Административно-правовое регулирование ведомственного финансового контроля в системе МВД России как средство противодействия коррупции. Часть 1 (Начало)

(Костенников М. В., Куракин А. В., Кузнецов В. Н., Мышко Ф. Г.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 6)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. ЧАСТЬ 1 <*>

М. В. КОСТЕННИКОВ, А. В. КУРАКИН, В. Н. КУЗНЕЦОВ, Ф. Г. МЫШКО

——————————— <*> Статья подготовлена при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».

Костенников Михаил Валерьевич — доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Куракин Алексей Валентинович — доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИИ Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Кузнецов Вячеслав Николаевич — соискатель Московского университета МВД России. Мышко Федор Георгиевич — доктор юридических наук, начальник кафедры административно-правовых и финансово-правовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России.

В статье рассматриваются правовые и организационные основы финансового контроля в системе МВД России, раскрываются формы и методы финансового контроля в системе МВД России, а также принципы реализации финансового контроля.

Ключевые слова: контроль, финансы, финансовая деятельность, ведомственный финансовый контроль, ревизия, проверка, коррупция, финансовые ресурсы, бюджет, органы внутренних дел.

Administrative and Legal Regulation of the Official Financial Control in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an Anti-Corruption Mean M. V. Kostennikov, A. V. Kurakin, V. N. Kuznetsov, F. G. Myshko

The article is devoted to the legal and organizational grounds of a financial control in the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author described the forms and methods of a financial control as well as the principles of its realization.

Key words: control, finances, financial activity, official financial control, revision, inspection, corruption, financial resources, budget, internal affairs agencies.

На Министерство внутренних дел РФ возложены важные задачи в сфере защиты прав и законных интересов личности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и др. В этой связи контроль за деятельностью органов и учреждений системы МВД России вообще и финансовый контроль в частности объективно необходим. О высоком социальном значении финансового контроля могут говорить данные Счетной палаты РФ, так, согласно экспертным оценкам, в 2008 г. в России зафиксировано финансовых нарушений на 94,6 миллиарда рублей. Из них 6,3 миллиарда — неэффективное использование государственных средств, 2 миллиарда рублей — нецелевое использование, 1 миллиард возвращен в бюджет <1>. ——————————— <1> См.: Бюджетное видео // Российская газета. 2009. 2 июля.

Финансовый контроль в системе МВД России призван способствовать эффективному выполнению возложенных на МВД России задач в сфере обеспечения законности и правопорядка. Для выполнения возложенных на МВД России задач государство обеспечивает Министерство необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, кроме того, органам и учреждениям Министерства предоставлено право осуществлять внебюджетную деятельность, приносящую доходы. Следует отметить, что в ведении Министерства внутренних дел РФ находятся значительные материальные ценности и ресурсы. Министерство внутренних дел является участником бюджетных, а также и участником хозяйственных отношений. В этой связи ведомственный финансовый контроль, осуществляемый в системе МВД России, имеет важное значение. Ведомственный финансовый контроль, осуществляемый в системе МВД России, призван способствовать укреплению законности и финансовой дисциплины в сфере внутренних дел, предупреждать и пресекать нецелевое использование бюджетных средств, а также их хищение и др. Несмотря на важность ведомственного финансового контроля в деле обеспечения законности и финансовой дисциплины в сфере внутренних дел, говорить о том, что в настоящее время сформирован эффективный механизм административно-правового регулирования ведомственного финансового контроля, пока не приходится. В современный период существует достаточно много проблем правоохранительного характера. В организации финансового контроля имеют место проблемы, в частности кадрового и материально-технического обеспечения ведомственного финансового контроля в системе МВД России. Эти и ряд других проблем пока не дают возможности использовать правоохранительные аспекты ведомственного финансового контроля в полном объеме. Перечисленные и ряд других аспектов обусловливают актуальность темы настоящей статьи. Отметим, что проблема финансового контроля достаточно обстоятельно исследовалась в науке финансового и административного права. Немного отходя от темы нашего исследования, следует констатировать, что в государственном управлении далеко не все отрасли способны, не извращая себя, подчиняться контролю. «Если бы вся деятельность администрации имела тот характер, который в ней усматривал, рассказывая об английской конституции, Монтескье, если бы деятельность административной власти сводилась к почти механическому выполнению правил, начертанных законом, тогда можно было бы подчинить ее всю целиком тотальному контролю. Но мы прекрасно знаем, что это невозможно», — писал еще в начале XX в. Э. Э. Понтович <2>. Однако, как отмечает сам Э. Э. Понтович, есть такие сферы административной жизни и деятельности, где применение контроля является совершенно необходимым <3>. Такое положение вполне применимо к проблеме финансового контроля, осуществляемого в системе МВД России. Финансовый же контроль является специфической разновидностью финансовой деятельности государства и соотносится с ней как часть с целым. ——————————— <2> См.: Понтович Э. Э. Казна и контроль. Государственно-правовая характеристика финансового контроля. М., 1927. С. 45. <3> Там же.

