Антикоррупция-2013: законодательство совершенствуется
(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 12)
АНТИКОРРУПЦИЯ-2013: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ
В. М. КОРЯКИН
Корякин В. М., доктор юридических наук.
В статье проводится анализ нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, принятых в 2013 г.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная деятельность.
Anti-corruption-2013: legislation is being improved V. M. Korjakin
In the article the analysis of normative legal acts in the sphere of combating corruption, adopted in 2013.
Key words: corruption, anti-corruption, anti-corruption activities.
Журнал «Право в Вооруженных Силах» на протяжении последних пяти лет в своем последнем номере за очередной год традиционно подводит итоги правового обеспечения антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Корякин В. М. Антикоррупция-2009: основные итоги // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 12; Он же: Антикоррупция-2010: некоторые итоги и задачи // Там же. 2010. N 11; Он же: Антикоррупция-2011: продолжение следует // Там же. 2011. N 12; Он же: Антикоррупция-2012: итоги и перспективы // Там же. 2012. N 12.
В 2013 г. продолжилось совершенствование антикоррупционного законодательства, в отношении которого уже можно говорить как об относительно самостоятельной подотрасли отечественной правовой системы. Антикоррупционное законодательство пополнилось двумя очень важными законодательными актами: были приняты и вступили в силу Федеральные законы от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и N 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Первым из указанных Законов в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение. Применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации действие указанного Федерального закона распространяется на Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, а также на военнослужащих и государственных гражданских служащих, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (в частности, к данной категории относятся воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров). Вторым из названных Законов — Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ — внесены изменения и дополнения в 23 законодательных акта Российской Федерации. В частности, подп. «д. 1» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дополнен абзацем, предусматривающим возможность увольнения военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия в случае нарушения им самим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Помимо законодательной базы противодействия коррупции, в 2013 г. продолжало совершенствоваться и подзаконное регулирование антикоррупционной деятельности. Так, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» определены органы, в которые гражданами, претендующими на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, и лицами, замещающими указанные должности, должны представляться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такие сведения представляются в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) <2>. ——————————— <2> В Минобороны России такими подразделениями являются Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации и подчиненные ему в специальном отношении кадровые органы видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей, военных организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. Согласно данному нормативному акту на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения: а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов; б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям; в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Следует отметить, что в порядке реализации законодательного требования об опубликовании указанных сведений они размещаются на официальном сайте Минобороны России (по адресу: http://mil. ru/anti-corruption/income_info. htm), где можно ознакомиться с данными сведениями, поданными военнослужащими, государственными гражданскими служащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. Помимо упомянутых выше законов и указов Президента Российской Федерации, в 2013 г. во исполнение актов более высокой юридической силы изданы четыре Приказа Министра обороны Российской Федерации по антикоррупционной проблематике: 1) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 285 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих»; 2) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 463 «О возложении функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Министерстве обороны Российской Федерации»; 3) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 478 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и работниками сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; 4) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 484 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и соблюдения работниками требований к служебному поведению». Первым из указанных актов — Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 285 — на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих отдельные должности <3>, распространены ограничения, запреты и обязанности, ранее действовавшие только в отношении государственных служащих. В частности, на них возложена обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. ——————————— <3> Перечень таких должностей утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп.
Названным Приказом предписано внести в трудовые договоры указанных работников дополнения о соблюдении ограничений, выполнении запретов и обязанностей. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 463 определены полномочия центральных органов военного управления и должностных лиц Минобороны России по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Данный Приказ предписывает: 1) заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления: — обеспечить соблюдение военнослужащими и лицами гражданского персонала ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнение ими обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством; — принять меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; — обеспечить деятельность аттестационных комиссий при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; — обеспечить реализацию военнослужащими и лицами гражданского персонала обязанности уведомлять статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации, командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений; — организовать правовое просвещение военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений; — проводить разбирательства в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших коррупционные и иные правонарушения; — определить в подчиненных подразделениях должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) начальнику Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации организовать: — деятельность комиссии Минобороны России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; — оказание военнослужащим и лицам гражданского персонала консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, а также с уведомлением в установленном порядке Министра обороны Российской Федерации или статс-секретаря — заместителя Министра обороны, органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения военнослужащими и лицами гражданского персонала коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, военнослужащими и лицами гражданского персонала, претендующими на замещение должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Минобороны России, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России, и военнослужащими и лицами гражданского персонала в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения военнослужащими и лицами гражданского персонала требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности в Минобороны России, ограничений при заключении ими после увольнения (ухода) с государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; — подготовку в соответствии со своей компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции; — проведение служебных проверок в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала по решению представителя нанимателя; 3) начальнику Инспекции Минобороны России по личному составу организовать: — проверки соблюдения в Вооруженных Силах Российской Федерации антикоррупционного законодательства, проведения должностными лицами органов военного управления разбирательств, служебных проверок по фактам нарушения законности и профилактики коррупционных и иных правонарушений; — направление информации о выявленных нарушениях в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации для осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 478 утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и работниками сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно указанному Порядку граждане и военнослужащие, претендующие на замещение должностей, включенных в соответствующие перечни <4>, представляют: ——————————— <4> Такие перечни утверждены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп.
— сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности (на отчетную дату); — сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности (на отчетную дату). В период замещения указанных должностей военнослужащие, государственные гражданские служащие и лица гражданского персонала ежегодно представляют: — сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; — сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода. Сведения представляются в соответствующие кадровые органы. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 484 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и соблюдения работниками требований к служебному поведению. Согласно указанному Положению проверка осуществляется по решению: — Министра обороны Российской Федерации — в отношении граждан и работников, за исключением граждан, претендующих на замещение должностей, либо работников, замещающих должности, назначение на которые производится Президентом Российской Федерации; — статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации, командующих войсками военных округов, флотами, начальника 12-го Главного управления Минобороны России и начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих объединениями, соединениями, командиров (руководителей) воинских частей и организаций Минобороны России — в отношении граждан и работников, которых они имеют право назначать своими приказами на соответствующие должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или работника и оформляется в письменной форме. Кадровые органы Минобороны России осуществляют проверку: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами и работниками, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются должностными лицами Минобороны России, а также сведений, представляемых указанными гражданами и работниками в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками; в) соблюдения работниками требований к служебному поведению. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней должностными лицами, принявшими решение о ее проведении. Кадровые органы осуществляет проверку самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении проверки подразделение или должностное лицо, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, вправе: а) истребовать от гражданина или работника сведения о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена эта сделка; б) изучать представленные гражданином или работником сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; в) проводить по своей инициативе беседу с гражданином или работником, в том числе в случае поступления ходатайства; г) получать от гражданина или работника пояснения по представленным им сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам; д) направлять в установленном порядке запрос в государственные органы и организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или работника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином; о соблюдении работником требований к служебному поведению; е) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию; ж) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или работником. Работник, в отношении которого проводится проверка, вправе: а) давать в письменной форме пояснения достоверности и полноты представленных сведений о доходах и расходах в ходе проверки и по ее результатам; б) давать в письменной форме пояснения об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка; в) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; г) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. На период проведения проверки работник может быть отстранен от замещаемой им должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения работника от замещаемой им должности ему выплачивается денежное содержание по замещаемой им должности. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией. Подводя итог обзору антикоррупционных законодательных актов, принятых в 2013 г., можно утверждать, что в Российской Федерации последовательно внедряются антикоррупционные технологии, выработанные и апробированные мировой практикой, что, несомненно, даст эффект в деле противодействия одному из наиболее общественно опасных явлений современности — коррупции. В полной мере это относится и к военной организации государства.
——————————————————————