Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности
(Шабунина А. Н., Горевой Е. Д.) («Мировой судья», 2011, N 10)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А. Н. ШАБУНИНА, Е. Д. ГОРЕВОЙ
Шабунина А. Н., мировой судья судебного участка N 4 Центрального округа г. Курска, кандидат юридических наук.
Горевой Е. Д., мировой судья в отставке, кандидат юридических наук.
Научно-технический прогресс, развитие техники и технологии, с одной стороны, и старение парка технических средств в России — с другой, придают новое звучание вопросам обеспечения безопасности и ответственности за нарушение требований соответствующих правил и регламентов. Проблема ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности представляется сегодня особенно актуальной в связи с целым рядом трагедий в этой области. В 2010 г. принят Федеральный закон, установивший уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте <1>, а именно за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). ——————————— <1> Федеральный закон от 27.07.2010 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4164.
Научных работ последних лет, посвященных исследованию темы уголовной ответственности за нарушение правил безопасности, в принципе не так много <2>, а работ, учитывающих последние внесенные законодателем изменения, практически нет. В то же время норма очевидно жизнеспособная и будет востребована практикой. Но на пути реализации этой нормы правоприменителя будут подстерегать многочисленные проблемы: субъектный состав; перечень правил, ответственность за нарушение которых может наступать по ст. 263.1 УК РФ; отграничение от смежных составов и др. Для преодоления этих проблем, уяснения основных правил квалификации подобных преступлений рассмотрим подробнее состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. ——————————— <2> См.: Иванцова Н. В., Сосновский А. Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2010. N 2. С. 5 — 8; Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 — 42; Пикуров Н. И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 11 — 13; Скрынник А. М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право. 2010. N 3. С. 20 — 25; и др.
Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, являются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. С объективной стороны деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 263.1 УК РФ, возможно как в форме действия, так и бездействия и выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. Диспозиция ст. 263.1 УК РФ бланкетная, т. е. не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам. При определении перечня актов, имеющих правовое значение для квалификации по данной статье, можно ориентироваться на Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <3>, согласно п. 2 которого государственный транспортный инспектор при осуществлении контрольных (надзорных) функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также Положением. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (вместе с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции) // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3170.
Состав сконструирован как материальный, т. е. предусматривает обязательное наступление общественно опасных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1); смерть человека (ч. 2); смерть двух и более лиц (ч. 3). С субъективной стороны состав характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т. е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых — неосторожностью по отношению к последствиям. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, является специальным — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства или использующим их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Например, согласно ч. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта, безопасность судоходства обеспечивает судовладелец, в том числе и путем назначения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» <4> для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатываются соответствующие планы. ——————————— <4> Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
Согласно пп. 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств <5>… в Плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. ——————————— <5> Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета. 07.04.2010.
Кроме того, наличие в штате лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, может быть одним из условий лицензирования. Например, такое правило содержится в пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом <6>. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711.
При анализе диспозиции ст. 263.1 УК РФ возникает вопрос, с которым неизбежно столкнется и правоприменительная практика: следует ли относить к числу субъектов данного преступления государственных транспортных инспекторов. Правовой статус государственных транспортных инспекторов — должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — детально урегулирован упоминавшимся уже Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, согласно которому государственные транспортные инспекторы осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности. В том числе инспекторы осуществляют контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности и соблюдением законодательства о транспортной безопасности, а также обязаны оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте. С учетом вышеприведенных п. п. 1, 3, 10 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляется, что их также следует отнести к кругу лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и, соответственно, к числу субъектов состава, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 263.1 УК РФ,- неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах — необходимо отличать прежде всего от преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, — недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Данные преступления отличаются по характеру совершаемых деяний. Так, объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, составляют недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В судебной практике под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства), а под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями <7>. ——————————— <7> См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // БВС РФ. 2009. N 2.
Кроме того, составы, предусмотренные ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ, отличаются и по субъектам. Так, субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, могут быть как работники автотранспортных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть <8>. ——————————— <8> См.: пункт 18 того же Постановления.
Субъект данного преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления. Им является лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это прежде всего должностные лица транспортных хозяйств и любых других предприятий, организаций, на которых действующими приказами, распоряжениями руководителей либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность по обеспечению ремонта и выпуска на линию транспортного средства и организации его безопасной эксплуатации. К их числу могут быть отнесены заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры, дорожные контролеры, инженерно-технические работники. Из закона не вытекает, что субъектом является должностное лицо. Руководители автохозяйств, троллейбусных и трамвайных парков могут своим приказом назначить ответственными лиц, не являющихся должностными, но по своему образованию, профессиональной подготовке способных исполнять возложенные на них обязанности по проверке выпускаемых на линию транспортных средств <9>. Исходя из принятого судебной практикой толкования субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ, совпадают. ——————————- <9> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б. Т. Разгильдиева и А. Н. Красикова. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 465.
По сути, поскольку при недоброкачественном ремонте и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного ТС нарушаются требования по обеспечению транспортной безопасности, норму ст. 263.1 УК РФ можно назвать общей по отношению к норме ст. 266 УК РФ, и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, совершенном лицом, на которого возложена ответственность по организации его безопасной эксплуатации субъектом преступлений, ответственность наступает по ст. 266 УК РФ как по специальной норме. В остальной части ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ не конкурируют между собой и соотносятся как смежные составы преступлений (см. табл.).
Таблица
Сравнительная характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ
N Наименование Ст. 263.1 УК РФ Ст. 266 УК РФ признака
Объект
Родовой Общественная безопасность
Видовой Безопасность движения и эксплуатации транспорта
1 Непосредственный:
Требования по обеспечению Порядок эксплуатации транспортной безопасности всех видов основной на объектах транспортной транспортных средств инфраструктуры и транспортных средств
здоровье человека
дополнительный собственность —
факультативный жизнь человека
Транспортные средства, пути сообщения, предмет средства сигнализации преступления или связи либо иного транспортного оборудования
Объективная сторона
Недоброкачественный Деяние Неисполнение требований ремонт, а равно выпуск в эксплуатацию
2 Тяжкий вред здоровью человека
либо крупный ущерб Последствия (свыше 1 млн. руб.)
Смерть человека (ч. 2)
Смерть 2 или более лиц (ч. 3)
Субъект
Специальный:
3 Субъект лицо, ответственное лицо, ответственное за обеспечение за техническое транспортной безопасности состояние транспортных средств
Субъективная сторона
4 Смешанная: Форма вины лицо осознает общественную опасность деяния; лицо неосторожно относится к последствиям
Таким образом, даже поверхностный анализ состава ст. 263.1 УК РФ показывает, что практическое применение этой нормы вызовет определенные проблемы. Тем более что преступления, квалифицируемые по ч. 1 этой статьи, подсудны мировым судьям, поскольку ее санкция не превышает трех лет лишения свободы, а в перечень изъятий из подсудности мировых судей новая статья не включена (ст. 31 УПК РФ), в то время как части первые ст. ст. 263 и 264 с сопоставимыми санкциями отнесены к подсудности районных судей ввиду сложности предмета доказывания по данным делам. Совершенно очевидно, что требуется дальнейший теоретический анализ положений ст. 263.1 УК РФ, основанный на анализе прокурорско-следственной практики, а потому приглашаем всех желающих к дискуссии.
——————————————————————