Органы и учреждения системы МВД России, как уже говорилось, осуществляют разнообразные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также подзаконными нормативными правовыми актами. Кроме того, органы и учреждения системы МВД России в некоторых отношениях являются хозяйствующими субъектами, а также осуществляют финансовую деятельность. Финансовая деятельность в системе МВД России достаточно разнообразна, в связи с чем и финансовый контроль, который осуществляется в системе МВД России, носит достаточно разнообразный характер. Разнообразие финансовой деятельности обусловливает комплексное регламентирование финансового контроля в системе МВД России. Как отмечает И. Ю. Тимофеева, финансово-хозяйственная деятельность органов внутренних дел регламентируется как федеральными законами, так и ведомственными нормативными правовыми актами (перечень последних включает 93 приказа). Причем в отдельных случаях положения нормативных документов противоречат друг другу. Все это неизбежно отражается на организации контроля финансово-хозяйственной деятельности и затрудняет работу контрольно-ревизионных комиссий <4>. ——————————— <4> См.: Тимофеева И. Ю. Контроль финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2005. N 1. С. 92.

Перед рассмотрением статуса субъектов финансового контроля в системе МВД России представляется необходимым определить, что понимается под финансовым контролем в науке финансового и административного права. Но для того, чтобы логика исследования была наиболее полной, по нашему мнению, было бы целесообразно несколько слов сказать о контроле в широком смысле слова. В научной литературе контроль определяется по-разному. К. С. Чекалин говорит о том, что контроль деятельности милиции — «это имеющая властный характер функция соответствующих государственных органов и общественности по проверке работы подразделений и сотрудников милиции в целях укрепления законности и улучшения оперативно-служебной деятельности милиции» <5>. ——————————— <5> См.: Чекалин К. С. Контроль деятельности советской милиции. М., 1976. С. 16.

А. П. Опальский отмечает, что «контроль в системе МВД России представляет собой деятельность наделенных контрольными полномочиями государственных органов, руководства, командования, контролирующих и довольствующих органов за финансово-хозяйственной деятельностью органов и подразделений внутренних дел, воинских частей внутренних войск в целях достижения законности и экономической целесообразности расходования всех видов ресурсов, обеспечения их сохранности и выявления внутренних резервов повышения эффективности использования средств, выделенных из бюджетов всех уровней» <6>. ——————————— <6> См.: Опальский А. П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1996. С. 19.

А. П. Коренев, исследуя сущность государственного контроля, писал о том, что контроль в сфере государственного управления достаточно разнообразен. В частности, по мнению А. П. Коренева, «государственный контроль дифференцируется на внутриведомственный контроль, который осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц» <7>. ——————————— <7> См.: Коренев А. П. Административное право. М., 2000. С. 276.

Таким образом, исходя из вышеизложенного мы можем утверждать, что финансовый контроль в системе МВД России, являясь элементом системы финансового обеспечения, осуществляется во всех звеньях системы управления в сфере внутренних дел и призван оказывать активное влияние на организацию планирования, финансирования, учета и отчетности, а также способствовать повышению эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых из бюджетов всех уровней на выполнение задач, стоящих перед МВД России. Правовую основу финансового контроля в системе МВД России составляют: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ» <8>, Указ Президента России от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» <9>, Приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. N 751 «Об утверждении Положения «О центре проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России», Приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. N 750 «Вопросы финансово-экономического департамента МВД России и Расчетно-кассового центра МВД России», Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 560 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инвентаризации средств военного снабжения в системе МВД России». ——————————— <8> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167. <9> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.

