, воспитании у населения негативного отношения к коррупции во всех ее проявлениях. Это, например, оказание государственной поддержки в формировании и деятельности общественных объединений, созданных в целях противодействия коррупции, проведение мероприятий, направленных на антикоррупционное образование и пропаганду <7>. Частично такая работа также может быть возложена на представителей гражданского общества, с предоставлением последним особых организационно-правовых средств (возможностей) выполнения соответствующих задач. ——————————— <7> См.: Игнатенко В. В., Тирских М. Г., Хвалев С. А. Механизмы противодействия коррупции в законодательстве субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2009. N 2. С. 54.
В другом случае в рамках обеспечения доступа граждан и организаций к информации о противодействии коррупции в органах власти в последних должен проводиться анализ публикаций в СМИ, а также жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции. Необходимо активизировать создание «горячих» линий для сообщений о фактах коррупции. Для нормативного обеспечения проведения экспертизы жалоб и обращений граждан должны быть разработаны соответствующие административные регламенты рассмотрения обращений и жалоб граждан, включающие необходимость направления обращений заявителей, в том числе в уполномоченные органы и комиссии с участием общественности. Федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить информирование граждан и организаций о результатах проведенных проверок, обстоятельствах совершения коррупционных поступков и принятых мерах по отношению к виновным должностным лицам посредством размещения указанных сведений на официальном сайте ведомства в сети Интернет <8>. Именно здесь пристальное внимание следует уделять работе представителей гражданского общества, выполнению ими установленных регламентом функций и роли. ——————————— <8> См.: Цирин А. М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. N 2. С. 16.
Могут быть приведены и иные примеры непосредственного участия представителей гражданского общества в механизме (формах, инструментах) противодействия коррупции в современной России. В силу сказанного важно подчеркнуть, что дальнейшая концептуальная исследовательская работа по разработке института социально-правовой ответственности представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, может быть сфокусирована на позитивной (перспективной) форме ответственности. В основу формирования такой формы ответственности следует положить следующие категории: социальная востребованность, конструктивное и реальное взаимодействие гражданского общества и государственной власти, чувство долга и соответствующая правовая культура граждан — представителей гражданского общества, участвующих в антикоррупционном механизме. В итоге вышеназванные предложения, являясь отправными точками для новых исследований, безусловно, нуждаются в своей оценке со стороны российского законодателя и правоприменителя.
——————————————————————