Организация деятельности следователя с дежурной частью органа внутренних дел и с участниками следственно-оперативной группы (СОГ) при производстве осмотра места происшествия

(Оздоев Р. Д.) («Российский следователь», 2010, N 16)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ДЕЖУРНОЙ ЧАСТЬЮ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И С УЧАСТНИКАМИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ (СОГ) ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ <*>

Р. Д. ОЗДОЕВ

——————————— <*> Ozdoev R. D. Organization of work of investigator with control room of the agency of internal affairs with members of investigatory-operation group in effectuation of examination of place of occurrence.

Оздоев Р. Д., адъюнкт кафедры теории и социологии управления ОВД Академии управления России, капитан юстиции.

Статья посвящена организации деятельности следственно-оперативной группы (СОГ) на месте происшествия, а также вопросам организации и эффективности взаимодействия следователя (как руководителя следственно-оперативной группы) с дежурной частью и участниками СОГ в процессе работы на месте происшествия.

Ключевые слова: следственно-оперативная группа, участники СОГ, взаимодействие следователя с дежурной частью.

The article deals with organization of activity of investigatory — operation group at the place of occurrence and also the issues of organization and efficiency of interaction of investigator (as a head of investigatory-operation group) with control room and members of investigatory-operation group in the process of work at the place of occurrence.

Key words: investigatory-operation group, members of investigatory-operation group, interaction of investigator and police control room.

Взаимодействие между следователем и дежурной частью начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю. В органах внутренних дел (ОВД) сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и других специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержания преступника. При непосредственном обращении граждан в дежурную часть каждое заявление о преступлении заносится в книгу учета сообщений о происшествиях, в которой отмечается число, время, от кого поступили и о чем (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и сообщений о происшествиях, в которые заносятся сведения, поступившие к следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-оперативной группой с места происшествия, оно регистрируется в журнале о совершенных происшествиях. Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления возбуждать уголовное дело, провести проверку, провести досудебную подготовку материалов. В книге учета сообщений об этом делается пометка. В ней же указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной порядковый номер. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более 30 суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. ст. 144 — 145 УПК РФ). Возбуждение уголовного дела — первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которая предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления <1>. ——————————— <1> Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела // Законность. 1995. N 12. С. 23.

УПК РФ <2> определяет, что одним из следственных действий, проведение которых возможно до возбуждения уголовного дела, является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы (СОГ) для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для задержания преступника. ——————————— <2> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921; СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2200.

В связи с этим дежурному по органу внутренних дел подчинены постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и медвытрезвители, которых он информирует обо всех происшествиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодействие. Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о преступлении — пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях независимо от способа и формы поступления информации о преступлении зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами. Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия, его квалифицированный осмотр следователем — непременное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по горячим следам. Существует тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места преступления, и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале расследования, неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое составление протокола осмотра затрудняют раскрытие и расследование преступлений. Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место совершения преступления, обеспечение которого прежде всего лежит на плечах дежурного по ОВД; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц. Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, поэтому важным вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управление их деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра как в процессе подготовки, так и при его проведении. Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т. п., следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту, и особенности предстоящей работы и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия в группу включается работник ГИБДД, эксперт-автотехник, а при осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т. п. <3>. ——————————— <3> Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел: Метод. пособие / Под ред. Л. М. Карнеевой. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. С. 26.

Участковый уполномоченный, не будучи специалистом, как правило, в осмотре участия не принимает. За исключением случаев, когда он знаком с местом, где совершено преступление, и может помочь восстановлению обстановки. Обязанность следователя — собрать воедино разнообразные данные осмотра, проанализировать их и в связи с полученными результатами решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно определить обстоятельства, при которых было совершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу — в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и задержанию преступника. В связи с этим он еще до окончания осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с дежурной частью в период осмотра возлагается на оперативного работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников <4>. ——————————— <4> Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М.: Российское право, 1992. С. 39.

Таким образом, в ходе осмотра следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно — через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия. В соответствии с ведомственными нормативными актами дежурный по органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых уполномоченных, а также сотрудников ОВД на транспорте, и при необходимости информируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования <5>. ——————————— <5> Вопросы расследования преступлений: Справочное пособие / Под ред. И. Н. Кожевникова, А. Я. Качанова. 2-е изд. М.: Спарк, 1997. С. 224.

Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы.

——————————————————————