Прокурорский надзор за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе России, Росатоме и проблемы борьбы с ядерным терроризмом

(Паненков А. А.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 5)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ, РОСАТОМЕ И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЯДЕРНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

А. А. ПАНЕНКОВ

Ранее в СССР был военно-промышленный комплекс (ВПК), состоявший из режимных и особо режимных объектов, закрытых административно-территориальных образований, военных городков. Специальные органы прокуратуры были созданы для работы на этих особо режимных объектах в целях охраны государственной тайны и установления режима секретности, для конкретной целенаправленной работы по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. Перечень особо режимных объектов определялся постановлениями Правительства СССР. По состоянию на 1991 г. на особо режимных объектах, в городах и поселках жили и трудились около 4 млн. человек. Подчиненные только Второму управлению Генеральной прокуратуры СССР прокуратуры войсковых частей (1991 г. — 86 прокуратур войсковых частей, в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в структуре областных (краевых) прокуратур) дислоцировались в Центральной России, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Москве, Ленинграде, Казахстане, Средней Азии. Численность личного состава воинских частей и формирований, поднадзорных прокуратурам в/ч, на 1991 г. составляла более 200 тыс. человек. Объекты, входившие в перечень особо режимных, в основном строились структурными подразделениями Министерства среднего машиностроения СССР (в настоящее время — Росатом) и Главспецстроя СССР (в настоящее время — Спецстрой России). В 1991 г. Второе управление Генеральной прокуратуры состояло из 31 оперативного работника (включая следователей и старших следователей по ОВД, прокурора-криминалиста) и 12 технических сотрудников. Этим небольшим штатом Второе управление Генеральной прокуратуры СССР организовывало и проводило значительную работу по борьбе с преступностью на особо режимных объектах на территории всего Союза ССР, эффективные профилактические мероприятия. После распада СССР Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в целях разграничения компетенции территориальных и специализированных прокуратур, обеспечения между ними необходимого взаимодействия обязанности по осуществлению надзора за законностью правовых актов и исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, предприятиями, организациями и учреждениями закрытых (монофункциональных) административно-территориальных образований (ЗАТО), режимными предприятиями, обслуживающими их военно-строительными и воинскими частями, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах, — были возложены на прокуратуры войсковых частей (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах). Расследование преступлений осуществлялось в соответствии с подследственностью, предусмотренной уголовно-процессуальным законом: прокуратурами войсковых частей — преступлений на территории закрытых административно-территориальных образований, режимных объектов, а также преступлений, совершенных военными строителями и военнослужащими, связанными с работой на этих объектах, независимо от места совершения <1>. ——————————— <1> Приказ Генерального прокурора РФ от 29.07.1992 N 32 «О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур».

Компетенция прокуратур, осуществляющих надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах (прокуратуры войсковых частей), была позже определена Приказом Генерального прокурора РФ от 09.04.1996 N 24 (с изменениями от 23.05.1997 N 26, 04.08.1997 N 48, 08.12.1998 N 88) «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур». Работники прокуратур войсковых частей эффективно зарекомендовали себя при осуществлении надзора за расследованием резонансных уголовных дел еще в советское время, например, при взрыве на Чернобыльской АЭС, взрыве на станции в Арзамасе, расследовании системных коррупционных преступлений в Узбекской ССР (г. Наманган) и т. д. Восемнадцатого марта 2011 г. на расширенной коллегии министерства обороны Президент России Д. А. Медведев сказал так: «…К сожалению, часть обязательств по государственному оборонному заказу была провалена. В ближайшее время я проведу разбор полетов с определением ответственных и из промышленности, и из структур государственного управления…», а в конце коллегии, обращаясь к Министру обороны России, уточнил: «…по фактам коррупции, лицам, причастным к совершению коррупционных преступлений, предложениям по оздоровлению кадровой ситуации и, соответственно, по уголовной ответственности сопричастных лиц доложите мне отдельно свои предложения вместе с прокурором…» <2>. ——————————— <2> Дмитрий Медведев принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны России. На заседании подведены итоги деятельности Вооруженных Сил в 2010 г. и уточнены задачи на текущий год. URL: http://www. kremlin. ru (18.03.2011).

