Надзор за исполнением воздушного законодательства

(Фатыхов Т. М.)

(«Законность», 2012, N 3)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Т. М. ФАТЫХОВ

Фатыхов Т. М., старший помощник Казанского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Республики Татарстан.

Автор статьи пишет о своем опыте работы при проверке соблюдения требований воздушного законодательства при возведении башни сотовой связи в районе аэродрома экспериментальной авиации.

Ключевые слова: прокуратура; воздушное законодательство; безопасность; представление.

Supervision for execution of air law

T. M. Fatykhov

The author writes about his experience when checking compliance with air laws in the construction of cellular towers in the terminal area of experimental aircraft.

Key words: prosecutor, air legislation, safety, performance.

Казанская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах РТ выявила нарушения требований воздушного законодательства при возведении башни сотовой связи в районе аэродрома экспериментальной авиации.

Одно из приоритетных направлений деятельности Казанской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах РТ — осуществление надзора за исполнением требований воздушного законодательства при проведении испытательных полетов воздушных судов поднадзорными предприятиями.

В связи с произошедшими в 2011 г. трагическими событиями в г. Петрозаводске и г. Ярославле проблема обеспечения безопасности при проведении полетов воздушных судов стала наиболее актуальной и обсуждаемой темой в средствах массовой информации.

За прокуратурой закреплены предприятия, выпускающие авиационную технику гражданского и военного назначения: вертолеты МИ-8, МИ-17, Ансат, самолеты ТУ-160, ТУ-214, а также беспилотные летательные аппараты, используемые в качестве воздушных мишеней при проведении военных учений с использованием сверхзвуковых реактивных истребителей.

Испытательные полеты вновь созданных на казанских предприятиях или прошедших ремонтные работы воздушных судов производятся почти ежедневно над густонаселенным городом, в котором проживает более миллиона человек, поэтому любое отклонение от норм Воздушного кодекса, допущенное администрациями военных заводов, не просто недопустимо, а крайне опасно для жителей Казани.

В октябре 2010 г. на расстоянии менее двух километров от взлетно-посадочной полосы аэродрома экспериментальной авиации ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» по курсу взлета воздушных судов были возведены железобетонная опора СК-26 башни сотовой связи высотой 24 метра и технический контейнер автоматической базовой станции сотовой связи регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО «Мегафон».

Башня и контейнер были размещены в огороде частного дома, расположенного в пос. Сухая Река Авиастроительного района г. Казани, на арендованных у хозяина дома нескольких квадратных метрах участка.

По словам сотрудников летно-испытательной службы ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова», появление по курсу взлета с взлетно-посадочной полосы аэродрома башни сотовой связи было настолько неожиданным, что они не сразу поверили пилотам, сообщившим об обнаружении препятствия во время взлета и набора высоты вновь построенного самолета ТУ-214 при проведении испытательного полета.

На тот период летно-испытательная станция ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» организовывала проведение испытательных полетов воздушных судов с периодичностью примерно через один день. То есть башня сотовой связи была возведена всего за один или два дня.

Близкое расположение от взлетно-посадочной полосы аэродрома, а также высота башни сотовой связи регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО «Мегафон» создавали реальную угрозу безопасности при проведении испытательных полетов воздушных судов ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова», так как столкновение самолета с башней сотовой связи неминуемо привело бы к авиационной катастрофе с множеством жертв среди жителей густонаселенного пос. Северный и близлежащих населенных пунктов, а также крупному материальному ущербу.

Кроме этого, нахождение препятствия по курсу взлета самолетов создавало угрозу срыва сроков сдачи воздушных судов, собранных в ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова», заказчикам, одним из которых является Министерство обороны РФ, так как без обязательного налета определенного количества часов самолет сдан быть не может.

После поступления указанной информации в прокуратуру была немедленно организована проверка исполнения требований воздушного законодательства РФ при возведении объекта в районе аэродрома экспериментальной авиации ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» — «Казань (Борисоглебское)». Был осуществлен выезд на место обнаружения препятствия, зафиксировано его расположение и произведена фотосъемка. Были установлены собственник земельного участка, на котором расположена башня сотовой связи, и собственник самого объекта.

