Рецензия на монографию Е. В. Трегубовой «Административно-правовой запрет и проблемы его реализации в деятельности органов внутренних дел»

(Костенников М. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 12)

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Е. В. ТРЕГУБОВОЙ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» <*>

М. В. КОСТЕННИКОВ

——————————— <*> Трегубова Е. В. Административно-правовой запрет и проблемы его реализации в деятельности органов внутренних дел. М.: NOTA BENE Ltd, 2008. 112 с.

Костенников Михаил Валерьевич — доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В науке административного права на сегодняшний день существуют правовые и организационные проблемы, которые требуют своего разрешения. Одной из таких проблем является институт правового запрета в сфере публичного управления. Названные положения обусловлены целым рядом обстоятельств. Нужно отметить, что административные запреты обеспечивают безопасность личности, общества и государства, а также нормальное развитие общественных отношений в сфере публичного управления. Эффективность реализации правового запрета вообще и административного запрета в частности во многом зависит от теоретических разработок, которые определяют механизм реализации соответствующих правовых средств. Именно поэтому монографическое исследование Е. В. Трегубовой во многом созвучно современным российским реалиям. Научный анализ административного запрета, а также раскрытие механизма его реализации в сфере внутренних дел обусловливает как актуальность, так и научную новизну подготовленной монографии. Предметом рецензируемого научного исследования является современная научная литература, а также нормы права, в диспозициях которых содержатся запрещающие предписания. В монографии дано понятие института правового запрета. Названный институт включает в себя запрещающие нормы различной отраслевой принадлежности. Кроме того, в монографии описываются основные признаки административно-правового запрета и раскрывается механизм его реализации. Важность и многоаспектность темы не вызывает сомнения, поскольку на современном этапе развития российского права имеет место необходимость комплексного исследования содержания механизма реализации административного запрета в сфере деятельности органов внутренних дел. Следует сказать, что ракурс исследования распространяется достаточно широко и охватывает различные направления. В частности, в работе исследуется административный запрет в разрешительной системе, в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, важное место административным запретам принадлежит в системе государственной службы, осуществляемой в органах внутренних дел. Ценность и новизна представленного научного труда определяются также попыткой автора классифицировать правовые запреты, содержащиеся в административном праве. Как уже частично отмечалось, в настоящее время правовой запрет охватывает самые различные сферы публичного управления. В этой связи автор достаточно обстоятельно перечисляет набор правовых запретов, установленных в административном праве (с. 96 — 98). Говоря в целом о работе, необходимо сказать, что рецензируемая монография представляет собой достаточно содержательный труд, состоящий из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка. Значительный интерес заслуживает авторская формулировка определения производства по делам об административных правонарушениях. В настоящее время названное производство охватывает большую часть общественных отношений, а также осуществляется значительным кругом органов и должностных лиц, а решения в ходе данного производства применяются как в административном, так и в судебном порядке (с. 84 — 85). Несомненно, вкладом в науку административного права следует признать разработку и уточнение понятийного аппарата, который адекватно отражает практику реализации административного запрета в системе органов внутренних дел (с. 51). Необходимо согласиться с тем, что правовые запреты присутствуют в различных институтах административного права. Кроме того, сам институт административного запрета, исходя из своей конструкции, является сложным образованием. Таким образом, административные запреты сами могут образовывать правовой институт, который распространяется на весь спектр общественных отношений, которые являются предметом административно-правового регулирования (с. 39). Исследуя признаки, касающиеся административного запрета, автор утверждает, что административно-правовой запрет представляет собой составную часть механизма административно-правового регулирования, который направлен на защиту публичных интересов с помощью закрепления установленной в административно-правовом акте информации об обязанностях воздержаться от совершения деяний, представляющих общественную опасность под угрозой применения мер государственного принуждения (с. 53). В полном соответствии с заявленной темой исследования автор уделяет необходимое внимание административному запрету, являющемуся средством регулирования, средством охраны общественных отношений, а также средством информирования субъектов административного права о поведении, которое является общественно опасным (с. 53). Проведенный анализ позволил автору сделать вывод о том, что исходя из своего функционального назначения правовые запреты могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в различных сферах административно-правового регулирования, а также выполнять информативную роль. Кроме того, обобщение ряда точек зрения относительно правовых запретов в механизме правового регулирования общественных отношений в сфере административно-правовой действительности дает возможность автору отметить, что в различных отраслях права запреты выполняют различные социальные функции (с. 19 — 21, 31 — 32). В связи с этим достаточно обоснованным выглядит утверждение автора о том, что объединяющим началом для всех видов правовых запретов является то, что они сдерживают поведение, которое носит антисоциальный или противоправный характер (с. 21). Главный вывод, вытекающий из работы, позволяет говорить о том, что правовые запреты, четко очерчивая рамки различных сторон той или иной деятельности, могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в различных сферах административно-правового регулирования, а также нести большую информационную нагрузку (с. 32 — 47). Рецензируемая монография по своему содержанию отвечает требованиям, предъявляемым к подобному виду работ. Данная работа раскрывает цели и задачи, роль и место запрещающих норм административного права в механизме правового регулирования. Таким образом, монография нацелена на приобретение и закрепление знаний относительно содержания и функционального назначения запрещающих норм административного права. Работа предполагает изучение административного права по актуальным вопросам, которые возникают в сфере реализации административного запрета в деятельности органов внутренних дел. Таким образом, монография Е. В. Трегубовой «Административный запрет и проблемы его реализации в деятельности органов внутренних дел» является серьезным трудом, посвященным исследованию актуальной проблемы. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что в монографии содержится новый взгляд относительно решения означенной проблемы.

——————————————————————