Создание вновь в настоящее время Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации является требованием времени, отвечает интересам национальной безопасности России и обусловлено следующим причинным комплексом: 1) необходимость создания в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации подразделения (управления), состоящего из специалистов, способных системно и своевременно доводить до руководства Генеральной прокуратуры проблемы режимных и особо режимных объектов, требующих согласованных решений на уровне Совета Федерации Российской Федерации; Государственной Думы РФ; Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ; Министерства обороны РФ; Министерства внутренних дел РФ; Министерства промышленности и торговли РФ; Федерального космического агентства; Госкорпорации по атомной энергии «Росатом»; Федерального агентства специального строительства; Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Федеральной службы по оборонному заказу <3>. Это находится вне компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации; ——————————— <3> Оборонно-промышленный комплекс России. URL: http:// federalbook. ru/ projects/ opk/ opk. html (17.03.2011). Ежегодный специализированный выпуск федерального справочника «Оборонно-промышленный комплекс России» издается с 2005 г. и в настоящий момент является одним из ведущих информационно-аналитических изданий в сфере ОПК. Справочник всесторонне освещает работу ОПК и знакомит с перспективами его развития. В июне 2010 г. вышел в свет очередной шестой том издания «Федеральный справочник» «Оборонно-промышленный комплекс России».

2) специфика отраслей и подотраслей ОПК, Росатома, требующая выработки общих и специфических подходов на уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях эффективного решения возникающих проблем и подготовки актов прокурорского реагирования; 3) незамедлительное принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования на реальные террористические угрозы объектам ОПК и Росатома, не только на уровне прокуратур субъектов, но и генерального прокурора Российской Федерации; 4) разный уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, где дислоцируются режимные и особо режимные объекты ОПК, Росатома, значительное количество объектов и их размещение на территории всей России (около 1200 предприятий и организаций (включая ремонтные заводы Минобороны), расположены в 70 регионах России) требуют не областного (краевого), а централизованного руководства прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах из единого органа (Второго управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации <4>; ——————————— <4> Наряду с прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах органы внутренних дел режимных объектов (ОВДРО) согласно Закону «О ЗАТО» выполняли федеральные функции по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью в 42 закрытых административно-территориальных образованиях. С 2000 г. приняты в оперативное обслуживание все атомные электростанции в России. Сотрудники ОВДРО принимали участие в ликвидации последствий аварий на объектах ядерного комплекса и обеспечивали безопасные условия функционирования важных государственных объектов в период нарастания террористической и экстремистской угрозы. Глава МВД Рашид Нургалиев уже уточнил, что структурные преобразования затронут Департамент обеспечения правопорядка на транспорте и Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. См.: Куликов С. Криминал в реакторном зале. URL: http://vpk-news. ru/ (19.03.2011).

5) необходимость улучшения режима секретности, сохранения государственной тайны на режимных и особо режимных объектах ОПК и эффективное реагирование на нарушения Закона о государственной тайне, сокращение носителей государственных секретов; 6) решение возникающих проблем по реагированию на правонарушения на режимных и особо режимных объектах ОПК и Росатома не на уровне областных (краевых, республиканских) прокуратур, а руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, что существенно увеличивает оперативность и результативность прокурорского реагирования по устранению выявленных нарушений; 7) необходимость обеспечения эффективного прокурорского надзора на особо режимных объектах ОПК, снижения социальной напряженности в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); 8) централизованное руководство всеми прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в целях оперативного реагирования на новые вызовы и угрозы, включая террористические; 9) необходимость оперативного реагирования на нарушения прав человека и гражданина в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), ЗАТО; 10) рост террористических угроз со стороны международных террористических организаций, включая «Аль-Каиду», «Кавказский эмират» и других; 11) ликвидация промежуточного звена — прокуратур субъектов РФ для принятия управленческих решений непосредственно Вторым управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по повышению эффективности деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах; 12) Восстановление вертикально-интегрированных систем прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Восьмого Главного управления МВД РФ (ОВД на режимных объектах — ОВДРО), решает вопросы не только укрепления национальной безопасности, но идет в русле Концепции противодействия терроризму, Военной доктрины России. В п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации <5> к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма, наряду с политическими (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму) и социально-экономическими (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения), относятся правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем). Для выполнения указанных системных профилактических мер прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах необходим координирующий центр в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, которым должно стать Второе управление. ——————————— <5> Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 г.

