Финансовая безопасность Российского государства в контексте национальной безопасности

(Петросян О. Ш.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 2)

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ <*>

О. Ш. ПЕТРОСЯН

——————————— <*> Petrosyan O. Sh. Financial security of the Russian state in the context of national security.

Петросян Олег Шагенович, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается финансовая безопасность государства, содержание которой автор рассматривает как создание условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы страны, государства, региона, предотвращающих возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращения, уровень эффективности государственного управления, его различных ветвей власти и их институтов.

Ключевые слова: государство, нация, гражданское общество, национальная безопасность, финансовая безопасность.

The article considers financial security of the state, the contents of which the author considers as creation of stable, safe functioning of financial system of the country, state, region, preventing arising of financial crisis, default, destruction of financial flows, failures in provision of basic participants of economic activity with financial resources, violation of stability of monetary turnover, level of efficiency of state government, various branches of authority and their institutes.

Key words: state, nation, civil society, national security, financial security.

Реализация конституционных принципов становления гражданского общества, формирования демократического правового социального государства представляет собой сложный противоречивый процесс совершенствования всей системы экономических, социальных, политических, правовых отношений на всех уровнях их проявления — федеральном, региональном, муниципальном, что, в свою очередь, сопровождается различными формами реализации в этих отношениях отнюдь не всегда совпадающих корпоративных, групповых, индивидуальных интересов <1>. Это предопределяет в качестве одной из ключевых проблему достижения баланса интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в том числе как в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, так и при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства <2>. ——————————— <1> Бондарь Н. С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. 2004. N 4. <2> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. N 237. 25.12.1993; Бондарь Н. С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003. N 11.

Институт безопасности в государстве является комплексным правовым институтом, характеризующим организацию защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <3>. ——————————— <3> Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности: Лекция. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. С. 9.

В связи с этим различают: личную, общественную и государственную безопасность, которые в комплексе составляют такую категорию, как национальная безопасность <4>. ——————————— <4> Национальная безопасность и роль ОВД в ее обеспечении: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 10; Зорькин В. Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. 2003. N 11.

В юридической литературе на данный период нет единства мнений об объекте и содержании национальной безопасности. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объектом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом; увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием. Так, рассматривая содержание понятия «безопасность» применительно к объекту, переходим к понятиям «личная безопасность», «общественная безопасность», «государственная безопасность». Поэтому, исходя из закона обратного отношения, понятие «безопасность» шире по объему, чем понятия «национальная безопасность», «общественная безопасность», «безопасность личности», «государственная безопасность», «экологическая безопасность», «демографическая безопасность» и др. Юридическая ответственность за совершение действий, представляющих угрозу различным объектам национальной безопасности, предусмотрена в первую очередь в Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, где определены санкции к лицам, нарушившим запреты, установленные государством. Характеризуя национальную безопасность Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что ее гарантиями будет соблюдение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, а также способность государства создать условия, обеспечивающие безопасность человека, общества и самого государства от внутренних и внешних угроз. Целью обеспечения национальной безопасности является защита личных, политических, социально-экономических прав человека и гражданина, интересов общества и государства. Вместе с тем в Конституции РФ термин «национальная безопасность» отсутствует: в ней говорится о «государственной безопасности» или о «безопасности государства». Конституция России, как и конституции других стран, правильно исходит при этом из понимания государства как «государства-нации» <5>. ——————————— <5> Вишняков В. Г., Андриченко Л. В., Боголюбов С. А., Васильева Л. И., Гравина А. Л., Казанцев Н. М., Конюхова Т. В., Минина Е. Л., Трикоз Е. Н., Чертков А. Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.

В результате противопоставления «государства» и «нации» возникла путаница в этих понятиях, более того, перевод конституционных положений о государственной безопасности Российской Федерации в плоскость политических рассуждений о национальной безопасности сопровождается «растворением» базового понятия «безопасность государства» в многочисленных модификациях национальной безопасности — экономической, продовольственной, экологической, религиозной, морально-этической — безопасностью свидетелей, выступающих в суде, и др. Размывание конституционных основ происходит также путем искусственного разграничения таких понятий, как «личность», «общество», «государство», в отрыве от конкретных правовых норм и механизмов их реализации. Именно такой подход был использован в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в которой говорится самым общим образом об обеспечении «безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» <6>. Тем самым фактически провозглашается примат безопасности личности перед безопасностью общества и государства. Интересы личности при таком подходе определяют интересы общества и государства. Более того, государство, с точки зрения либеральных демократов, не в состоянии обеспечить безопасность личности, поскольку является для нее главным источником опасности. ——————————— <6> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. 18 мая. N 20. Ст. 2444.