В системе МВД России кроме общегосударственного контроля значительную роль играет ведомственный контроль. Как отмечала в свое время М. С. Студеникина, «финансовый контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями финансово-бюджетной дисциплины методом ревизии возложен на контрольно-ревизионные службы» <10>. К содержанию ведомственного финансового контроля в научной литературе неоднозначное отношение. В частности, в свое время Э. А. Вознесенский заметил, что «…ревизии ведомственного финансового контроля своевременно не вскрывают фактов нарушений законности, имеют поверхностный характер и не замечают нарушений финансовой дисциплины. Исходя из этого, ведомственный финансовый контроль должен резко сократиться или отмереть совсем» <11>. ——————————— <10> См.: Студеникина С. С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. С. 62. <11> См.: Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. С. 268.

Это мнение в основном поддерживается и в современный период. Так, С. В. Савинов отмечает, что в настоящее время имеется целый ряд причин неэффективности ведомственного финансового контроля в системе МВД России. Для совершенствования финансового контроля в системе МВД России необходимо организационное и правовое обеспечение финансового контроля <12>. ——————————— <12> См.: Савинов С. В. Эффективность финансового и ведомственного контроля, осуществляемого в системе МВД России // Право и современность. Саратов, 2006. С. 293.

Типичными нарушениями финансово-хозяйственной деятельности в системе МВД России являются: — нарушения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: в части формирования комиссий по проведению торгов исключительно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации; ведения реестров закупок без заключения госконтрактов; отсутствие в конкурсной документации на заключение договоров информации о стоимости используемых в работе запасных частей и материалов; заключение договора на поставку товара, работ, услуг без проведения конкурса либо до его проведения; непроведение проверки на наличие у участников конкурса задолженности по уплате налогов и иным платежам в бюджет; заключение договоров без проведения запроса котировок (конкурсов), что квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). В 2007 г., например, такие нарушения установлены в МВД по Республике Ингушетия, МВД по Республике Мордовия, МВД по Республике Хакасия, ГУВД по Краснодарскому краю, ГУВД по Ростовской области, УВД по Ивановской области; — нарушения установленного порядка выплаты денежного довольствия, заработной платы, пособий и компенсаций, приводящие к переплатам или недоплатам денежных средств; — завышения объемов строительных работ подрядным организациям и, как следствие, излишняя оплата. Излишне оплачено в ГУВД по Свердловской области — 16,2 млн. руб., УВД по Томской области — 3,1 млн. руб., ГУВД по Новосибирской области — 1,4 млн. руб., УВД по Ивановской области — 1,4 млн. руб.; — нарушения, связанные с учетом основных средств и материальных запасов: акты приема-передачи основных средств и материальных запасов не содержат необходимых реквизитов, даты и подписи членов комиссии, даты утверждения руководителем учреждения и подписи главного бухгалтера об открытии инвентарной карточки на объект основных средств. Типичные способы совершения коррупционных правонарушений, связанных с использованием бюджетных средств в системе МВД России: — хищения денежных средств учетно-финансовыми работниками с помощью перечисления денежных средств без подтверждающих документов и выдачи денег по незаконно оформленным кассовым ордерам. Подобные факты хищений денежных средств вскрыты в УВД по Хабаровскому краю, где в результате причинен ущерб в сумме 12,9 млн. руб.; — неоприходование в кассу денежных средств, полученных по чекам из банковских учреждений, а также списание денежных средств по кассе без подтверждения первичными документами главным бухгалтером. Подобные факты вскрыты в отделе внутренних дел по муниципальному образованию Новоорского района УВД по Оренбургской области на общую сумму 0,1 млн. руб.; — неосуществление своевременных и полных отчетов по расходованию денежных средств, выдаваемых в подотчет на приобретение бензина, запасных частей, хозяйственных и расходных материалов, командировочные расходы; — несдача в кассу подразделения остатков подотчетных средств. Неосуществление бухгалтерией в полном объеме учета расчетов по подотчетным суммам. Выдача авансов без полного отчета по ранее выданному авансу. Последствиями явилась недостача денежных средств в ОВД по г. Великий Устюг и Великоустюгскому УВД по Вологодской области на сумму 1,4 млн. руб.; — нарушения при оформлении хранения материальных средств подразделений <13>. ——————————— <13> См.: Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009. С. 124.