Министерство промышленности и торговли РФ завершило к началу 2011 г. структурную реформу ОПК, сообщил директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Игорь Караваев. Министерство к началу 2011 г. в основном завершило формирование новой структуры оборонных предприятий и организаций. В нее вошли 50 интегрированных структур, которые выпускают 60% продукции ОПК. Эти структуры включают в основном предприятия и организации авиационной, судостроительной и радиоэлектронной промышленности. К 2015 г. планируется создание 70 интегрированных холдинговых структур, в основном в рамках госкорпорации «Ростехнологии». По его словам, «следующий этап структурных преобразований предполагает создание мощных научных комплексов, которые объединят часть отраслей и подотраслей ОПК» <6>. ——————————— <6> Министерство промышленности и торговли РФ завершило структурную реформу ОПК. URL: http://vpk. name/ (17.03.2011).

Девятнадцатого марта 2010 г. Президент России утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 г. и на дальнейшую перспективу <7>. ——————————— <7> Президент утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 г. и на дальнейшую перспективу (19 марта 2010 г. Московская область, Горки). URL: http:// kremlin. ru/ news/ 7146 (17.03.2011).

22 сентября 2010 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса Президент России Д. А. Медведев отметил, что «только в прошлом году предприятия отрасли получили 175 миллиардов рублей на реализацию антикризисных мер. Оборонно-промышленный комплекс должен стать генератором инноваций. Только в этом случае мы обеспечим и конкурентоспособность в военной и технологической сферах, и модернизацию экономики, и, соответственно, должный уровень национальной безопасности в нашей стране… Особо хотелось бы подчеркнуть значение военных инноваций для борьбы с терроризмом. Новейшие разработки позволяют решать задачи по обнаружению и предотвращению незаконного перемещения ядерных материалов, радиоактивных, наркотических и других опасных веществ. Практически все инновационные наработки в военной области имеют перспективы использования в гражданских секторах экономики, вносят существенный вклад в научно-технологическое развитие государства <8>. ——————————— <8> Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса (22 сентября 2010 г., Московская область, Раменское). URL: http://kremlin. ru/ (17.03.2011).

Создание вновь в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации Второго управления является достойным ответом на рост угроз ядерного терроризма во всем мире. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отнес предотвращение угрозы ядерного терроризма к одним из приоритетов, на которых, по его мнению, следует сосредоточиться международному сообществу в 2011 г. В своей речи он также положительно отозвался о ратификации Россией и США нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, который, по общему мнению, позволяет значительно понизить уровень ракетно-ядерного противостояния США и России и уменьшить риск несанкционированного использования ядерного оружия <9>. ——————————— <9> Иванов С. М. Новые шаги и инициативы мирового сообщества по предотвращению угрозы ядерного терроризма. URL: http:// journal-neo. com/?q=ru/ node/ 4296 (25.02.2011).

Президент США на саммите по ядерной безопасности 13 апреля 2010 г. сказал о том, что «…небольшое количество плутония, размером с яблоко, способно убить сотни тысяч людей. Террористы пытаются получить доступ к этому оружию…» <10>. ——————————— <10> Григорьев А. Барак Обама призвал сплотиться перед угрозой ядерного терроризма. URL: http:// www. voanews. com/ russian/ news/ Summit-Update-safe-ty-2010-04-13-90742599.html (25.02.2011).

Сегмент террористических актов в структуре преступности России в 2010 г. составлял всего 0,00118%, но общественная опасность этих 118 стотысячных процента была очень велика <11>. Поэтому террористический акт является одним из наиболее общественно опасных преступлений не только в структуре преступлений террористического характера, но и всей преступности <12>. ——————————— <11> По данным ГИАЦ МВД РФ, в 2010 г. было зарегистрировано 2628799 преступлений. <12> Из 8 федеральных округов России больше всего террористических актов зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе — 16 (2009 г. — 6), потом шли Центральный ФО — 5 (5, или 0,0%), Южный федеральный округ — 2 (0), Приволжский ФО — 1 (1, или 0,0%). Вообще не зарегистрировано террористических актов в четырех федеральных округах: Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО, Северо-Западном ФО.