Вышесказанное позволяет рассматривать безопасность личности, общественную безопасность, государственную безопасность как элементы национальной безопасности, под которой понимают защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства; принадлежащих стране объектов материальной, интеллектуальной, духовной и иных видов собственности, охраняемых государством в силу их особого значения для существования и развития личности, общества и самого государства <7>. ——————————— <7> Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности: Лекция. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. С. 11.

Экономическая безопасность справедливо рассматривается как составная неотъемлемая часть государственной национальной безопасности. В России Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» <8> введена Стратегия экономической безопасности. Во исполнение этого Указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608» <9>. В указанных документах определены цель и объекты государственной Стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. ——————————— <8> СЗ РФ. 29.04.1996. N 18. Ст. 2117. <9> Российская газета. N 8. 15.01.1996 (без приложений).

Постановлением N 1569 выдвинута задача разработки количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинга и прогнозирования факторов, способствующих возникновению угроз экономической безопасности, проведения исследований для определения тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры для их преодоления, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. В научной литературе категория (и явление) «экономическая безопасность» трактуется по-разному. Так, В. Тамбовцев полагает, что «под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» <10>. ——————————— <10> Тамбовцев В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1995. N 3. С. 14.

Авторы учебника по экономике считают, что экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержание социально-политической стабильности общества <11>. ——————————— <11> См.: Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, Л. К. Большакова. М.: Проспект, 1999. С. 11.

По мнению Л. И. Абалкина, «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» <12>. ——————————— <12> Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 17.

На взгляд В. А. Савина, «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» <13>. ——————————— <13> Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. N 9. С. 25.

А. Х. Хаупшев отмечает: «На наш взгляд, экономическая безопасность России означает такое состояние экономики, при котором осуществляется снятие социальной напряженности внутри государства посредством роста благосостояния населения, возрастания престижа страны на мировом уровне и приоритета национальных интересов, установления конкурентоспособности новейших технологий и видов производства и приумножение потенциала России во внешнеэкономическом пространстве» <14>. ——————————— <14> Хаупшев А. Х. Правовое обеспечение экономической безопасности и проблемы борьбы с организованной преступностью (региональный аспект). М., 1998. С. 11.

А. Архипов, А. Городецкий и Б. Михайлов считают, что «экономическая безопасность — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантировать от различного рода угроз и потерь» <15>. ——————————— <15> Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 21.

Анализируя имеющиеся отдельные расхождения во взглядах разных ученых на понимание экономической безопасности, сформулируем оптимальное определение экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается важнейшая качественная характеристика экономической системы, ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности общества, государства, населения страны, устойчивое обеспечение необходимыми ресурсами развития народного хозяйства, уровень эффективности государственного управления, его различных ветвей власти и их институтов и структур, в том числе судебной власти и ее структурных подразделений. Важнейший элемент экономической безопасности страны — финансовая безопасность. Это — основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Как следует из самого словосочетания «финансовая безопасность», данное понятие является сложносоставным. Структуру анализируемого понятия составляют два самостоятельных термина «финансы» и «безопасность», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку. Финансы (от лат. financia — «наличность, доход») — обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег <16>. ——————————— <16> См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2000. С. 423.

В толковом словаре В. Даля дается понятие «безопасный» как «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный. Безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность. Безопасить кого, оградить, обеспечивать» <17>. ——————————— <17> Даль В. Толковый словарь: В 4 т. М.: Русский язык, 1989. Т. 1. С. 67 — 68.

Словарь русского языка С. И. Ожегова под безопасностью понимает «положение, при котором не угрожает опасность кому, чему-нибудь» <18>. ——————————— <18> Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 40.

На основе анализа ст. 8 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» <19> Р. Б. Осокин под безопасностью понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; систему отношений между субъектами общественной жизни, которые обеспечивают благоприятные условия для функционирования и развития субъектов <20>. ——————————— <19> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Российская газета. N 103. 06.05.1992. <20> См.: Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности: Лекция. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. С. 11.

Точнее относительно определения состояния финансовой безопасности выразился В. И. Сенчагов, который под безопасностью понимал состояние экономики с точки зрения способности самовыживания в условиях возникновения внутренних и внешних угроз, а также функционирования в непредсказуемой окружающей среде и труднопрогнозируемых факторов <21>. ——————————— <21> Сенчагов В. И. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. N 1. С. 98.

Исходя из вышеизложенного, финансовую безопасность целесообразно определить как создание условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы страны, государства, региона, предотвращающих возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращения, уровень эффективности государственного управления, его различных ветвей власти и их институтов.

——————————————————————