В механизме осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России важное место принадлежит принципам, то есть тем основным руководящим положениям, которые пронизывают весь контрольный процесс и выполняют в нем направляющую и руководящую роль. В содержании принципов процесса осуществления финансового контроля должны получить наиболее четкое воплощение природа и сущность контрольной деятельности. В связи с этим в целях совершенствования режима финансового контроля в системе МВД России представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов в данной сфере административно-правового регулирования, а также определение той роли, которую они играют в механизме осуществления финансового контроля в системе МВД России. Говоря о принципах осуществления финансового контроля в системе МВД России, следует подчеркнуть, что указанные принципы носят прикладной характер. Они отличаются от принципов административного права и по назначению, и по содержанию. Принципы административного права в качестве основных идей административно-правового регулирования предопределяют нормы материального и процессуального права, а именно: условия их применения, границы предписываемого поведения и последствия несоблюдения предъявляемых требований. А принципы реализации финансового контроля в системе МВД России обусловливают правила законодательного выражения административно-правовых норм и их реализацию. Нужно сказать, что принципы, на которых должен строиться финансовый контроль в системе МВД России, разработаны не столь обстоятельно. Между тем принципы контроля имеют важное значение. Как отмечает Е. А. Кочерин, «…принципы контроля — одно из фундаментальных понятий, характеризующих такое сложное явление, как контроль. Проблема принципов контроля в теоретическом, методологическом и практическом аспектах пока недостаточно разработана» <14>. ——————————— <14> См.: Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000. С. 15.

В. В. Ковязин, исследовав организацию контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящую доходы, выделяет следующие принципы, на которых должен строиться контроль за этой деятельностью. Законность. Этот принцип заключается в неуклонном и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами и подразделениями системы МВД России, а также должностными лицами. Государственность контроля. Это означает, что субъекты внутреннего контроля, проверяя соблюдение режима экономии, правильность расходования и сохранность денежных средств, выделяемых в соответствии с задачами, стоящими перед системой МВД России, выражают интересы государства. Одновременно это означает, что главным источником в основу организации финансового контроля были положены следующие принципы: массовость, гласность, объективность и действенность. Непрерывность контроля. Непрерывность означает, что ведущей тенденцией организации внутреннего контроля как функции управления является его непрерывный процесс, связанный с адекватностью сплошного строго документального и непрерывного отражения в учете результатов финансово-хозяйственной деятельности всеми органами и подразделениями. Обязательность. Обязательность контроля является принципом его организации как предварительного, текущего и последующего контроля и взаимоувязана с необходимостью ведения финансового учета, организация которого в той или иной степени регламентируется государством, а иногда и группой стран в лице соответствующих межправительственных организаций. Гласность. Этот принцип предусматривает доступность информации и открытое участие сотрудников и работников органов и учреждений внутренних дел в процессе осуществления внутреннего контроля <15>. ——————————— <15> См.: Ковязин В. В. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящей доходы // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998. С. 100.

Е. А. Кочерин к принципам контроля относит такие принципы, как принцип нейтральности, экономичности, непрерывности, действительности, своевременности и др. <16>. ——————————— <16> См.: Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000. С. 15.

А. П. Опальский к принципам контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов внутренних дел относит такие принципы, как законность, государственность, непрерывность, обязательность и гласность <17>. ——————————— <17> См.: Опальский А. П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1996. С. 17.

Завершая теоретический анализ принципов, отметим, что принципы административно-правового регулирования финансового контроля носят специфический характер. В этой связи Э. Э. Понтович, как представляется, совершенно справедливо говорил о том, что «…финансовый контроль никоим образом не может быть построен по принципам контроля общественного. Финансовый контроль по своим задачам есть контроль государственный и это начало с необходимостью ложится повсюду в основу его организации» <18>. ——————————— <18> См.: Понтович Э. Э. Казна и контроль. Государственно-правовая характеристика финансового контроля. М., 1927. С. 51.

Основываясь на общетеоретических наработках по проблеме принципов контроля, раскроем непосредственно принципы, в соответствии с которыми должен осуществляться финансовый контроль в системе МВД России. Финансовый контроль в системе МВД России как специфическая управленческая функция имеет свои собственные, специальные принципы организации и осуществления. Так, финансовый контроль в системе МВД России должен быть: — систематическим (постоянным) и своевременным; — всесторонним (всеобъемлющим); — объективным; — компетентным; — полномочным; — гласным; — единым со строгим разграничением прав между входящими в контрольную систему органами; — самостоятельным, огражденным от всякого рода влияний. Соблюдение общих и специальных принципов организации и осуществления контроля деятельности милиции способствует повышению качества контроля, его результативности и действенности. Формы финансового контроля в системе МВД России, используемые многочисленными контролирующими органами, достаточно разнообразны. Наиболее распространенные из них рассматриваются ниже. Формы контроля есть объективированное выражение контрольных мероприятий. Под формой понимаются способы организации и существования предмета, процесса, явления, организации содержания <19>. ——————————— <19> См.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 383.