Анализ преступлений террористического характера в 2010 г. позволил выделить еще одно уязвимое звено (ахиллесову пяту), по которому ранее планировали нанести смертельный удар террористы, включая международных. Речь идет о росте преступлений, связанных с незаконным оборотом ядерных и радиоактивных веществ. В 2010 г. было зарегистрировано 7 (+133,3%) преступлений по ст. 220 УК РФ («Незаконное обращение с ядерными или радиоактивными веществами») <13> и 2 (-) преступления по ст. 221 УК РФ («Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ») <14>. Следует отметить высокую латентность указанных преступлений. По нашему мнению, это очень опасная тенденция. ——————————— <13> В 2010 г. по ст. 220 УК РФ было зарегистрировано в ЦФО — 2 преступления (Москва — 1, Московская область — 1 преступление), СЗФО — 1 (Вологодская область — 1), СКФО — 1 (Северная Осетия — Алания — 1), УФ — 1 (Челябинская область — 1), СФО — 2 (Томская область — 2), всего 7 преступлений. <14> В 2010 г. по ст. 221 УК РФ было зарегистрировано два преступления: УФО — 2 (Челябинская область — 2).

Все правоохранительные органы и спецслужбы России должны быть готовы к отражению реальных террористических атак на особо важные и особо режимные объекты оборонно-промышленного и атомного комплекса России <15>. К сожалению, мы уже имеем печальный опыт реформирования МВД РФ в отношении милиции на транспорте (взрыв в аэропорту Домодедово 24.01.2011). Необходимо сделать правильные выводы. На заседании Национального антитеррористического комитета 22 февраля 2011 г. было отмечено, что не все решения НАК исполняются. Подтверждением этому служит факт неисполнения решения 16-го заседания Комитета, состоявшегося в октябре 2008 г., которым Минтрансу и МВД России поручалось подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения об увеличении штатной численности подразделений транспортной милиции, которые так и не были реализованы. Потребовалось дополнительное указание Президента страны, чтобы вновь вернуться к этому вопросу. И такие примеры, к сожалению, не единичны <16>. ——————————— <15> Мы можем выделить следующие особенности организованной террористической деятельности в России в 2010 г. Организаторы террористических актов в 2010 г. стали шире применять транспортные средства, груженные взрывчатыми веществами, как орудие совершения преступлений, в том числе террористами-смертниками. Другой особенностью организованной террористической деятельности уже в 2011 г. стала ее активизация в зимний период времени, не дожидаясь появления «зеленки», т. е. весны, лета, и использование в качестве террористов-смертников этнических русских, принявших ислам (Мария Хорошева, Раздобудько), что существенно облегчало достижение преступного результата. Следующей особенностью организованной террористической деятельности на Северном Кавказе явилось использование и приведение в действие в критической ситуации террористами взрывных устройств, закрепленных на правом или левом плече, в целях затруднить в последующем работникам правоохранительных органов и спецслужб России идентификацию личности смертников, выявления круга пособников, в том числе из числа родственников, а также установления количества денежных средств, полученных ими за самоподрыв (нападение на с. Центорой, здание Парламента Чеченской Республики в 2010 г.). <16> Дмитрий Медведев провел во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета (22 февраля 2011 г., Владикавказ). Выдержки из стенографического отчета о заседании Национального антитеррористического комитета. Директор ФСБ России А. В. Бортников.

Обеспечения безопасности особо важных и особо режимных объектов ОПК и Росатома в России имеет свою специфику, особенности. По нашему мнению, не надо дожидаться очередного резонансного террористического акта, а действовать на опережение. В связи с отсутствием возможности перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования терроризма, незаконного оборота оружия, наркотиков силами правоохранительных органов и спецслужб России, а также пресечь проникновение на территорию России эмиссаров международных террористических организаций и наемников, через которых поступает основная часть финансовых средств из-за рубежа, следует прогнозировать активизацию участников ОПФ: использование смертников, в том числе на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, поиск и нанесение ударов организаторами террористической деятельности (в том числе за рубежом) по наиболее уязвимым местам, включая объекты ОПК и атомные станции, расширение географии террористических актов и террористической активности на другие субъекты Российской Федерации. Ядерный терроризм может заключаться не только в создании или похищении ядерного заряда. Потенциально террористы могут применить «грязную» атомную бомбу (обычное взрывное устройство в совокупности с радиоактивными материалами не оружейных кондиций), атаковать АЭС или иной ядерный центр (например, хранилище радиоактивных отходов) и иные акты саботажа <17>. ——————————— <17> Григорьев А. Барак Обама призвал сплотиться перед угрозой ядерного терроризма. URL: http:// www. voanews. com/ russian/ news/ Summit-Update-safe-ty-2010-04-13-90742599.html (25.02.2011).