В ходе проверки установили, что в соответствии с договором строительного подряда, заключенного между региональным отделением по РТ Поволжского филиала ОАО «МегаФон» (заказчик) и ЗАО «Премиуминженилинг» (исполнитель), в районе аэродрома экспериментальной авиации ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» — «Казань (Борисоглебское)» на земельном участке, принадлежащем Г., в пос. Сухая река установлены железобетонная опора СК-26 башни сотовой связи высотой 24 метра и технический контейнер автоматической базовой станции сотовой связи.

Согласно преамбуле Воздушного кодекса РФ государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

В соответствии со ст. ст. 46, 47 Воздушного кодекса проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома. Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 128 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 (ныне утратило силу), организации, заинтересованные в размещении объектов в районе аэродрома, должны согласовать их размещение со старшим авиационным начальником аэродрома.

Согласование размещения объектов в районе аэродрома совместного базирования проводится с учетом интересов всех пользователей воздушного пространства, воздушные суда которых базируются на этом аэродроме. Согласованию подлежит размещение:

— объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома;

— линий связи и электропередачи, а также других источников радио — и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств независимо от места их размещения.

Населенный пункт, в котором региональным отделением по РТ Поволжского филиала ОАО «МегаФон» установлены железобетонная опора СК-26 башни сотовой связи высотой 24 метра и технический контейнер автоматической базовой станции сотовой связи, расположен на расстоянии около 3,5 километров от контрольной точки аэродрома ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» — «Казань (Борисоглебское)» и на расстоянии около 1 километра от обзорного радиолокатора аэродрома «Казань (Борисоглебское)», в связи с чем размещение указанного объекта требует обязательного согласования с администрацией ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова».

Однако в нарушение указанных положений воздушного законодательства РФ строительство железобетонной опоры СК-26 башни сотовой связи высотой 24 метра и технического контейнера автоматической базовой станции сотовой связи в районе аэродрома «Казань (Борисоглебское)» не было согласовано с собственником и старшим авиационным начальником аэродрома «Казань (Борисоглебское)».

Кроме этого, 16 июня 2010 г. заместителем руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани — начальником управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и старшим авиационным начальником аэродрома «Казань (Борисоглебское)» — генеральным директором ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» утверждена основанная на воздушном законодательстве РФ схема ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома «Казань (Борисоглебское)», согласно которой поселок Сухая река г. Казани находится в секторе, в котором запрещено любое строительство, а также в двухкилометровом радиусе запрета любого строительства от обзорного радиолокатора аэродрома «Казань (Борисоглебское)».

В связи с выявленными нарушениями казанский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах РТ старший советник юстиции С. Старостин внес в адрес директора регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО «МегаФон» представление об устранении нарушений требований воздушного законодательства РФ.

В представлении помимо описательной части и ссылки на нарушенные действиями регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО «МегаФон» нормы права было указано, что нарушение требований воздушного законодательства РФ при возведении в районе аэродрома «Казань (Борисоглебское)» высоких объектов, излучающих радиоволны, может привести к авиационной катастрофе с многочисленными человеческими жертвами, причинением вреда здоровью людей и крупному материальному ущербу, отвечать за последствия которой будут должностные лица ОАО «МегаФон», пренебрежительно отнесшиеся к законодательству РФ, преследовавшие цели извлечения максимальной выгоды и получения материальных благ в ущерб безопасности граждан, проживающих в г. Казани.

После получении представления администрация регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО «МегаФон» немедленно приняла меры по устранению допущенных нарушений требований воздушного законодательства РФ. Башня сотовой связи была демонтирована и вывезена в течение нескольких дней. Работа летно-испытательной службы ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» была возобновлена.

По итогам работы за 2010 г. казанский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах РТ С. Старостин признан лучшим прокурором Республики Татарстан среди районных и городских прокуроров. Немаловажную роль в столь высоком признании сыграла и четко отлаженная работа по осуществлению надзора за исполнением требований воздушного законодательства.

——————————————————————