Говоря непосредственно о формах финансового контроля в системе МВД России, необходимо сказать, что Э. А. Вознесенский под формами контроля понимал отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий <20>. ——————————— <20> См.: Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. С. 68.

Так, к формам финансового контроля в системе МВД России относятся ознакомление с деятельностью органов внутренних дел непосредственно на месте, в подразделениях. Эта форма имеет несколько разновидностей: инспектирование, смотр, ревизия, инвентаризация. К данным формам финансового контроля в научной литературе отношение далеко не однозначное. В частности, Н. Н. Ровинский не проводит четкого различия между формами, видами и методами финансового контроля, а к видам финансового контроля относит: предварительный контроль; последующий документальный контроль, фактический контроль, текущий оперативный контроль <21>. ——————————— <21> См.: Ровинский Н. Н. Финансовый контроль в СССР. М., 1947. С. 10.

При инспектировании (инспекторской проверке) работа органов и учреждений МВД России проверяется, как правило, бригадами, в составе которых имеются высококвалифицированные специалисты по всем направлениям ее деятельности, способные на месте устранять выявленные недостатки, оперативно решать многие организационные вопросы и оказывать подконтрольному аппарату необходимую помощь. Эта форма контроля позволяет получить наибольший объем информации о работе проверяемого органа. В зависимости от поставленных задач инспектирование может быть сплошным и выборочным, комплексным и частичным. При сплошном инспектировании проверяется состояние дел во всех аппаратах органа внутренних дел на определенной территории. При комплексном инспектировании проверяются подразделения милиции по всем вопросам их деятельности; при частичном инспектировании — по одному или нескольким вопросам. Инспектирование может быть также первичным и последующим. При смотрах производится проверка служб и учреждений МВД России по какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Эта форма контроля может использоваться как самостоятельно, так и в процессе инспектирования органов и учреждений системы МВД России. Ревизии, осуществляемые в системе МВД России, достаточно разнообразны. Е. Ю. Грачева выделяет следующие виды ревизий: по содержанию ревизии делятся на документальные и фактические; по времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые; по обследуемому периоду ревизии делятся на фронтальные и выборочные; по объему реализуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные и тематические <22>. ——————————— <22> См.: Грачева Е. Ю. Правовое регулирование финансового контроля и его использование в борьбе с организованной преступностью. М., 1994. С. 21.

При ревизии проверяется финансово-хозяйственная деятельность органов и учреждений системы МВД России. Ревизии могут быть полные и частичные, финансово-хозяйственная деятельность проверяется соответственно в полном объеме либо по отдельным вопросам ее, за длительный или короткий период времени, фактические и документальные (в первом случае ревизуются действительное состояние материальных и денежных средств, действия должностных лиц, фактический объем выполненных работ, по которым произведены соответствующие расходы, и т. д. Во втором — первичные документы, учетные записи, балансовые и отчетные данные и другие документально выраженные показатели финансово-хозяйственной деятельности подразделений). При смешанной ревизии документальная и фактическая проверки проводятся одновременно. Цель ревизии — определить законность, правильность и целесообразность финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений системы МВД России. Инвентаризация — это переучет материальных ценностей, закрепленных за органами внутренних дел, в количественном и номенклатурном выражении по состоянию на определенное число (по плану) или в связи с приемом-сдачей материальных ценностей при замене материально-ответственных лиц. Инвентаризация может предшествовать ревизии (последняя начинается, например, при обнаружении недостач, выявленных в ходе инвентаризации) либо проводится одновременно с нею (при фактической ревизии). В. Митрофанов, например, рассматривает инвентаризацию как форму фактического контроля, а затем как основной метод проверки достоверности бухгалтерского учета <23>. ——————————— <23> См.: Митрофанов В. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности промышленных предприятий. М., 1965. С. 3.