Предложения

1. В целях укрепления национальной безопасности, предупреждения потенциально возможных террористических актов на особо важных и особо режимных объектах оборонно-промышленного и атомного комплексов следует восстановить систему отделов полиции Восьмого Главного управления МВД России (с 01.01.2010 переподчиненных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) и централизованную структуру прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это не повлечет никаких дополнительных материальных затрат, так как будет происходить в рамках штатной численности личного состава МВД РФ и работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Восстановление вертикально-интегрированной системы Восьмого главного управления МВД РФ <18> и Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответствует требованиям не только Стратегии национальной безопасности России, но и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. ——————————— <18> Куликов С. Криминал в реакторном зале. URL: http://vpk-news. ru/ (19.03.2011).

Восьмое Главное управление МВД РФ и централизованная система прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры РФ (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах находятся в структуре областных, краевых и республиканских прокуратур, которые напрямую не подчиняются Генеральной прокуратуре РФ) смогут обеспечить необходимый уровень прокурорского надзора в целях безопасности подведомственных и поднадзорных особо важных и особо режимных объектов. Последствия террористических атак на объекты ВПК, ракетно-ядерного комплекса, атомных электростанций, ЗАТО могут иметь катастрофические последствия для нашего государства. Восстановление вертикально интегрированных систем прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Восьмого Главного управления МВД РФ (ОВД на режимных объектах — ОВДРО) решает вопросы не только укрепления национальной безопасности, Концепции противодействия терроризму, Военной доктрины, но и ставит надежный заслон коррупционным проявлениям на режимных и особо режимных объектах ОПК и Росатома, куда планируется вложить около 20 трлн. бюджетных рублей. Только при повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, совершенствовании организационно-штатной структуры правоохранительных органов (в том числе структуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации МВД РФ) и спецслужб России, эффективном международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом и его финансированием, активной помощи руководителей субъектов, улучшении социально-экономического положения жителей дотационных республик СКФО возможно реальное предотвращение террористических атак на особо важные и особо режимные объекты России, выполнение задач государственного плана вооружений, основ политики России в области развития ОПК до 2020 г. и на дальнейшую перспективу, Стратегии национальной безопасности России.

Список использованной литературы

1. Приказ Генерального прокурора РФ от 29.07.1992 N 32 «О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур». 2. Дмитрий Медведев принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны России. На заседании подведены итоги деятельности Вооруженных Сил в 2010 г. и уточнены задачи на текущий год. URL: http://www. kremlin. ru (18.03.2011). 3. Оборонно-промышленный комплекс России. URL: http:// federalbook. ru/ projects/ opk/ opk. html (17.03.2011). 4. Министерство промышленности и торговли РФ завершило структурную реформу ОПК. URL: http://vpk. name (17.03.2011). 5. Президент утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 г. и на дальнейшую перспективу. URL: http:// kremlin. ru/ news/ 7146 (17.03.2011). 6. Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса (22.09.2010, Московская область, г. Раменское). URL: http://kremlin. ru/ (17.03.2011). 7. Иванов С. М. Новые шаги и инициативы мирового сообщества по предотвращению угрозы ядерного терроризма. URL: http:// journal-neo. com/?q=ru/ node/ 4296 (25.02.2011). 8. Дмитрий Медведев провел во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета (22 февраля 2011 г., Владикавказ) // Выдержки из стенографического отчета о заседании Национального антитеррористического комитета. Директор ФСБ России А. В. Бортников. 9. Морозов О. И. Спасибо за службу. М.: Издательство «Щит», 2000. 10. Григорьев А. Барак Обама призвал сплотиться перед угрозой ядерного терроризма. URL: http:// www. voanews. com/ russian/ news/ Summit-Update-safe-ty-2010-04-13-90742599.html (25.02.2011).

——————————————————————