Ознакомление с поступающей из подконтрольного аппарата статистической отчетностью, ее анализ и оценка. Отчетность подразделяется на годовую, полугодовую, квартальную, месячную, декадную, недельную, ежедневную, разовую. Контролирующий орган следит за тем, чтобы отчетность представлялась в установленные сроки, отражала главные, узловые вопросы деятельности подконтрольных подразделений, соответствовала действительному положению дел на местах. Следует заметить, однако, что функциональная структура статистической информации позволяет получить ответ только на те вопросы, которые включены в статистическую отчетность в качестве отчетных показателей, причем только в количественном выражении. Информация, отражающая качественную сторону работы, обычно поступает в виде разовых или периодических докладов (справок) и относится не только к данному вопросу, но может охватывать и более широкий круг действий подразделения. Ознакомление с работой подконтрольных органов путем вызова руководителей и отдельных исполнителей для доклада о выполнении законов, приказов и других нормативных актов, связанных с деятельностью милиции. Такие вызовы не должны преследовать цели «накачки» и «разноса» за допущенные ошибки. Руководители вышестоящих органов должны уметь инструктировать, обучать кадры искусству управления. Ознакомление с деятельностью сотрудников подконтрольных органов осуществляется во время проведения различных совещаний, инструктажей и т. д., ценность которых во многом определяется уровнем критики и самокритики, деловитостью. Выявление по материалам критических выступлений печати, радио, телевидения, по жалобам, заявлениям граждан фактов о недостатках в работе органов внутренних дел, учет предложений об улучшении ее деятельности. Сбор, изучение и анализ таких материалов составляют предмет постоянного внимания контролирующих органов. Объем, глубина финансового контроля по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел, выбор форм контроля зависят от объема полномочий проверяющего и задач проверки. Эти полномочия неодинаковы, например, у инспекторов Счетной палаты РФ и сотрудников Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России. В реализации прав на осуществление контроля особую роль играют руководители контролирующих органов, которые обязаны так организовать проверку, чтобы она обеспечивала постоянную и надежную помощь органам и учреждениям системы МВД России в выполнении возложенных на них задач и функций. Они определяют задачи, объем и сроки проверки, назначают персональный состав контролеров, постоянно наблюдают за их работой, обеспечивают обобщение и внедрение передового опыта, принимают меры по выявленным нарушениям. Контрольные полномочия проверяющих определяют степень доступа к информации о работе органов и учреждений системы МВД России и зависят от положения контролирующих органов в общей системе государственных органов.

Библиографический список

1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1973. 2. Богушев С. И. Проверка проведения инвентаризации // Экономический журнал МВД России. Тыл. Финансы. Право. 2009. N 12. 3. Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. 4. Грачева Е. Ю. Правовое регулирование финансового контроля и его использование в борьбе с организованной преступностью. М., 1994. 5. Герасимов А. С. Финансовый контроль в Вооруженных Силах РФ (правовые вопросы организации): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 6. Горин Е. В. Особенности финансового контроля в системе МВД России. Домодедово, 2005. 7. Финансовое право / Под ред. С. В. Запольского. М., 2006. 8. Ковалева Н. А. Понятие и классификация финансового контроля // Вопросы административного и финансового права в свете решений XXVI съезда КПСС. М., 1983. 9. Ковязин В. В. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящей доходы // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998. 10. Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000. 11. Коренев А. П. Административное право. М., 2000. 12. Карандина Е. А. Ведомственный финансовый контроль и его развитие в Российской Федерации // Право и современность. Саратов, 2006. 13. Митрофанов В. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности промышленных предприятий. М., 1965. 14. Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009. 15. Опальский А. П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1996. 16. Понтович Э. Э. Казна и контроль. Государственно-правовая характеристика финансового контроля. М., 1927. 17. Погосян Н. Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши // Государство и право. 1998. N 2. 18. Ровинский Н. Н. Финансовый контроль в СССР. М., 1947. 19. Студеникина С. С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. 20. Савинов С. В. Эффективность финансового и ведомственного контроля, осуществляемого в системе МВД России // Право и современность. Саратов, 2006. 21. Соколова Э. Д. Правовое регулирование ведомственного финансового контроля в системе МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2007. N 10. 22. Тихомиров Ю. А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978. 23. Тимофеева И. Ю. Контроль финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2005. N 1. 24. Чекалин К. С. Контроль деятельности советской милиции. М., 1976. 25. Чмырев С. Н. Виды и организация внутриведомственного контроля в деятельности ОВД // Административное право и процесс. 2009. N 6.

(Окончание см. «Административное и муниципальное право», 2010, N 8)

——————————————————————